Последние новости

СПИСОК АНТИ-ШИНДЛЕРА

Появившаяся намедни на сайте Analitik.am публикация под длинным заголовком "Государственный театр им. Соса Саркисяна, Государственный театр песни и ряд других ГНКО будут ликвидированы" безнадежно испортила уик-энд даже деятелям культуры, не вошедшим в "список Шиндлера". Впрочем, метафора некорректна. Список Шиндлера - это во спасение. Список Минкульта - это во угробление. Так или иначе, ясно, что оптимизированное, но преисполненное оптимизма Министерство культуры не собирается останавливаться на достигнутом.

"КАКАЯ СКОТИНА ЭТА ПРИДУМАЛА!" - таков первый комментарий под материалом, получившим в культурных кругах быструю и печальную известность. Итак, Analitik.am явил миру список ровно из 20 государственных некоммерческих организаций культурной сферы, которым будет предложено - кому оптимизироваться, то есть слиться воедино, а кому так и просто накрыться хризантемами.

Факсимиле этого уникального документа не приложено, поэтому в запасе оставалась спасительная версия про утку недобитой контры - надо перепроверять. Начали звонить. Руководитель программ Минкульта премудро оказалась в отпуске и знать ничего не знала - версия о контре несколько потускнела. Еще двое лиц средней ответственности культурного ведомства сообщили - в одном случае, что пару месяцев назад такие разговоры были, в другом - что Госфилармонию действительно планируют переделать в концертный центр, объединив под ее крылом всех поющих-танцующих…

Сейчас, небось, у многих директоров ГНКО рука сжимается в кулак, и хочется побольнее стенку прибить… Ведь еще в сентябре прошлого года в очаги культуры пришла очередная "нетленка" из Минкульта. Это у министерства уже привычка, кропать "нетленки", над которой они смеялись и спрашивали: "Какой идиот это придумал!" Ибо "нетленка" являла собой таблицу, которую следовало заполнить.

Название ГНКО - допустим, театр. Дальше - коротенько его функции, что особо веселило. Теперь не до веселья. Ведь главная претензия к тем, кого собираются исключить из списка способных носить оружие, - это "повторение функций".

Для примера: в Москве кроме Большого театра есть еще Геликон-опера, театр "Новая опера", Камерный музыкальный театр им. Покровского, Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко, Центр оперного пения Г. Вишневской, список можно продолжить. Если бы они заполняли таблицу от нашего Минкульта, все бы написали в "функциях": постановка оперных спектаклей. И все бы отправились в утиль как дублирующие деятельность и проедающие деньги налогоплательщиков. Но они не додумались! Они просто живут и гордятся многообразием форм, многообразием больших и малых талантов, чье присутствие в культурной панораме расцвечивает ее множеством неповторимых нюансов.

ЗАТО додумались мы! И теперь Музыкальный камерный театр - в оперетту, Театр марионеток - в Кукольный. Вот почему нашим соседям-грузинам не приходит в голову впихнуть куда-нибудь Театр марионеток Резо Габриадзе, театр уникальный, ставший национальным брендом? И почему нам приходит в голову впихнуть куда-то Национальный квартет им. Комитаса, заслуги которого перевесили удельный вес всех реформаторов, вместе взятых, еще до их рождения!

Грядущая оптимизация, если верить Минкульту, заденет практически все сферы искусства. В список анти-Шиндлера попали музыкальные и танцевальные коллективы, музеи, театры, киностудия и даже Центр творчества детей с особенностями развития. Что любопытно - сюда не вошли ГНКО, которые вписываются в "дублерскую" логику Минкульта, но не вписываются в персональную логику Назени Гарибян. Любые предложения слить ГНКО, куда и. о. министра самолично назначила милых ее сердцу людей, вызывают характерную, скажем так, крайне нервическую реакцию.

Но кроме оптимизации есть еще, как следует из "нетленки", ликвидация. И если с Камерным театром и Театром песни все более или менее понятно - удачные бизнес-проекты, и нечего жировать еще и на бедном государстве, - то появление в списке подлежащих ликвидации Государственного театра им. Соса Саркисяна… еще понятнее. Мотивация про то, что "Амазгаин", как мы привыкли его называть, пользуется площадкой ГИТиКа, а значит, может стать частью студенческо-экспериментального театра, не выдерживает никакой критики. Зато совершенно ясно, что никто не забыт и ничто не забыто.

О том, что нежелание подчиниться воле Назени Гарибян выйдет театру носом, было понятно еще во время развернувшихся вокруг театра событий. Снятия с госдотации, мол, идите в лоно "Амазгаин" АРФД, при котором открывались, ждали многие. И дождались. Хорошо, что этого не дождался Сос Саркисян, светлая ему память. Теперь, если декларация намерений Минкульта станет реальностью, амазгаиновцам останется пригласить в труппу бывшего директора Русского театра им. Станиславского Фреда Давтяна как товарища по несчастью и жертву личных амбиций.

МОЖНО ЛИ объяснить голому намибийскому племени химба величие "Фауста" Гете? Пустое занятие… Поэтому лучше по-простому. Люди, которые руководят культурой, почему-то на дух не принимая ни ее, ни ее деятелей, тем не менее упорно барражируют над ней, выклевывая культуре глаза, печень и сердце. Никак вы, уже раз напуганные собственной оптимизацией, безработицы боитесь, ребята? Кино что ли насмотрелись и опасаетесь, что за кусок хлеба придется в киллеры пойти? Не бойтесь!

В киллеры вас не возьмут. Киллер должен работать точно, а вы все путаете и мешаете во всех смыслах. Опять же, если вас так ломает от самой идеи многообразия форм в отечественной культуре, отцепитесь от нее. Пренебрегите! Оглядитесь вокруг - в мире всегда есть место вменяемому реформаторскому подвигу. Возьмитесь - и всерьез - за реформу правового поля. Создайте законы о спонсорстве, льготах на налоги и все прочее, что позволяет художнику прожить без вас. Тогда он сам, без подталкивания, побежит от вашего чуткого внимания, теряя тапочки. А пока вы этого не сделали - отцепитесь! Ибо ваш полный некомпетентности энтузиазм преступен. И если безработица в культурной сфере вас не сильно беспокоит, то новые арт-персонажи, готовые объявить голодовку, вряд ли прибавят вам настроения. А такие призывы уже звучат.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КОНСЕРВАТОРИЯ - НА СВОЕМ МЕСТЕ, ПРОКУРАТУРУ - В ПРИГОРОД
      2024-03-21 09:44

      Правительство поставило на рестарт, казалось, уснувшую навсегда тему оптимизации вузов вообще и арт-вузов, в частности. Культурная и, особенно, музыкальная общественность возмущена - Консерватория им. Комитаса протестует и собирает подписи под петицией... Режиссер, заслуженный деятель искусств РА и председатель Совета директоров театральных и музыкальных очагов культуры Рубен БАБАЯН уверен, что если бы власть научилась диалогу с профессионалами, шуму было бы меньше, а пользы - больше.

    • Сати СПИВАКОВА: "АРМЕНИЯ - МОЯ РОДИНА, КОТОРУЮ Я БУДУ ЛЮБИТЬ ДО ПОСЛЕДНЕГО ВЗДОХА"
      2024-03-15 10:10

      "За последние годы работа обрушилась на меня лавиной и впервые, приезжая в Ереван, я, с одной стороны, чувствую себя как дома, а с другой – будто я приехала в очень дорогое мне место, но как гость. Сейчас есть деловые предпосылки к тому, чтобы бывать в Армении чаще...", - говорила летом 2022-го Сати СПИВАКОВА, приехавшая в родной Ереван презентовать армянский релиз своей книги "Нескучная классика. Еще не все".

    • СТРАСТИ ПО КОНСЕРВАТОРИИ, или СДОХНЕМ ЛИБО МЫ, ЛИБО ИШАК
      2024-03-15 09:55

      "Мы, музыканты, которые учатся в музыкальных школах и в Консерватории, считаем предложение о переносе или объединении нашего учебного заведения абсурдным и неприемлемым. Эта Консерватория является символом культурного наследия Армении, уже более 100 лет существует и уже 50 лет как располагается в том же здании, что само по себе делает это здание нашим культурным наследием... Планируемое объединение ВУЗов может привести к потере этого символа", - такими словами начинается петиция, сбор подписей под которой организовала не просто музыкальная общественность, а, на минуточку, музыкальная молодежь. "Помогите нам сохранить Ереванскую Государственную Консерваторию имени Комитаса в Ереване!", - призывают они.

    • ПРЕМИЯ "МОНОКЛЯ" - АРМЯНСКОЙ "ВАРЕЧКЕ"
      2024-03-12 09:12

      "После продолжительных оваций полного зала, диплом участника фестиваля был вручен режиссеру и актрисе спектакля "Балерина Варечка", - сообщил сайт XIV Международного фестиваля моноспектаклей «Монокль» в Санкт-Петербурге в первый день весны, после того, как гости из Армении отыграли свой спектакль. Но дипломом участника дело не закончилось. 1-ая Премия "Монокля" вручена Лиле МУКУЧЯН за спектакль «Балерина Варечка» - режиссер Елена Варданян, продюсинг Международного фестиваля ARMMONO, Ереван, Армения.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ГОЙ" ПРОТЕСТЕР И ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ТВАРИ
      2024-01-09 10:14

      "Ну, знаешь, Парамон, грешный я человек, нарочно бы к большевикам записался, только чтобы тебя расстрелять. Расстрелял бы и мгновенно выписался бы обратно", - говорил генерал Чарнота из булгаковского "Бега".  Не факт, что в руководстве МОНКС Булгакова читали, да им и не надо - в определенных контекстах сами достаточно фантазийны. Так или иначе, но именно подобным макаром министерство вознамерилось добить Экспериментальный тетар-лабораторию "Гой". Правда, фокус, вроде, пока не удался.

    • "ГОЙ" - В РОЛИ ЮБИЛЯРА И ИСТЦА
      2023-11-29 10:02

      Через несколько дней исполнится 35 лет со дня открытия Государственного экспериментального театра "Гой". В лучшие времена в связи с юбилеем театр бы облагодетельствовали и навешали медалей, в нынешние, как известно, на него навешали ярлыки и приняли правительственное решение об оптимизации и слиянии его с Национальным театром им. Сундукяна.

    • ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА - НАШЕСТВИЕ
      2023-09-06 10:39

      Микеланджело, в одиночестве расписывающий Сикстинсую капеллу... Бетховен, пишущий симфонии, которые уже не слышал... Моцарт, похороненный в общей могиле... Комитас, закончивший свои дни в психиатрической лечебнице... Чаренц - расстрелянный гений... Туда им всем и дорога! Ибо не были они проникнуты командной логикой - так, по крайней мере, считают в отечественном правительстве, вознамерившемся внести поправки в "Закон о почетных званиях Республики Армения".

    • ТЕАТР, КОТОРЫЙ ПЛАНИРУЕТ СТАТЬ БРЕНДОМ АШТАРАКА
      2023-07-31 09:14

      Децентрализация культуры и арт-прорыв в регионах возможен только в том случае, если этого хотят "на местах" - этот многократно доказанный тезис получил недавно очередное яркое подтверждение. Решением совета общины города Аштарак один из ведущих молодых театральных режиссеров страны Гор Маркарян назначен художественным руководителем театра, который был мечтой и которому предстоит стать реальностью. Во времена, когда один театр был закрыт и уничтожен, а второму грозит та же участь, такое театральное рождение впору назвать Рождеством.