Последние новости

МИНИАТЮРНЫЕ КОЛОССЫ АЛЬБЕРТА АВЕТИСЯНА

Исторические судьбы армянского народа сложились так, что он оказался рассеянным по всему земному шару. Однако где бы ни был армянин, под каким сильным влиянием чужой культуры и чужого языка ни находился, в нем всегда живет кусочек Армении, тот неистребимый дух, который помог народу сохранить свою национальную самобытность в течение многих веков.

Член Союза художников Армении и России, член Союза профессиональных художников ЮНЕСКО, Европейской академии искусств, Академии искусств, наук и литературы Франции, Альберт АВЕТИСЯН с 1999 года вместе с супругой художницей Ж. Симонян живет во Франции.

 Член Союза художников Армении и России, член Союза профессиональных художников ЮНЕСКО, Европейской академии искусств, Академии искусств, наук и литературы Франции, Альберт АВЕТИСЯНТАЛАНТ АЛЬБЕРТА АВЕТИСЯНА ПРОЯВИЛСЯ СОВЕРШЕННО ЕСТЕСТВЕННО. Родился в Грузии в 1949 году, через год семья переехала в Ереван. С раннего возраста в нем проявляется тяга к искусству, и в шесть лет он поступает в Школу искусств в Ереване, а в 1971 году оканчивает Ереванский театрально-художественный институт.

Еще студентом А. Аветисян участвовал в выставках не только в Армении, но и в России, Украине, Аргентине, Египте, Бельгии, Голландии. В творчестве скульптора естественным образом синтезируются простота древнего искусства, настроенного на глубокую мудрость предков, цепь метафор, утонченный поиск форм, свойственных концу XX столетия.

Глядя на его скульптуры, можно вспомнить и Джакометти, и Манцу, и Мура. Великие современники открыли путь скульптуре ХХ столетия, но внимательный художник всегда найдет свою дорогу. Особенно если у него есть что сказать, если живут в нем память, боль, ощущение связи с былым и вечным. У А. Аветисяна всего этого в избытке. В его работах совершенно отсутствуют притворная салонность, суетное желание нравиться. Скорее наоборот: художник акцентирует ''тяжелое дыхание'' пластических масс, драматическую борьбу объемов, суровое изящество, умение наполнить форму беспокойной взрывной силой. Скульптуры А. Аветисяна заполняют сознание. Масштаб мысли и пластическая монументальность делают их миниатюрными колоссами.

В период 1970 - 1996 годы скульптор создал более 20 монументальных произведений, а также декоративных композиций, которые сегодня украшают площади, административные здания и культурные центры Армении, России, Украины. Среди них 350-тонный бронзовый памятник ''Форсирование Днепра'' (1985) для мемориала Государственного музея Украины (совместно со скульптором Фридом Согояном), в своем роде один из редчайших в мире. Во Франции "летают" ''Птицы'' (1988), посвященные жертвам Спитакского землетрясения (в городе Иси-ле-Мулино). "Свободный человек" (2009) посвящен памяти жертв всех тоталитарных режимов ХХ века (совместно со скульптором Дезире Бардо), установлен в городе Плесси-Робинсон. Монументальные композиции от 3 до 7 метров в высоту, сотворенные из бронзы, меди, сплавов, дерева, мрамора, травертина, впечатляют своей оригинальностью и структурой. Симбиоз материала с квинтэссенцией сюжета выражает совершенство пластики форм в сочетании с исключительным мастерством артиста и его безупречным вкусом.

 Миниатюрные колоссы Альберта АветисянаПО ЗАКАЗУ АРМЯНСКОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ ''СВЯТОЙ МАШТОЦ'' французского города Арфорвиля скульптор создал барельеф для Зала торжеств. На нем изображены портреты деятелей армянской культуры - Мовсеса Хоренаци, Анания Ширакаци, Мхитара Гераци, Мхитара Гоша, Тороса Рослина, Момика. Эта работа - дар армянского скульптора учебному заведению.

Национальные традиции никогда не становились для мастера самоцелью, хотя им созданы скульптурные портреты маршала Худякова, Джона Киракосяна, генерала Аматуни и другие, каждый из которых покоряет своей индивидуальностью. Работы А. Аветисяна предназначены прежде всего для сосредоточенного, неторопливого рассматривания, игры воображения. Их уникальность видна даже не посвященному в тайны искусства зрителю. Скульптор точен в передаче характеров и движений, в деталях и фактах. Кажется, что его скульптуры - это маленькие новеллы, притчи, мифы, сконцентрировавшие в себе чувства и мысли созидателя. В работах последних лет он проникает в глубины внутреннего мира человека, раскрывая мир драматических переживаний любви и наслаждения, воплощенные в бронзовых скульптурах: ''Амазонка'', ''Сестра милосердия'', ''Материнство'', ''Моя муза'', ''Комитас'', ''Мадам Баттерфляй'', ''Жанна Симонян''.

Как любой восточный человек, А. Аветисян по-особому чувствует и понимает женщину. Он обращается к извечной и излюбленной теме скульптуры - к прекрасному обнаженному телу. Фигура обнаженной женщины привлекает гармонией и певучестью линий, красотой силуэта, мягкой экспрессией. Легкая модуляция поверхности, спокойствие и уравновешенность, красота замкнутого контура, обобщенность форм, музыкальность ритма и тонкость световых эффектов выявляют в работах нюансы эмоционального состояния, полные изящества и элегантности. Мастер черпает вдохновение в мифах и архаической скульптуре Древней Греции, и его смело можно назвать эротичным скульптором старшего поколения мастеров.

К А. Аветисяну приходит международная известность. За активный вклад в развитие французской культуры, выставочную деятельность он неоднократно удостаивался многочисленных серебряных, золотых наград: медаль Каннской международной выставки, Grand Palais в Париже и др. В Париже 18 февраля 2018 года состоялась очередная международная выставка, на которой скульптор также был награжден золотой медалью.

А.МАРГАРЯН, старший научный сотрудник отдела скульптуры НКГА, искусствовед

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • СИНТЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО АНАТОЛИЯ АВЕТЯНА
      2023-06-17 10:36

      В Союзе художников Армении прошла выставка авторских работ одного из талантливейших мастеров отечественного арта Анатолия Аветяна. Рассчитанная на одну неделю выставка продлилась еще 7 дней, что позволило большему числу ереванцев и гостей столицы соприкоснуться с магией творчества Аветяна, в которой живопись гармонично сливается с техникой работы по металлу, а декоративность одних панно лишь подчеркивает глубину замысла других.

    • «ДНИ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ» БЕНИКА ПЕТРОСЯНА
      2022-11-18 10:47

      С 11 по 13 ноября по столичному адресу ул. Анрапетутян, 38 прошли «Дни открытых дверей», посетить которые спешил каждый, кто небезразличен к армянской культуре. И не удивительно, ведь в течение всех трех дней посетителям была дана эксклюзивная возможность соприкоснуться с творчеством одного из талантливейших скульпторов Армении Беника Петросяна. И не где-нибудь, а на территории дома, где каждый уголок связан с творчеством этого непревзойденного Мастера, чье богатейшее наследие было вновь представлено в эти дни публике.

    • АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ЯРЛЫК НА ЧУЖИХ СКУЛЬПТУРАХ
      2021-08-25 10:07

      В течение нескольких лет в Шуши по инициативе проживающего в Италии нашего соотечественника известного скульптора Вигена АВЕТИСА периодически проводился Международный скульптурный симпозиум, на который съезжались видные мастера со всего мира. Оставаясь в культурной столице Арцаха несколько недель, они на месте создавали авторские работы в дар народу Арцаха. После основания в Шуши Музея изобразительного искусства эти скульптуры были установлены на его территории - в знаменитом Парке скульптур, ставшем не только излюбленным уголком шушинцев, но и туристов.

    • С АРЦАХСКИМ СОЛНЦЕМ В КРОВИ
      2021-05-09 10:18

      В Арцахе его знают все: и взрослые, и дети. Он не маг, не волшебник. Он заслуженный художник НКР, скульптор, автор  Государственного герба Арцаха, сотен картин и графических работ - Лаврент ГАЛАЯН. Его искусство сопровождает арцахцев с первых дней колыбели, в течение всей жизни.