Последние новости

ВЛЮБЛЕН В МУЗЫКУ И ЖЕНАТ НА ВИОЛОНЧЕЛИ

Виолончелист Артем Манукян - желанный гость в Ереване. Его выступления на родине всегда проходят при полном аншлаге, собирая публику, открытую ко всему новому, неожиданному, экспрессивному. За 7 лет жизни и творчества в США он обрел поклонников практически по всему миру, столь часты его гастроли и широк спектр музыкального сотрудничества. Арто Тунчбояджян, Ваагн Айрапетян, Тигран Амасян, Вардан Овсепян, Джо Завинул, Драко Россо, Рики Мартин, Стиви Уандер, Гретхен Парлато и многие другие - перечислить всех звезд мировой музыки, с которыми выступал талантливый виолончелист, трудно.

В ЭТИ ДНИ АРТЕМ МАНУКЯН ВНОВЬ ПОБЫВАЛ В ЕРЕВАНЕ, НА ЭТОТ РАЗ с одной из топовых американских певиц, Мелоди Гардо, с которой сотрудничает с прошлого года. Визит в Армению состоялся в рамках саммита Франкофонии. Несмотря на сверхзанятость, Артем успел дать два персональных концерта в столичном клубе "Ками". Его едва удалось перехватить по дороге в аэропорт, где он должен был встретить Мелоди Гардо, и задать несколько вопросов.

- Артем, ваше становление как музыканта имеет интересную историю. Говорят, в детстве вы не особо жаловали виолончель, а потом вдруг воспылали к ней страстью. Это так?

- Я рос в музыкальной семье, и мама, пианистка, приобщила меня к музыке с детства, обучила азам игры на фортепиано. Потом все пошло по стандарту: меня отвели в музыкальную школу им. С. Джрбашяна, я сдал экзамены и поступил в класс фортепиано. Но вдруг ко мне подошел преподаватель виолончели и предложил перейти в его класс. Я впал в недоумение, пожаловался родителям, что меня хотят пристроить к какому-то деревянному шкафу, так я воспринял тогда виолончель, но реакция родителей была позитивной, и с начала сентября я пошел осваивать виолончель. Первые три года казались каторгой, я мечтал сломать инструмент, но родители и учитель настойчиво следили за уроками, и в 4-м классе неожиданно для себя я занял 2-е место на музыкальном конкурсе, и тут что-то дернуло внутри. Я подумал: если смог, не любя инструмент, добиться успеха, то что будет, если я иначе взгляну на виолончель? Переворот в душе резко изменил мое отношение к музыке и мою судьбу.

- В школе вы начинали с классики, да и в консерватории обучались как  классический виолончелист, но публика знает и любит вас совершенно в ином жанре. Как это получилось?

- Я с детства любил слушать музыку, в основном хип-хоп. Классику слушал разве что на концертах, куда меня через "не хочу" водила мама. Папа был прекрасным знатоком и коллекционером джаза: у него можно было найти любой самый свежий диск или кассету. И с конца 1990-х я увлекся джазом. В 1998 г. в школе Эдуард Арутюнян, специалист по ударным инструментам, собирал группу Pokrjazz. Мне показали пару приемов на контрабасе и бас-гитаре, и я влился в группу, самостоятельно постигая эти инструменты. Музыка, которую мы исполняли, была мне ближе по духу, я увлекся бас-гитарой, начал слушать Майлса Дэвиса, Джако Пасториуса и других. В 2000 г. поступил в Ереванскую консерваторию как классический виолончелист, учился у Медеи Абрамян и Арама Талаляна. Одновременно вливался в музыкальные группы разных стилей, жанров, направлений, пытаясь найти близкую моей натуре музыку. Одним из интересных составов оказался ансамбль современной музыки AUS, основанный пианистом Артуром Аванесовым. Мы исполняли сочинения молодых композиторов-современников, о существовании которых знали только в узких кругах. По сути, AUS вывел из подполья авангардную музыку, став единственным коллективом в Закавказье, исполняющим "фрэш". Для меня группа стала мостом от классики к чему-то совершенно новому. Вскоре я вошел в группу "Армадам", начал выступать с ребятами в клубах, играя на бас-гитаре и виолончели. В 2003 г. произошло чудо...

 Виолончелист Артем Манукян- Это было связано с Арто Тунчбояджяном?

- И Ваагном Айрапетяном. Они играли в столичном The Club, Ваагн пригласил меня на вечер, где он и Арто собирались импровизировать. Он представил меня Арто, а тот сразу сказал: "Если хочешь, в конце дам возможность сыграть с нами". Я ждал, когда Арто подаст знак, и этот миг настал. Все прошло чудесно, а после он пригласил меня записаться в альбоме его группы Armenian Navy Band. Арто был моим кумиром: как-то давно отец отвел меня на Ереванский джаз-фестиваль, где выступала американская группа Night Ark, созданная исполнителем на уде Ара Динкджяном. В составе группы были и другие знаменитости - пианист Армен Донелян, певец и перкуссионист Арто Тунчбояджян, басист Марк Джонсон. Я был поражен их игрой, после концерта Джонсон подарил мне диск, а Арто - автограф.

Я уехал работать в Грецию, затем учился в Германии. В 2004 г. вернулся в Ереван и получил приглашение от Ваагна Айрапетяна играть с ним свободную музыку в дуэте (Crazy Duo), затем и в созданной им группе "Катунер". Меня стали приглашать ведущие певцы и музыканты Армении - "Дорианс", Рубен Ахвердян, Инга и Ануш Аршакян и другие для записи  клипов, обретших затем бешеную популярность. В Armenian Navy Band я попал в 2006 г. неожиданно: буквально перед концертом мне позвонили и сказали, что Арто срочно нужен бас-гитарист. Пришлось купить инструмент и бежать на концерт. С Арто Тунчбояджяном я объездил полмира и вскоре начал перекладывать музыку с бас-гитары на виолончель, что стало одной из отличительных черт моего исполнительского искусства. В 2008 г. я получил право на стажировку в Berkley College of Music Бостона.

- Как складывалась жизнь за океаном?

- Поначалу пришлось привыкать к новым условиям, налаживать контакты. Меня поддержал известный пианист и мой друг Тигран Амасян, мы дали пару концертов  дуэтом. Затем меня пригласил в свою группу пианист и композитор Вардан Овсепян, и сегодня мы участвуем в проектах друг друга. Однажды Ара Динкджян, с которым в юности я мечтал сыграть, пригласил меня в свою группу вместо легендарного басиста Марка Джонсона.  Я записался с рэппером DMC, звездами латиноамериканской поп-музыки Рики Мартином и Драко Россо. Кстати, записанная с ними песня получила "Латин Грэмми", работал с трубачом Хербом Альбертом, барабанщиком Питером Эрскином, басистом Адриеном Феро, Стиви Уандером, Алехандро Сансом и другими супермузыкантами.  Теперь выступаю в  группах таких легендарных американских певиц, как Мелоди Гардо и Гретхен Парлато. Мелоди Гардо пригласила меня после ухода своего басиста-немца, поначалу требовала играть как он, но вскоре оценила мою манеру игры.

- А как вы охарактеризуете свой стиль игры?

- Это современная импровизационная музыка, но с добавлением "груви" - нестандартная заводная, энергичная музыка. Основа мелодии сохраняется, но присутствует элемент импровизации. Каждое исполнение  - это новая музыка, неповторяющиеся краски и интонации. В США много музыкантов этого направления, и в мире этот стиль популярен. В Армении мне было сложно найти единомышленников, а в США музыкант-импровизатор востребован, тут люди живут с этой музыкой, не волнуясь, что их не поймут. Традиционный стиль остался только в классике, а остальное традиционное сегодня в мире воспринимается как нечто старое, архаичное.

- Наверное, трудно постоянно импровизировать?

- Нет, импровизация зависит от публики, импульса, который она дает музыкантам. Не важно, сколько людей в зале, клубе, может быть всего один человек, но, если он дает хороший заряд энергии,  импровизация льется сама по себе. Это зависит от настроения, от музыкантов, с которыми играешь. Если тебя понимают, легче импровизировать. Мне приходилось импровизировать по 6-7 часов нон-стоп. За это умение я благодарен Арто Тунчбояджяну, Ваагну Айрапетяну, с которыми начинал. Они кладезь нескончаемого креатива, оба владеют и теорией музыки, и практикой импровизации, поэтому и школа у меня была прекрасная. В Америке импровизация - обязательный фактор, без которого к серьезным музыкантам не подойти.

- Пару лет назад вы записали свой первый авторский альбом. Какие песни из него особенно вам близки?

- Citizen, как назван альбом, был записан в 2015 г. Диск родился в США и был записан с ведущими музыкантами. За годы творчества у меня накопилось много личных эмоций, размышлений, впечатлений, которые хотелось выплеснуть в музыке. Я написал 10 треков, диск был прекрасно принят издательствами США, Европы, России, Армении, разошелся по разным континентам, в том числе и по Японии. Я люблю все трэки, но публике больше пришлись по душе два - Waltz for Maya (Вальс для Майи), который я посвятил своей дочери, и 3Mas Dub. Сейчас работаю над вторым диском, который будет не похож на первый. Надеюсь издать его на будущий год и презентовать также в Ереване. Это сольный альбом, где будет звучать виолончель, ставшая частью моей жизни, лучшим другом и второй женой.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АРМЯНСКИЕ ПОВАРА РАДУЮТ МЕДАЛЯМИ
      2019-04-19 13:36
      789

      Армянские повара и кулинары - дипломаты ничуть не меньшие, чем представители посольств. Именно поэтому им удалось не только популяризовать блюда нашей национальной кухни и победить на фестивале в Дагестане, но и получить благодарность от делегации Азербайджана. Несколькими днями ранее наши повара завоевали еще один приз, на этот раз на международной выставке Culinary Taste of Culture ("Кулинарный Вкус Культуры") в Египте. Об этом в информационном агентстве "Спутник Армения" рассказали председатель ОО "Развитие и сохранение кулинарных традиций" Седрак МАМУЛЯН, исполнительный директор этой организации Арби КАРАХАНИ и повар Юра САРГСЯН.

    • ИСКУССТВО И ФИЗИКА НА ОДНОЙ СЦЕНЕ
      2019-04-17 14:12
      1308

      19 апреля в Большом концертном зале Арама Хачатуряна ожидается музыкальный фейерверк. Так обещают организаторы и участники концерта Gate of Frequency ("Ворота в звуковые частоты") - популярный музыкант, исполнитель на ударных инструментах и певец, призер "Грэмми" Арто Тунчбояджян и известный пианист, заслуженный артист Армении Ваагн Айрапетян.

    • ЭФИОПСКОЕ СОЛНЦЕ В ЕРЕВАНЕ
      2019-04-15 10:51
      2192

      До недавних пор имя Гоар Геворкян (Коар Кеворкян) было практически не известно в Армении. Талантливую художницу, самобытного дизайнера и эффектную молодую женщину из Эфиопии ереванцам представила арт-галерея "Нур". Именно здесь 5 апреля открылась выставка работ Гоар, названная Sun Dance, или "Солнцепляс". Несмотря на то что художница посещает Армению с 2001 г., это первая, к тому же персональная ее выставка на исторической родине.

    • "ЛЕЙКОЗ" У ТИГРА И ДРУГИЕ БОЛЕЗНИ ПРИВЕЛИ В ПАРЛАМЕНТ
      2019-04-12 18:10
      2309

      "За халатное отношение к государственному флагу Армении была публично уволена группа людей, а за уничтожение целого зоопарка, также являющегося национальным достоянием, виновным не сделано хотя бы одного замечания. Куда смотрят Айк Марутян и Никол Пашинян? Чего ждут? Когда зоопарк будет полностью уничтожен? Если так будет продолжаться, то мы еще больше убедимся, что именно мэрия покровительствует Рубену Хачатряну. В том, что бесчинства в зоопарке продолжаются, виновата мэрия, в ведении и под контролем которой он находится".






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ИСКУССТВО И ФИЗИКА НА ОДНОЙ СЦЕНЕ
      2019-04-17 14:12
      1308

      19 апреля в Большом концертном зале Арама Хачатуряна ожидается музыкальный фейерверк. Так обещают организаторы и участники концерта Gate of Frequency ("Ворота в звуковые частоты") - популярный музыкант, исполнитель на ударных инструментах и певец, призер "Грэмми" Арто Тунчбояджян и известный пианист, заслуженный артист Армении Ваагн Айрапетян.

    • ЕГО ИГРА - ВСЕГДА ОТКРОВЕНИЕ
      2019-04-02 11:13
      2888

      Гвоздем концертной афиши марта стали гастроли талантливого виолончелиста Нарека Ахназаряна, выступившего в Большом зале филармонии им. Арама Хачатуряна с филармоническим оркестром под управлением Эдуарда Топчяна.

    • ПАМЯТИ МУЗЫКАНТА И ПЕДАГОГА
      2019-03-11 12:42
      2048

      Заслуженный деятель искусств России, профессор Новосибирской Государственной консерватории им. М.И. Глинки, заведующий кафедрой камерного ансамбля, струнного квартета и концертмейстерского мастерства, Виктор Минасян скончался 7 марта текущего года на 78-м году жизни.

    • СИМФОНИЧЕСКИЙ ИГРАЕТ В "КРЕСТНОМ ОТЦЕ"
      2019-03-07 11:40
      2851

      Государственный симфонический оркестр Армении на днях вернулся из Объединенных Арабских Эмиратов, где блестяще выступил в новом концертном формате. С 28 февраля по 2 марта музыканты оркестра, а также приглашенные исполнители 5 раз поднимались на сцену знаменитого зала "Дубай Опера" в роли "таперов", чтобы вживую сыграть музыку к легендарным голливудским фильмам "Крестный отец" и "Гарри Поттер". Представьте: на огромном экране идет трехчасовая картина, а знаменитые саундтреки исполняются здесь и сейчас. Как рассказывают очевидцы, эффект был незабываемым!