ОСОБЕННОСТИ ОРБИТЫ МЕРКУРИЯ

Физик Клиффорд Уилл из Университета Флориды в Гейнсвилле заметил новую особенность орбиты Меркурия, сообщает sciencenews.org.

ВОПРОС ИЗМЕНЕНИЙ ОРБИТЫ МЕРКУРИЯ УЖЕ НЕСКОЛЬКО ВЕКОВ ВОЛНУЕТ АСТРОНОМОВ. В ХIХ веке астрономические расчеты движения небесных тел основывались на ньютоновской теории тяготения и давали чрезвычайно точные результаты, совпадающие с данными наблюдений.

В середине ХIХ века французский астроном Урбен Леверье обнаружил, что перигелий (ближайшая к Солнцу точка орбиты) Меркурия смещался несколько быстрее, чем должен был в теории. Тогда было известно, что параметры орбит планет Солнечной системы из-за взаимовлияния планет со временем очень медленно изменяются. Однако после учета влияния всех планет на орбиту Меркурия стало понятно, что на нее воздействует что-то еще.

В 1915 году в рамках Общей теории относительности Альберт Эйнштейн предположил существование гравитационных волн, создающих рябь в системе пространства-времени. Гравитационными колебаниями он и объяснял эффект изменения орбиты Меркурия. Эйнштейн считал, что массивные объекты – Солнце и планеты - деформируют пространство-время. Деформация, вызванная Солнцем, влияет на вращение каждой планеты по орбите, но в большей степени - на Меркурий, поскольку он находится ближе всего к Солнцу. Предположение удалось подтвердить только в сентябре 2015 года, когда были обнаружены гравитационные волны (открытие Кипа Торна, Райнера Вайсса и Барри Бариша).

Теперь физик Клиффорд Уилл из Университета Флориды в Гейнсвилле обнаружил новый эффект влияния общей теории относительности на орбиту Меркурия, о чем говорится в статье в журнале Physical Review Letters. Изменения пространства-времени, вызванные Солнцем, влияют на то, как другие планеты притягивают Меркурий, объясняет Уилл. Аналогичным образом деформация, вызванная планетами, воздействует на то, как Солнце притягивает Меркурий. Объединенный эффект настолько мал, что потребовалось бы 2 миллиарда лет, чтобы ось вращения орбиты Меркурия изменилась на градус, говорит Уилл.

Отметим, что на осень 2018 года запланирована совместная европейская и японская космическая миссия на Меркурий, названная BepiColombo, которая должна обнаружить новый феномен.