МИНУС КАРНАВАЛИЗАЦИЯ ВСЕЙ АРМЕНИИ
Не нужно думать, что те процессы в Армении, которые движутся "по нисходящей", являются самобытными. Духовностью в лучшем смысле этого слова сегодня не могут похвастаться ни Россия, где сатанисты жгут церкви, ни страны "закатывающейся" Европы.
ОДНАКО У ВСЕХ ВСЕ ЕЩЕ СОХРАНЯЮТСЯ УНИКАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ даже в процессах регресса и падений, связанные с особенностями менталитета и истории. Знаменитое исследование Михаила Бахтина "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса" должно быть актуализировано культурологами, политологами, имиджмейкерами, спичрайтерами. Потому что сегодня больше всего востребован политик и журналист - игроки. Виктор Черномырдин создал свою харизму на косноязычии, трансформируя его в мыслеформы. Сергей Лавров также предпочитает официозу и коммьюнике троллинг, порой с соленым словцом.
Сам Михаил Бахтин ссылался на русского литературоведа Алексея Веселовского, который увидел в фигуре Рабле, кому-то казавшейся непотребной, циничной, веселого мальчика, выпущенного из курной избы, олицетворявшего коллективное народное темное и тайное, на городскую площадь.
Впрочем, доказательства от противного сегодня демонстрирует Армения. Народное ее почти никогда не было темным, не связывалось с постыдными и вытесненными желаниями, а носило черты здорового, ясного, солнечного начала.
Впрочем, то, что попытки карнавализации политических процессов будут проводиться, было слишком очевидно. Несмотря на героизм, порой экзальтированность, армянский характер один из немногих в мире, который может рассматриваться как "раблезианский", но с большими поправками. Армяне с древности любят театр, шутку, жестикуляцию, искусство миманса. Однако христианство именно здесь табуировало то, что не смогло в Европе. Утрировал тему великий Борхес в рассказе "Сообщение Броуди". Он описал вырождающийся народ иеху: чтобы привлечь к себе внимание, вчерашние люди кидают друг в друга грязью.
Как мы понимаем, с культом плодородия это уже не связано.
Говоря современным языком, Бахтин выровнял карму средневекового человека, то, что считалось пошлостью, мир увидел в другом свете: связанной с обрядово-зрелищными формами, жанрами фамильярно-площадной речи. Бахтин часто повторяет слово "амбивалентность". Эта двойственность народной культуры таит в себе не только скрытую до поры до времени вторую запретную жизнь. Она искушает применить ее и в буднях. Она, как оказалось, смогла формировать в современном обществе такие зоны, где вольный, когда-то "пасхальный смех" или традиция бросать в толпу экскрементами в "праздники дураков" сегодня применяется как лакмусовая бумага. И проявляет отрицание уважения к личности, к духовности народа, пытаясь представить карнавализацию вместо культивируемых веками норм общественного устройства.
КАРНАВАЛИЗАЦИЯ В ЛЮБОЙ СТРАНЕ, БУДЬ ТО АРМЕНИЯ, РОССИЯ ИЛИ ИСПАНИЯ, будет всегда иметь характер тайного оружия, направленного в самую сердцевину народа. Иначе чем объяснить появление таких причудливых персонажей, как новый глава ВАК в нацистской форме, он "пошутил", приравняв евреев к фашистам? И это в стране, где за четыре года войны было призвано более 500 тысяч армян, где в 1941 году население республики составляло менее 1 миллиона 400 тысяч человек.
Да, в Армении никогда не смеялись, не кощунствовали над смертью. Вы не найдете здесь той фетишизации, что есть, например, в Мексике с ее ацтекскими культами. Ее история с несколькими волнами этнических чисток не располагает к такому защитному механизму психики.
Бахтин писал о том, что карнавал не созерцают, в нем живут, и живут все, по идее своей он всенароден. Вот один из ключей к тем явлениям, которые так настораживают и оскорбляют тех армян, кто не знает, как очистить житейское поле от масок и прозвищ, придать жесткую, прагматичную форму тем трансформациям, что идут сегодня.
В конце концов, карнавал - это вторая жизнь народа, а когда она вытесняет первую, унижает ее и уничтожает, действительно становится страшно. Как было бы страшно средневековому французу, который, вернувшись с праздника домой, попросил у матери похлебку, а она, обернувшись к нему, предстала бы в образе ведьмы или развратной герцогини.
Карнавализация жизни переворачивает ценности. Зрелища, праздники, игрища, где господствует вольный фамильярный контакт, где человек перерождается для новых, чисто человеческих отношений, без иерархии, в реальности делает противоположный эффект: он разъединяет людей, наносит болезненные психологические травмы. И если карнавал освящает неравенство, то площадная реальность сегодняшней Армении, напротив, ведет к желанию резко ограничить себя, круг своих единомышленников. Но не сливаться с теми, кто монополизировал слово "жоховурд".
Валерия ОЛЮНИНА
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-04-17 17:52
«Сегодня в 7 часов вечера я пойду к Шенгавитскому суду, где будет рассматриваться вопрос ареста Самвела Варданяна. По сути, Самвела мало того что подло избили, так еще и хотят засадить его по обвинению в разжигании ненависти», - написал на своей странице в Фейсбук эксперт по информационной безопасности Карен Вртанесян.
-
2024-04-17 17:48
Политолог Карен Игитян пишет на своей странице в Фейсбук:
-
2024-04-17 13:13
Полицейские, которые, замаскировавшись, допустили истязания находящегося под их надзором молодого человека, попытаются оправдаться и извиниться перед народом, но клеймо на репутации армянского полицейского останется, написал на своей странице в ФБ член Исполнительного органа РПА Артак ЗАКАРЯН, пожелав служителям правопорядка хоть немного подумать о завтрашнем дне.
-
2024-04-15 11:27
Казахстан хочет быть не просто "тюркским братом" или одним из партнеров по ОДКБ и ЕАЭС, он пытается показать себя самостоятельной евразийской субстанцией, способной генерировать и предлагать нетривиальные идеи и решения, считает ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО, российский политолог Сергей МАРКЕДОНОВ.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2023-11-18 10:38
Статья 330 УК пришла на помощь молотку с лентами цвета государственного флага, которым Пашинян под занавес предвыборной агитации 2021 г. обещал ударить по головам своих противников. Это было после угроз уложить на асфальт и колотить об стены, но до угрозы о принуждении «облизать бордюры». На фоне уголовного преследования в отношении правозащитника Аветика Ишханяна, азербайджановеда Арминэ Адибекян, общественного деятеля Нарека Маляна (15 ноября арест продлили еще на 3 месяца), отца погибшего героя Гарика Галеяна и др. СМИ периодически напоминают про угрозы, озвученные на заседании постоянной парламентской комиссии депутатом от фракции «ГД» Артуром Ованнисяном. Он пригрозил отрезать язык и уши кандидату от оппозиционных фракций на пост омбудсмена экс-руководителю аппарата КС Эдгару Казаряну, и остался безнаказанным.
-
2023-04-22 11:05
Пашинян знал, что за его спиной архитекторы цветных переворотов 23 апреля 2018 г. Серж Саргсян подал в отставку с поста премьер-министра, который занял по выдвижению РПА и АРФ "Дашнакцутюн". Парламентские выборы 2 апреля 2017 г., в отличие от всех предыдущих, не сопровождались поствыборными возмущениями, иностранные наблюдатели не зафиксировали существенных нарушений, оппозиция не оспорила результаты голосования. РПА совместно с АРФ "Дашнакцутюн" выдвинула кандидата на пост премьер-министра. 16 апреля сторонники Пашиняна уже провоцировали стычки с полицией. 17 апреля они пытались сорвать заседание парламента.
-
2023-02-25 09:58
Людям из окружения главаря режима позволено нарушать закон 3 февраля стало известно, что дядя (брат отца) экс-вице-премьера, а ныне главного советника Пашиняна Амбарцума Матевосяна Агаси Матевосян арестован в связи с грабежом 2 граждан РФ в Гюмри. Грабительство было совершено 4 местными жителями, включая дядю главного советника, который является членом фракции "ГД" в совете Гюмри. Очевидно, что близкий родственник экс-вице-премьера оказался в списке правящей партии на выборах в совет Гюмри, благодаря родственным связям.
-
2022-11-09 10:11
В полной мере вкусили плоды «бархатной революции», инспирированной извне. Дошли уже до актов самосожжения. Впрочем, как вам уверенно скажет апологет Пашиняна, Никол ни в чем не виноват. Как не виноват в том, что политические заключенные умирают в зале суда, либо, не дождавшись приговора, в больницах, не выдержав условий содержаний под арестом.