Последние новости

ЦЕЛЬ - УСТРАНЕНИЕ СУДЕЙ?!

"Слушания по теме переходного правосудия начинаются без профессиональной подготовки и наличия какой-либо правовой базы", - заявила в интервью "ГА" бывший вице-председатель Национального Собрания Арпине ОВАННИСЯН.

- В парламенте стартуют слушания по переходному правосудию. После акции с блокированием судов, объявленной премьером, с каким правовым багажом или его отсутствием мы к этим слушаниям приступаем?

- Думаю, общественные слушания по теме переходного правосудия начинаются без профессиональной подготовки и наличия какой-либо правовой базы. Это раз. Кроме того, нет четкого и предсказуемого видения на предмет того, как должно осуществляться переходное правосудие. Создается впечатление, будто каждый из его апологетов имеет свою повестку, которую и стремится продвигать. Что в итоге? В итоге слушания стартуют при наличии целого клубка недосказанностей и запутанных вопросов, на которые не дается ответов, и без ясного представления о том, в чем же заключается конечная цель переходного правосудия.

- Не действует ли у нас уже в определенном смысле переходное правосудие? Если вспомнить ряд нашумевших антикоррупционных эпизодов, анонсированных властями, то по ним общественность лишь информировали о том, что участники этих уголовных дел выразили желание передать государству свои финансовые, имущественные активы. На каком основании, через какие правовые механизмы, кто ведет учет, какая часть эпизодов полностью расследована и направлена в суд, мы не знаем. Не означает ли это, что та самая "презумпция виновности", о которой сказал Никол Пашинян, уже осуществляется?

- В определенном смысле не могу с вами не согласиться. На сегодняшний день есть даже официальные лица, объявившие начало процесса веттинга без урегулирования правовых аспектов. Однако мы постоянно забываем об одном очень важном обстоятельстве. Даже если принять во внимание, что переходное правосудие может быть применено в Армении, то ведь есть ряд определенных критериев, которых мы обязаны придерживаться. В частности: переходное правосудие должно осуществляться в условиях прозрачности, атмосферы доверия и серьезных правовых гарантий. Только так!

Между тем ныне имеют место процессы, происходящие за закрытыми дверьми, когда достигаются какие-то внутренние договоренности о пожертвованиях. Что касается создания атмосферы доверия, то ничего подобного и в помине нет. Напротив, делается все, чтобы еще больше усугубить поляризацию общественных настроений, когда все обвиняют всех, зачастую без каких-либо оснований. И самое главное - все это делается с грубейшими нарушениями правовых норм, что является угрозой для безопасности страны и правовой системы в целом. Потребуются годы, чтобы разрулить и исправить ситуацию.

- В контексте "хирургического вмешательства" в судебную систему все действующие в Армении судьи должны быть подвергнуты веттингу, причем в пример для подражания приводится Албания (та ли эта страна, с которой надо брать пример?). И, собственно, если уж на то пошло, почему только судьи должны пройти эти процедуру? Ведь система правосудия - это не только суды, но и правоохранительные органы. Между тем к ним вроде претензий нет.

- Во-первых, обсуждая и продвигая опыт Албании, надо принять во внимание, что он достаточно неоднозначный и сам по себе содержит множество опасностей. По свидетельству Венецианской комиссии, следует учитывать: столь коренной радикальный процесс (vetting process) породит крайнюю степень напряженности в судебной системе, будет мешать работе судей, усилит общественное недоверие к судебной власти, отвлечет внимание судей от их основной деятельности и, как любая чрезвычайная мера, создаст риск захвата судебной власти политической силой, контролирующей процесс. Также отмечается, что "применение веттинга может быть оправданно в судебной системе как крайний шаг в условиях широко распространенной и пустившей глубокие корни коррупции и лишь в этом случае может быть рекомендован к применению в других странах".

В контексте Албании вышеперечисленные негативные факторы проявили себя сполна: содокладчики ПАСЕ, изучавшие "цену вопроса" в сентябре прошлого года, выразили свою обеспокоенность тем, что из-за веттинга страна лишилась действующего Верховного и Конституционного суда.

Что касается того обстоятельства, почему у нас только судей предлагается подвергнуть веттингу, то я и сама удивлена подобным подходом. Поскольку веттинг, как правило, не осуществляется только и исключительно по отношению к судебной власти. Более того, вызывает неуемная безоговорочная поддержка Пашиняном следственных органов и посыл, дескать, следственные органы очень честно работают, предполагая, что судебная система все равно отметет в сторону все разоблачения ввиду существующих коррупционных схем. Тем самым Пашинян фактически противопоставляет всю следственную систему судебной. И это при том, что в той же следственной системе нет никаких системных преобразований. Откуда же такая уверенность в ее большой честности? Словом, складывается впечатление, будто стоит задача осуществления веттинга в соответствующий момент для устранения судей.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ