Последние новости

ПРАЗДНИЧНЫЙ МАРАФОН ПРОДОЛЖАЕТСЯ...

XII Международный фестиваль классической музыки, пиком которого стали недавние выступления знаменитого скрипача Сергея Хачатряна, задавшего высокий тон начавшимся событиям, продолжается. В рамках фестиваля помимо ярчайшего концерта, открывающего этот крупный осенний марафон, состоялись еще несколько праздничных вечеров, в которых приняли участие солисты самых разных стран. И если новых имен среди них не слишком много, эта проблема все же не так остра, как репертуарная.

НЕТ СОМНЕНИЯ, ЧТО БЛЕСТЯЩИЕ ИНСТРУМЕНТАЛИСТЫ-СКРИПАЧИ, виолончелисты великолепно сыграют концерты Брамса, Моцарта, десятикратный лауреат международных конкурсов Вадим Холоденко достойно представит Фортепианный концерт соль-мажор Равеля, а Филармонический оркестр в очередной раз размашисто исполнит Пятую симфонию Шостаковича или эмоционально, но не слишком изысканно Сорок первую Моцарта. А хочется больше свежести, какого-то прорыва в неизведанное, ведь так мало наше внимание привлечено к тому, что назовут наследием завтра - к творчеству наших современников.

Разве живой диалог художника с его современником, вынесенный на всеобщее обозрение, не является важнейшим феноменом культуры? И независимо от реакции публики, пусть даже и резко негативной, зерно при этом попадает в почву, незримо прорастает в ней, оказывает реальное воздействие на развитие художественных вкусов общества, на весь ход культурно-исторического процесса. К тому же вряд ли следует напоминать, что наш Филармонический оркестр именуется национальным. Так кому же следует играть больше произведений армянских современных авторов и национальную классику, как не Филармоническому оркестру?

Конечно, время от времени Филармоническому оркестру удается осуществить этот прорыв в современную музыку. И данный фестиваль не исключение. Так, в его программе были две замечательные премьеры, которые значительно подняли авторитет и достоинство его организаторов. Филармонический оркестр под управлением Эдуарда Топчяна с блеском, мастерски, с безупречным чувством стиля сыграл "Увертюру" Александра Арутюняна. Знал какой-то секрет наш ранимый классик, который передает его партитуре такую мистическую глубину, полноту и красоту. И в исполнении нашего главного оркестра это звучит здорово.

ЗАМЕЧАТЕЛЬНО БЫЛА СЫГРАНА И ВТОРАЯ ПРЕМЬЕРА СКРИПИЧНОГО концерта современного армянского автора Вагаршака Закаряна, посвященного Сергею Хачатряну, превосходно исполнившему сольную партию. Стечение народа к дверям филармонии в день концерта можно было вполне принять за демонстрацию - ощущение, что весь город намерен втиснуться в пространство Большого зала. Несомненно, успех концерта во многом связан с именем Сергея: ведь в его интерпретации  любое произведение может получить яркую огранку. Выразительность его игры сообщает произведению жизнь, вдыхает в него душу и, по всей видимости, дает путевку в жизнь. Но надо отдать должное и композитору, проявившему незаурядное мастерство. Неразрывная связь прошлого и настоящего, новаторского и традиционного главенствует в концерте. Великолепный солист, отлично игравший Филармонический оркестр под управлением Э. Топчяна, искренняя, по-настоящему профессиональная музыка. Это прекрасное триединство сделали премьеру композитора праздничным событием. Кстати, в рамках фестиваля из современных армянских авторов было исполнено и сочинение Тиграна Мансуряна "Колебание", к которому мы обратимся в завершающей статье фестиваля.

 ПРАЗДНИЧНЫЙ МАРАФОН ПРОДОЛЖАЕТСЯ...СРЕДИ ПОДЛИННЫХ УДАЧ ФЕСТИВАЛЯ - КОНЦЕРТ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ДНЮ независимости республики, в программе которого были Двойной концерт Брамса для скрипки, виолончели и оркестра - в первом отделении, Фортепианный концерт соль-мажор и сюита N2 "Дафнис и Хлоя" Равеля. В нем были заняты солисты экстра-класса - Клара-Джуми Кан (скрипка), виолончелист Тим Парк (Германия) и пианист Вадим Холоденко (Россия). Артисты новой волны, они получили широкое признание и успешно выступают на многих престижных сценах мира, вызывая живейший интерес и специалистов, и любителей музыки. С именем каждого из них связаны многие яркие и примечательные музыкальные события последних лет. Симпатии к ним все эти годы не ослабевали, а возрастали. Факт сам по себе знаменательный, если учесть, что многообещающих артистических дебютов ныне не мало, а вот счастливых судеб на сцене не так уж и много.

Двойной концерт Брамса для скрипки, виолончели и оркестра звучал в этом зале не раз в исполнении именитых музыкантов, и каждый раз по особому раскрывалась музыка композитора - благородная, исполненная глубокой мысли, драматизма и мощи. Музыканты феноменальной виртуозности - Клара-Джуми Кан и Тим Парк обладают редким даром неиссякаемого наслаждения игрой на своих инструментах. Два одаренных молодых солиста, равных партнера и дирижер Топчян заражали друг друга искрометной радостью артистического состязания, охватившего и оркестр. Этот последний то вовсе растворялся в стихии аккомпанирования, то воодушевленно и ликующе пел свои tutti. Порой завораживала тихая беседа инструментов, когда звучащая скрипка вслушивалась в голос виолончели и потом они сливались в созвучии с оркестром, а зал же замирал, чтобы не пропустить ни единой интонации в этом полном значения обмене репликами. Исполнение звучало как лирическая исповедь, философский диалог, размышление или спор. Зал, покоренный такой доверительностью и искренностью артистов, сразу откликнулся: духовная близость исполнителей и слушателей, возможная в камерной обстановке, воцарилась в огромном концертном зале. И оркестр звучал достойно, в полном взаимопонимании с Брамсом. Сдержанная, строгая манера исполнения, свойственная дирижеру, была очень кстати, Брамс от этого не пострадал, а, напротив, предстал впечатляющим и волнующим.

Ясностью мысли, хорошим вкусом, стилистическими тонкостями покорил российский пианист Вадим Холоденко. О технике не говорю - фантастическая! Равель в его исполнении звучал интересно, наполненно, ярко. Никакой слащавости, салонности в помине нет, - подлинные чувства, заставляющие переживать.

ПРОГРАММА СОЛЬНОГО КОНЦЕРТА - ЛАУРЕАТА МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНКУРСОВ Нары Аветисян в Большом зале филармонии была посвящена творчеству Моцарта (соната до мажор, К. 330), Бетховена (Sonata, опус N110), Шумана (Креслериана), Прокофьева (Сарказмы, опус N17), Бабаджаняна (Поэма). Талантливая пианистка тонко, чутко уловила стилистическую природу этих произведений, глубину, особенность каждого из сочинений, исполняя их с подкупающей искренностью и простотой. Среди достоинств пианистки, проявившихся в интерпретации этих сочинений, хочется особенно отметить ее музыкальную чуткость, способность услышать главный "голос" среди всего богатства звучаний и виртуозное умение переходить от одного образно-эмоционального состояния к другому, исключая при этом всякую инерцию мышления. Программа отличалась разнообразием и шла от сочинения к сочинению как бы на крещендо.

Кульминацией XII Международного музыкального фестиваля стал концерт 18 октября, посвященный мероприятиям в рамках XVII саммита Франкофонии. Подлинно сенсационным было участие в этом концерте артиста мирового класса, швейцарско-французского флейтиста Эммануэля Паю, сыгравшего Скрипичный концерт Арама Хачатуряна в переложении на флейту. Аккомпанировал ему Филармонический оркестр под управлением Э. Топчяна.

Победитель многих международных конкурсов, удостоенный многих премий, среди которых - премия Фонда Иегуди Менухина, музыкальных премий ЮНЕСКО, "Виктуар де ля мюзик", Эммануэль Паю введен в Зал славы журнала "Граммофон". Он ведет активную концертную деятельность, гастролирует в Европе, Азии, США, регулярно выступая в сопровождении оркестров на различных фестивалях. Как солист он сотрудничал с крупнейшими дирижерами, такими как Клаудио Аббадо, Джованни Антонини, Даниэль Баренбойм, Пьер Булез, Даниел Хардинг, Лорин Маазел и другими. Им записано более 20 дисков, которые неизменно получают единодушное признание у критиков и завоевывают награды. Эммануэль Паю - кавалер французского Ордена искусств и литературы за вклад в музыкальное искусство. Он также является почетным членом Королевской академии музыки в Лондоне и послом ЮНИСЕФ. Поэтому заполучить такого востребованного в мире артиста было явно не очень просто. Но результат вполне оправдал усилия организаторов фестиваля. Э. Паю действительно - лучший флейтист мира. Заслушаешься. Так приятно это состояние на филармоническом концерте - заслушаться.

Как все ново у него, как изобретательно, свежо и сердечно! Он покорил блеском и глубиной исполнения. Играя, он творил музыку словно впервые. Испытываешь величайшую радость от согласного красивого звучания флейты и оркестра, от каждого инструмента в нем. С каждым тактом открывался музыкант небывалого мышления, таланта, характера, облика, личности, стиля, способа выражения. Зал аплодировал долго, признательно. Как-то все понимали, что присутствуют при событии особом. Артист выходил и кланялся - скромно и торопливо...

Фестиваль продолжается...

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПОД ЗНАКОМ АВЕТА ТЕРТЕРЯНА
      2019-03-18 11:49
      2747

      Завершен X фестиваль композиторского творчества Весна нынешнего года в музыкальном отношении была достаточно насыщенной. Как и ежегодно, было множество концертов, гастролей. Но, к сожалению, подлинно ярких событий наблюдалось немного. Не стали откровением и встречи с зарубежными музыкантами, хотя в сонме этих исполнителей были артисты, достойно отражающие нынешний музыкальный процесс. Меньше всего хотелось бы вникать в причины этого, поскольку в каждом отдельном случае срабатывают свои законы и играют роль свои обстоятельства. Важнее другое: не дать забыть конкретные факты искусства, его существенные проявления, хранимые, как всякое музыкальное событие, лишь в форме впечатления.

    • ДРАМАТУРГИЯ ТВОРЧЕСТВА КОНСТАНТИНА ПЕТРОСЯНА
      2019-03-16 17:00
      2398

      Выход новой книги в наши дни - явление неординарное. Ее издание требует определенного мужества и, главное, средств. Потому монография о композиторе Константине Петросяне, написанная нашим давним автором доктором искусствоведения, заслуженным деятелем искусств РА Маргаритой Рухкян, искренне порадовала.

    • СВЕТ ИСКУССТВА МАРИАМ АСЛАМАЗЯН
      2019-03-14 10:44
      3515

      ХХ век подарил нам немало ярких, неординарных армянских живописцев. Имена этих корифеев на слуху: Мартирос Сарьян, Седрак Аракелян, Ваграм Гайфеджян, Акоп Коджоян... Они остались в армянской культуре поразительными взлетами творческого гения. Сейчас из полузабытья выступают фигуры их учеников и наследников. В их ряду и прекрасный живописец и график Мариам Асламазян.

    • ВОЛШЕБНО ЗВУЧИТ "ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА"
      2019-03-07 17:09
      5403

      На сцене Национального оперного театра с успехом прошла премьера бессмертной оперы Моцарта ...Слушаешь музыку и погружаешься в многоцветный мир хрустальных отблесков, мягкого перезвона колокольчиков, в сверкающую атмосферу кристальной чистоты и ласковой нежности звуков... Это ощущение не ново, оно охватывает всякий раз, когда звучит музыка "Волшебной флейты" Моцарта.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПОД ЗНАКОМ АВЕТА ТЕРТЕРЯНА
      2019-03-18 11:49
      2747

      Завершен X фестиваль композиторского творчества Весна нынешнего года в музыкальном отношении была достаточно насыщенной. Как и ежегодно, было множество концертов, гастролей. Но, к сожалению, подлинно ярких событий наблюдалось немного. Не стали откровением и встречи с зарубежными музыкантами, хотя в сонме этих исполнителей были артисты, достойно отражающие нынешний музыкальный процесс. Меньше всего хотелось бы вникать в причины этого, поскольку в каждом отдельном случае срабатывают свои законы и играют роль свои обстоятельства. Важнее другое: не дать забыть конкретные факты искусства, его существенные проявления, хранимые, как всякое музыкальное событие, лишь в форме впечатления.

    • ФРАНКОФОННОЕ КИНО НА ЕРЕВАНСКОМ ЭКРАНЕ
      2019-03-14 11:25
      1969

      Уже третью весну Французский альянс в Армении при поддержке Посольства Франции в РА проводит Фестиваль франкофонных фильмов, приглашая широкую публику открыть для себя многообразие кино франкоязычных стран.

    • ПАМЯТИ МУЗЫКАНТА И ПЕДАГОГА
      2019-03-11 12:42
      1940

      Заслуженный деятель искусств России, профессор Новосибирской Государственной консерватории им. М.И. Глинки, заведующий кафедрой камерного ансамбля, струнного квартета и концертмейстерского мастерства, Виктор Минасян скончался 7 марта текущего года на 78-м году жизни.

    • ЕЩЕ ОДНА НАГРАДА В МОЕМ ЧЕМОДАНЕ
      2019-03-11 12:16
      1606

      Награда догнала героя! Точнее, героиню. Вчера на сцене Государственного театра кукол им. Туманяна директор международного фестиваля Armmono Марианна Мхитарян вручила заслуженной артистке РА Наринэ Григорян Первую премию прошедшего в Санкт-Петербурге Международного театрального фестиваля "Монокль", полученную за спектакль "Моя семья в моем чемодане". И это уже четвертая международная награда трагического и жизнеутверждающего спектакля об Арцахской войне.