НАДЕЖДЫ ОБЕРНУЛИСЬ РАЗОЧАРОВАНИЕМ,
говорит в интервью "ГА" директор института "Армбиотехнология", академик Ашот САГИЯН
- Г-н Сагиян, чего ожидает научное сообщество от нового правительства Армении?
- Как и все предыдущие 27 лет независимости мы ждем адекватного понимания роли науки в развитии нашего государства и увеличения финансирования. Но надежд на это становится все меньше и меньше. Прошлое правительство сократило финансирование науки на 7%, но обещало, что в этом году оно будет восстановлено, однако новое правительство, насколько я информирован, сократило финансирование науки еще на 2 миллиарда драмов. К тому же мы лишились и денег, которые прежде через Госкомитет по науке шли на совместные оборонные разработки. На всех встречах с руководством страны этот вопрос обсуждался, поскольку везде в мире, включая постсоветские республики, наука финансируется значительно лучше, чем в Армении, но позитивных изменений не происходит. При этом результаты исследований наших ученых значительно выше, чем в большинстве постсоветских республиках. Но финансирование науки сокращается. Мне не понятно, что мы, ученые, сделали плохого нашей стране, если правительства нас постоянно притесняют. У меня всегда были ожидания, что к власти придут силы, которые наконец восстановят справедливость в отношении науки, но все надежды кончаются только разочарованиями. У некоторых наших судей зарплата превышает миллион драмов, у них огромная пенсия, а ученый, доктор наук, получивший престижные премии, признание за рубежом, который готовит научные кадры, публикует статьи в авторитетных международных журналах, внедряет свои разработки, получает 120-140 тысяч драмов. Это справедливо?
- Но, вероятно, тут другая причина. Дело, скорее всего, не в том, что государство хочет наказать за что-то ученых, оно просто не знает, что делать с наукой.
- А почему не знает? Надо, чтобы рядом с должностными лицами были люди, компетентные в этом вопросе. У меня были встречи с государственными чиновниками высокого уровня, они действительно не понимают, зачем нам нужна наука. Да, это порядочные молодые люди, которые хотели бы сделать что-то хорошее, но они не профессионалы. И еще один важный вопрос: почему нельзя использовать старые профессиональные кадры? Я никогда не состоял ни в какой партии, но знаю, что многие члены Республиканской партии - нормальные люди, профессионалы, почему нельзя их использовать? Как можно пренебрегать профессиональным ресурсом? Разве у нас так много специалистов? За годы независимости мы уже потеряли очень многих специалистов - кто-то уехал, кто-то ушел в другие сферы, многих уже нет. Но кто-то же должен заниматься вопросами управления, понимать стратегические задачи развития государства!
Какую страну мы строим? Как представляем себе будущее Армении? Наверное, у правительства нет компетентных советников. По некоторым своим характеристикам Армения напоминает Японию, но у нас хотя бы есть какие-то ископаемые, у японцев и этого нет. Однако какая это экономически сильная страна, как динамично она развивается! Как развиваются многие другие азиатские страны! Потому что там правильная политика, правильная ориентация на научно-технический прогресс, науку, внедрение… А у нас приходят к власти новые силы, с которыми мы связывали надежды на позитивные перемены, но оказывается, что всем наука мешает, что надо закрывать академию! Зачем? Чем мы провинились? Ведь наука - обязательное условие развития экономики, промышленности, системы образования, общества…
Уменьшается число производителей и, судя по нынешним тенденциям, придет такое время, когда на одного производителя будет приходиться один полицейский, один представитель спецслужб, один судья, один прокурор…Зачем? Не знаю. Прежнее правительство поставило перед учеными задачу - развивать прикладную науку. Это тоже вызвало недовольство научного сообщества. Но потом они вроде бы поняли, что нельзя отказываться от фундаментальных исследований, на основе которых и развивается прикладная наука. И в связи с этим в нашем центре "Армбиотехнология", директором которого я являюсь, мы провели оптимизацию. Из 28 лабораторий создали 11 по фундаментально-прикладным направлениям, а это биобезопасность, пищевая биотехнология, сельскохозяйственные технологии и т. д. В каждой такой структуре сейчас порядка 20 сотрудников, и это оправдано, поскольку перед всеми поставлена задача - в течение 2-3 лет выйти на производство на действующей в нашем институте опытной установке. У нас есть лаборатории, которые зарабатывают значительно больше, чем получают по линии бюджетного финансирования. Это лаборатории по кисломолочным продуктам и лекарственным препаратам, по биогазу… А сейчас просто руки опускаются, не знаю, что делать, настолько сотрудники нашего института подавлены и обеспокоены. Все ожидали, что финансирование увеличится, а оно еще более сократилось. Я вынужден был сократить 18 человек!
- То есть финансирование науки постоянно сокращается?
- Нет, наоборот, каждый год на 7-10 % финансирование науки увеличивалось, то есть в течение 15 лет финансирование не сокращалось, оно впервые уменьшилось в прошлом году, но эти деньги перешли в ВПК и прежнее правительство четко обещало, что через год восстановит финансирование науки в прежнем объеме. Но вышло наоборот. Как в этих условиях принимать на работу молодых специалистов? Как дать им статус работников государственного предприятия, чтобы они могли зарабатывать внебюджетные средства?
В прошлом году я был вынужден сократить 8 человек и порядка 10 перевести на полставки с учетом того, что в этом году мы сможем восстановить их на полную ставку. А теперь я не могу выполнить свои обещания этим людям. Я просто не понимаю, что происходит! Это же интеллигенция, ученые, цвет нации! Почему такое отношение?
Что за государство, которому не нужны эти люди? Причем в среднем они получают 60-70 тысяч драмов и при этом добросовестно и продуктивно работают, приходят к 9 и работают до 5, делают уникальные разработки, публикуются в престижных научных журналах, их результаты можно коммерциализовать на пилотных установках. Мы можем и хотим приносить пользу своей стране! Но вместо того чтобы государство поощряло, поддерживало этих людей, делало все возможное, чтобы эти люди приносили пользу, их загоняют во все более жесткие условия. Ну пусть тогда сразу все закроют, скажут, что наука нашей стране не нужна, а мы подумаем, что делать.
- То есть если бы роль науки оценивалась адекватно, ваш институт мог бы реально способствовать развитию экономики?
- Биотехнология - приоритетное направление во всем мире, ее необходимость и перспективность нигде сомнений не вызывает, как, впрочем, и необходимость развития науки в целом. Так что в этом смысле наша страна - странное исключение. Биотехнология - это непосредственно производство, непосредственно экономика. И у нас в этом направлении есть реальные достижения, успехи, почему надо отказываться от реальных перспектив? Если прежде лекарства, пищевые продукты получали химическим путем, то сейчас используется биотехнология. Сегодня биотехнологические методы вытесняют химические. Не могу не напомнить снова, что в советские годы у нас было несколько биотехнологических предприятий, оснащенных самым современным оборудованием.
Этот вопрос мы неоднократно поднимали в разных государственных инстанциях и структурах, говорили, что необходим хотя бы один, пусть средней мощности завод по производству биотехнологической продукции для сельского хозяйства. И это не потребует слишком больших вложений. Чтобы создать такой завод, нужно вложить всего порядка 50 миллионов долларов, а польза будет огромная. У нас есть прекрасные разработки, а мы покупаем эту продукцию в других странах - удобрения, стимуляторы роста растений, кормовые добавки и т.д. Стыдно даже. Почему мы теряем то, что уже было создано, то что уже работало?! Это и рабочие места. Зачем покупать продукцию, причем далеко не лучшего качества, если ее можно производить самим?
- Когда вы обращаетесь в какие-то инстанции, в правительство, вы говорите, что у вас есть перспективные разработки, которые могут найти практическое применение?
- Я неоднократно обращался в разные инстанции, представлял документы… Хорошо, что мы смогли наладить хотя бы малое производство, но в биотехнологии рентабельны большие, крупнотоннажные предприятия. Причем эта продукция востребована и в нашей стране, и за рубежом. Были прекрасный завод в Чаренцаване, в Абовяне строили мощный завод, действовали Поливитаминный завод, фармацевтические предприятия… Все разработки НПО "Армбиотехнология" внедряли на этих заводах, а сейчас их просто нет.
Я создал несколько малотоннажных установок. Сегодня мы производим более 10 лекарственных препаратов, при финансовой поддержке НАН купили новое оборудование, использовали также и наши внебюджетные средства. Теперь мы будем выпускать еще 10 важных препаратов растительного происхождения, которые пользуются спросом. Надо расширять это производство, но тут нужна государственная программа.
Пора в конце концов определить приоритетные направления и реально поддерживать их. Таких направлений должно быть немного - 3-4, и биотехнология, несомненно, должна войти в их число. А у нас в число приоритетных входило 15-20 направлений, поэтому оказывать им реальную государственную поддержку не удавалось.
Нужна программа развития биотехнологического производства. Страна, которая имеет достаточно ограниченные природные ресурсы, должна развиваться за счет современных технологий, в частности, биотехнологии. Тем более что сырье у нас свое. Биотехнология - обязательное условие развития сельского хозяйства, фармацевтической, пищевой промышленности. Причем мы сохранили научный потенциал, есть лаборатории, разработки, нет только денег. Если бы в 90-е годы не были разрушены биотехнологические предприятия Армении, сейчас мы имели бы развитое направление, приносящее в бюджет страны огромные поступления. Пора исправлять ошибки прошлого, менять государственный подход к науке. За страну обидно, за интеллигенцию! С учетом специфики нашей республики единственный реальный путь развития - научно-технологический прогресс.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 09:52
В интервью "ГА" директор Регионального научно-образовательного математического центра Южного федерального университета (Ростов-на Дону), доктор физ.-мат. наук, главный редактор международного журнала Journal of Mathematical Sciences, профессор Алексей КАРАПЕТЯНЦ комментирует новый проект закона РА об образовании и науке.
-
2024-11-19 09:31
В интервью «ГА» преподаватель Российско-Армянского университета, кавказовед, соучредитель научно-образовательной организации «Армянский проект» Карен ИГИТЯН рассказывает о том, как менялась демографическая ситуация в Армении.
-
2024-11-15 10:26
В интервью "ГА" доктор исторических наук, профессор, заведующая отделом востоковедения Института древних рукописей Матенадарана Кристине КОСТИКЯН рассказывает о том, какую роль играли армянские купцы в развитии экономики Ирана в период правления династии Сефевидов.
-
2024-11-02 10:13
В интервью «ГА» директор Армянского института биоинформатики, кандидат биологических наук Лилит НЕРСИСЯН говорит о перспективах развития биоинформатики в Армении.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-06-10 10:22
Евразийская промышленная кооперация откладывается Председатель Коллегии наднациональной Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Бакытжан Сагинтаев, выступая на сессии «10 лет ЕАЭС – эффекты, приоритеты, перспективы» в рамках завершившегося в субботу XXVII Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-24), отметил, что к юбилейной дате ЕАЭС подошел с существенными результатами.
-
2024-02-15 09:34
На состоявшейся в субботу в Аштараке встрече с инициативной группой «ГД» Пашинян говорил о легитимной основе своей политики, о правовой легитимности, общественной легитимности, политической и идейной легитимности, упомянул про кадастровую бумагу и про то, что народ хочет мира. К теме легитимности вернемся в конце разговора, а начнем с фразы, произнесенной на этой неделе.
-
2024-01-20 10:58
На днях инициатива «Защитники Амулсара» выступила с открытым письмом в адрес председателя правления ЕАБР Николая Подгузова, заместителя председателя правления банка Дениса Ильина, директора представительства банка в Армении Армена Мелкикяна. В нем, в частности, в очередной раз приводится позиция жителей общины Джермук, а именно – «Амулсар должен остаться горой, и точка». Также в письме отмечается, что любое содействие проекту Амулсарского металлического рудника «является авантюрой и обречено на провал».
-
2023-12-19 09:29
Мировые лидеры отчитались за уходящий год, кто поставит точку в проекте под названием «Украина»? После отрицательного ответа главы МИД Азербайджана Джейхуна Байрамова на предложение Еревана об отводе войск, на фоне попытки навязать Турцию в качестве посредника на переговорах Алиева и Пашиняна, а также потасовки полицейских с родными освобожденных пленных у военного госпиталя все попытки Пашиняна отчитаться за 2023 г. лишились какого-либо смысла! Главарю режима нечего предъявить в качестве подвижек по стезе демократии и безопасности, а потому его участие в партийной работе - от встречи с инициативной группой 14 декабря до последующих мероприятий продиктовано единственной целью: подготовить «ГД» к дальнейшим уступкам. Риторика Алиева в отношении США смягчилась, однако до мира по-прежнему гораздо дальше, чем до войны…