Последние новости
0

I МИРОВАЯ ВОЙНА: ИТОГИ ПЕРЕДЕЛА

История – это, безусловно, искусство помнить. Чтобы дать объяснения многим событиям, происходящим сегодня, следует осмыслить уроки военных столкновений прошлого. Последствия любого крупномасштабного мирового конфликта, даже если он произошел сто лет назад, влияют на современные события. Яркий пример тому итоги I мировой войны.

ДАЖЕ СЕЙЧАС НИ ОДИН ИСТОРИК С ПОЛНОЙ ДОСТОВЕРНОСТЬЮ НЕ СМОЖЕТ НАЗВАТЬ ИСТИННЫЕ ПРИЧИНЫ возникновения того жесточайшего военного противостояния, в которое были втянуты самые значительные государства. Они скорее были многофакторными. Например, в Турции происходили политические метаморфозы, связанные с попыткой сохранить Оттоманскую империю. На этой волне в результате военного переворота к власти пришли авантюристы "Иттихад ве Теракки" - так называемые младотурки, прочно стоявшие на позициях пантюркизма и панисламизма.

К началу I мировой войны Османская империя уже долго представляла собой дряхлое, экономически и технологически отсталое государство - политически нестабильное с плохо контролируемыми национальными окраинами. Стамбул терпел одно за другим геополитические поражения. Накануне войны у него произошел конфликт с Италией, которая отобрала у Турции земли современной Ливии. Еще более катастрофическими в репутационном плане явились для османских турок потери по итогам I Балканской войны, когда против нее действовал союз Сербии, Болгарии, Греции и Черногории. Турция стремительно лишилась своих европейских владений, кроме Стамбула с примыкающим к нему районом.

Пытаясь сохранить свои азиатские владения, младотурецкие лидеры сблизились с кайзеровской Германией, которая подбивала нового союзника к войне против России. Для Османской империи еще был шанс выбрать нейтралитет между странами Антанты и центральными державами. Однако турецкие власти не сделали этого и после начала войны в Европе приняли сторону Германии и Австро-Венгрии. Причина - идеология партии "Иттихад ве Теракки". Руководители этой партии, вступив в войну, рассчитывали поразить сразу две цели: отвоевать потерянные земли, восстановить пошатнувшийся престиж страны и подчинить тюркские и мусульманские народы Кавказа и Центральной Азии. Выдвинув проект нового геополитического образования "Великий Туран", лидеры Османской империи рассчитывали превратить его в огромное государство, простирающееся далеко на восток. Кавказ и Среднюю Азию наводнили турецкие эмиссары и агенты, действующие под видом купцов, паломников, путешественников, которые вели пропаганду, искали связи с антирусскими силами, организовывали центры подрывной деятельности. Однако, не слишком надеясь на свои силы, турки связывали большие надежды на союз с немцами.

ПРИ ЭТОМ ДОКАЗЫВАЛОСЬ, ЧТО В ЭТОМ ГОСУДАРСТВЕ НЕТ МЕСТА армянам, грекам и другим христианам. Один из главарей -младотурок Назым - видел единственное решение "армянского вопроса" в полном уничтожении армян, поскольку "существование армянской государственности в восточных вилайетах было бы могильным камнем программы туранизма". Он определился и с местом возрождения "Великого Турана". "Не забывайте, что наши предки пришли из Турана, и сегодня в Закавказье, как и к востоку от Каспийского моря на просторных землях тюркоязычные племена составляют почти сплошное население, находящееся, увы, под ярмом нашего векового врага – России… и нам остается выполнить наш священный долг: осуществить объединение тюркских племен от Каспийского до Желтого моря..."

Причины участия Турции в I мировой войне против России коренились как в давних геополитических противоречиях и соперничестве двух государств, так и в ставшей влиятельной идеологии пантюркизма. Турция – давний недруг России, с которым она вела кровопролитные войны несколько столетий, в этой войне воспринималась русским сознанием как противник второстепенный, слабый и зависимый от сильного врага – Германии. В конце 1914 г. в Армении образовался театр военных действий между Россией и Турцией. Командование османской армии решило окружить и уничтожить главные силы Русской Кавказской армии с целью последующего захвата Карса. Однако турки плохо спланировали наступление на Кавказ, тщетно надеясь, что продвижению османской армии будут способствовать восстания тюркоязычных жителей против русских. Авантюристические расчеты обернулись поражениями частей 3-й османской армии (командующий – военный министр генерал Энвер-паша) под Сарыкамышем в январе 1915 г. Здесь русская армия при поддержке армянских добровольческих отрядов провела ряд успешных военных операций, что привело к взятию ею крепости Эрзерум и порта Трапезунд – главных баз турок для действий против российского Закавказья. Большая часть Западной Армении была избавлена от власти младотурок, однако те все же успели осуществить свои геноцидные планы, истребив ее исторических хозяев – армян.

Вплоть до революционных событий в Петрограде турки не выиграли у русских на Кавказе ни одного крупного боя. Все изменили события 1917 г. в России. Октябрьский переворот, последовавший затем незаконный разгон Всероссийского учредительного собрания еще более усугубили атмосферу хаоса в стране, нанесли непоправимый ущерб фундаменту российской государственности. Озабоченное борьбой за власть в центре страны, большевистское правительство во главе с Лениным оставило на волю случая судьбы народов Южного Кавказа.

МЛАДОТУРКИ МГНОВЕННО ОТРЕАГИРОВАЛИ НА РАСПАД МОНАРХИИ РОМАНОВЫХ И РАЗВАЛ ЕЕ АРМИИ. Используя панисламистские и пантюркистские лозунги, правители Османской Турции двинули войска в новый поход на Кавказ. Эти планы, однако, вошли в прямое противоречие с аналогичными намерениями кайзеровской Германии. Генерал Э. Людендорф, начальник германского Генштаба, ревниво отмечал, что "задачей Энвера являлась борьба с Англией, и прежде всего на палестинском фронте… Но Энвер и турецкое правительство больше думали о своих панисламистских планах на Кавказе, чем о войне с Англией". Нарушив условия мирного договора с большевиками, турки двинулись в наступление, встречая лишь спорадическое сопротивление, в частности, со стороны малочисленных сил армян.

После захвата Западной Армении, а затем уже Батума и Карса Энвер-паша смело отметал прежние условия Брест-Литовского договора и настаивал уже на присоединении всего Кавказа к Оттоманской империи. По свидетельству видного черкесского деятеля Гайдара Баммата, несмотря на желание получить турецкую помощь, руководство Союза объединенных горцев не желало османского господства. С его слов, "дружеские отношения с Турцией изначально были обречены на неудачу, так как цели, преследуемые турецкой и кавказской стороной, были различными. Правительство Северного Кавказа стремилось получить гарантии и точку опоры своей независимости, маневрируя между Турцией и Германией. Опираясь на Турцию - неизменного врага России - так же, как и на влияние оттоманских черкесов в турецком правительстве и армии, оно тем не менее опасалось захватнических аппетитов константинопольского правительства". После существенных потерь в майских боях, в которых армянский народ сумел отстоять свое право на жизнь, младотурки вынуждены были несколько скорректировать изначальные планы и согласились признать возродившуюся армянскую государственность.

При активной поддержке турецкого правительства в мае 1918 г. была провозглашена Азербайджанская "независимая республика", которая должна была послужить лишь ширмой для широких интервенционистских проектов младотурок. Лидеры азербайджанской партии Мусават подписали с младотурками соглашение "о дружбе", согласно которому передавали населенные мусульманами регионы восточного Закавказья под эгиду Оттоманской империи.

Выступив на стороне Германии, Османское государство в годы войны во многом согласовывало свои действия с Берлином. Турецкая армия формировалась и оснащалась с помощью германских инструкторов и военной техники. Германские офицеры возглавляли подразделения турок и участвовали в сражениях непосредственно в боевых порядках османской армии. Пример - немецкие военные корабли "Гебен" и "Бреслау" в составе османского Черноморского флота. Однако после эвакуации русских войск с Кавказского фронта лидеры младотурок, опьяненные широкими перспективами, отказывались учитывать интересы своего главного партнера. Между Турцией и Германией возникли серьезные геополитические трения.

БЕРЛИН РЕВНИВО НАБЛЮДАЛ, КАК НА КОНФЕРЕНЦИИ В БАТУМЕ с участием представителей армян, грузин и кавказских мусульман османское правительство в ущерб своему главному союзнику приобрело ряд преимуществ. Немецкую сторону серьезно беспокоило быстрое распространение турецкого влияния на Кавказе. Эрих фон Людендорф подчеркивал, что соглашения, заключенные Турцией с государствами Закавказья в обход Германии, не могут быть признаны Берлином. Дипломатический представитель Берлина в Грузии Фридрих Шуленбург в своем дневнике зафиксировал общий настрой высшего истеблишмента в Берлине в отношении Турции. Так, "отмечается полное единодушие относительно того, что турецкая конкуренция должна быть исключена и что турок нужно сдержать и заставить выполнять свои обязательства, вытекающие из Стамбульского договора 27 апреля 1918 года о разделе сфер влияния на Южном Кавказе. Турецкие обещания не имеют никакой цены". С ним был вполне согласен немецкий представитель на Батумской конференции Отто фон Лоссов, который настойчиво предупреждал Берлин об опасности турецких экспансионистских планов для германских политических и экономических интересов на Кавказе. "Никогда нельзя доверять туркам, верить их словам", - считал он.

Однако бесславно для младотурок складывались военные кампании в Персии, Месопотамии, Сирии и на Балканах, где турки не могли успешно противостоять войскам Антанты. На протяжении большей части войны уделом турецкой армии оставались локальные успехи. Ее силы еще успели в сентябре 1918 г. захватить Баку и организовать геноцид армян в восточном Закавказье. Однако время, отпущенное историей Оттоманской империи, уже истекло. Иллюзорные планы младотурок рухнули в один час. В октябре 1918 г. в порту Мудрос на острове Лемнос на борту британского военного корабля турецкая сторона подписала соглашение о прекращении сопротивления, чем признала свое полное и окончательное поражение в I мировой войне. Стамбул был вынужден спешно отозвать свою армию с Южного Кавказа. Однако наибольшее унижение Османская империя претерпела в политическом плане. Пусть это не было заверено документально в Мудросе, но фактически она была там же упразднена. От нее вскоре отделился ряд территорий с нетурецким населением, в частности, Сирия, Ирак, Палестина, части Аравийского полуострова. Вопрос же Западной Армении, увы, остался без своего справедливого решения.

Таким образом, по итогам I мировой войны произошел значительный территориальный передел мира. И один из самых важных итогов этого передела – возникновение современного Ближнего Востока.

Бениамин МАИЛЯН, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения НАН РА

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ВЗЛЕТЫ, ПАДЕНИЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ АРМЯНСКОГО ДРАМА
      2023-11-24 10:25

      О чем рассказывают деньги 25 ноября в Музее истории Армении откроется новая выставка под названием «Драм в Армении: времена и отношения», посвященная 30-летию национальной валюты Армении.

    • «НАУЧНЫЙ АРЦАХ» – ЗА ОБЩНОСТЬ ИНТЕРЕСОВ АРМЕНИИ И АРЦАХА
      2022-12-07 10:31

      В Научно-учебном центре экологического права им.А.Искояна ЕГУ 1 декабря состоялась презентация 3-го за этот год и 14-го по счету номера журнала «Научный Арцах». Дата проведения мероприятия выбрана не случайно: именно в этот день в 1989 г. Верховный Совет Армянской ССР и Национальный совет Нагорного Карабаха приняли совместное постановление «О воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха».

    • РОМАН «РУКИ-РЕКИ» - ПОСЛАНИЕ ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ
      2022-12-03 09:54

      Знаете, что происходит, когда в одном человеке сходятся физик и лирик? Большой взрыв! И рождается новый художник, с новой, совершенной матрицей! Как, в общем-то, и произошло с нашей героиней. Правда Лиана Шахвердян вовсе не физик по образованию, а математик. А математики не очень-то любят строиться в один ряд с физиками. Разные они очень. Одни ищут формулы, по которым решают задачи, другие пытаются объяснить, как работают эти формулы. Но, думаю, на сей раз нам простят столь вольное жонглирование определениями. Тем более, что речь пойдет не о физике, и не о математике, а о литературе, в которую Лиана Шахвердян ворвалась с оглушительным успехом.

    • АРМЕНИЯ-ЯПОНИЯ: ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ
      2022-10-10 09:16

      «Армения-Япония: прошлое, настоящее и перспективы будущего» - международная научная конференция под этим названием собрала в Национальной академии наук дипломатов, ученых, экспертов, представителей общественных организаций, занимающихся контактами между этими двумя странами. Среди них академик НАН РА Юрий Суварян, директор Института востоковедения НАН РА, кандидат исторических наук Роберт Казарян, начальник управления стран Азии и Тихого океана МИД РА Сурен Багдасарян, Чрезвычайный и Полномочный посол Японии в Армении господин Масанори Фукусима и другие приглашенные лица.