ДИПЛОМАТ БЕЗ ГОСУДАРСТВА ДИАНА АБГАР
"Мыслью и душой я погрузилась в глубь самого ужасного и горького вопроса моей несчастной нации, которая страдала и заливалась кровью под игом самых жестоких и тиранических угнетателей. Мы недавно переехали из Индии в Японию, где я собиралась родить нашего первенца. Мужа моего мы нигде не могли найти: кредиторы явились, чтобы забрать практически все наше имущество. Никогда еще я не чувствовала себя столь беззащитной и одинокой в мире: я ощущала себя беженкой на чужбине. Я спрятала свои драгоценности у соседей: я испытывала стыд и позор, но понимала, что должна спасти семью. Но лишь Господь знал, как помогут мне эти маленькие украшения в будущем..."
ЭТИ СЛОВА, сохранившиеся в одной из записей писательницы, публициста и дипломата, первой женщины-посла Армении в Японии Дианы Абгар послужили прологом к документально-анимационному фильму "Дипломат без государства", вышедшему на экран 16-го МКФ "Золотой абрикос". Автор фильма Мими Малаян, правнучка Дианы Абгар, работала над картиной более 8 лет, выискивая, находя и изучая многочисленные документы и архивные материалы, способные в полноте раскрыть необычный образ, нелегкую жизнь и миссионерскую деятельность своей прабабушки, она никогда не жила на армянской земле, но посвятила себя спасению соотечественников, ставших жертвами Геноцида 1915 г.
Как отметил после показа фильма его куратор, арменовед и киновед Арцви Бахчинян, проживающая в Сан-Франциско Мими Малаян попыталась поднять из прошлого историю великой, но не столь широко известной армянки, причем сделать это в жанре анимационной документалистики. Мими Малаян не является кинематографистом и работала над проектом в сотрудничестве с режиссером Артуром Мурадяном.
Задумка родилась изначально как исследование. Мими Малаян, как и другие потомки Дианы Абгар, знала, что прабабушка занималась миссионерской и дипломатической деятельностью, однако детали и подробности ее жизни, деятельности, в частности, связанные с Армянским вопросом и его продвижением в Японии, США и других странах, оставались неизвестными даже в семье.
"ПОНАЧАЛУ я просто загорелась идеей исследовать жизнь Дианы Абгар, пройденный ею сложный путь. Она посвятила себя без остатка служению нации, к которой принадлежала корнями. Шаг за шагом продвигаясь вперед, я понимала, что биография Дианы Абгар - это история не только нашей семьи и даже армянского народа, это более широкое, общечеловеческое явление - героическая история миссионерки, о которой должен узнать мир. И в этом смысле кино показалось мне наиболее удачным способом привлечь к Диане Абгар всеобщее внимание: научно-иследовательская работа вряд ли могла стать доступной широкой аудитории, а фильм как продукт визуального творчества может обойти весь мир", - рассказала Мими Малаян.
Выбор жанра анимации также был не случайным. Мими Малаян удалось собрать чуть больше десятка фотографий и небольшое количество исторических кадров, однако этого материала было недостаточно для фильма. Обратиться к анимации посоветовал сорежиссер картины Артур Мурадян. Более того, анимация и графика - традиционные для Японии жанры искусства, что также символически подходило для реализации проекта фильма "Дипломат без государства".
Диана Абгар действительно малоизученная персона мировой истории, однако вклад ее в дело сохранения армянства и представления Первой Республики Армения в мире неоценим. Родилась она в Британской Индии 12 октября 1859 г., в армянской семье. Образование получила в Духовной семинарии Калькутты, где изучала английский язык, а также санскрит и хинди: армянский язык Диана учила дома. В 20-летнем возрасте она вышла замуж за купца Микаела Абгара, семья которого владела торговой компанией "Абгар" сначала в Бомбее, потом Калькутте, имела собственный флот, занималась импортом и экспортом. Вступив в брак, Абгары переехали в Японию, где супруг вновь основал торговую компанию и открыл гостиницу. У них родилось пятеро детей, двое умерли в раннем возрасте. В Японии Диана обнаружила в себе писательский дар и увлеклась литературным творчеством. После 15 лет совместной жизни Микаел Абгар внезапно скончался, и Диане пришлось взять управление делами мужа в свои руки до совершеннолетия сына.
РАБОТА над картиной потребовала от Мими Малаян многолетнего кропотливого труда. По ее рассказам, в семье сохранилось очень мало документов: в 1923 г. Япония пережила сильное землетрясение, в результате которого был разрушен и дом Дианы Абгар, все имущество осталось погребенным под завалами. Вскоре она с детьми переехала в Йокогаму и открыла здесь большой торговый дом, который вел дела с Китаем, США, Европой, но не забросила литературу. Через пару лет Диане Абгар предложили работу в протокольном отделе Министерства иностранных дел Японии, и вскоре она стала заметной фигурой в дипломатических кругах.
К вопросу тяжелой жизни армян она обратилась еще в канун Второй мировой войны, выступала с лекциями, писала статьи о том, что резня в Адане была организована правительством младотурок. С начала Геноцида 1915 г. она начала оказывать масштабную помощь беженцам-армянам, пытавшимся через Сибирь добраться до Японии, а оттуда до США. Диана Абгар помогала соотечественникам переправиться из Владивостока в США через океан, не только везла им гуманитарную помощь, но и помогала с документами, билетами на пароход и в организации жизни в Новом Свете. В фильме "Дипломат без государства" рассказывается о том, как некогда спрятанные личные драгоценности Диана Абгар использовала на благо спасения армян.
Огромную поддержку Диана Абгар оказала и Первой Республике Армения, сформированной 28 мая 1918 г. Благодаря ее усилиям Япония первой в 1920 г. официально признала независимость армянского государства, после чего Диана Абгар была назначена дипломатическим представителем и генеральным консулом Первой Республики Армения на Дальнем Востоке. Для оказания помощи исторической родине и своему народу она активно налаживала связи с известными политиками и правозащитниками - президентом США Вудро Вильсоном, секретарем Робертом Лансингом, президентом гуманитарной организации Джеймсом Л.Бартоном, членами международного конгресса мира Артуром Симондсом, Давидом Джорданом и другими.
"ИЗ-ЗА НЕХВАТКИ материалов мне пришлось обратиться к исследованию разных архивов, - рассказывает Мими Малаян. - В качестве источника информации я использовала ее переписку, сохранившуюся в Стэнфордском университете, что повело мои исследования в новом направлении. Здесь же, в Стэнфорде, хранился и архив Американского Красного Креста, развернувшего деятельность во Владивостоке. Я пыталась найти след Дианы и в Японии. В этом вопросе мне помогла Мелани Месропян, защитившая диссертацию на тему, связанную с жизнедеятельностью Дианы Абгар, и поделившаяся своими материалами. Она же рассказала мне, что моя прабабушка участвовала в конференциях по миру, проходящих в Голландии, и даже подписала там некоторые документы, до сих пор хранящиеся в голландских архивах. Из архива ООН мне удалось получить отсканированные копии документов, проливающих свет на перипетии судьбы Дианы Абгар".
В фильм также привлечены в качестве участников члены семей беженцев Геноцида, выживших благодаря Диане Абгар и передавших своим потомкам рассказы о ней. Картина также насыщена исторической информацией о событиях, происходивших в мире в начале ХХ века. Исторический контекст, по словам Мими Малаян, необходим, чтобы сделать миссию Дианы Абгар понятной и доступной не только армянской публике.
"Фильм "Дипломат без государства" не только о Диане Абгар и ее деятельности, он повествует о целой эпохе, политике Османской империи, воздействии разных политических сил на распад Первой Республики Армения и, на наш взгляд, будет доступен и понятен представителям разных народов и культур", - считает Мими Малаян.
В конце 2018 г. картина была показана на МКФ в Торонто и в Калифорнийской общественной библиотеке, а 21 июля вышла на экраны МКФ в Филадельфии.
"Мы хотим организовать показ фильма также во Владивостоке и Японии. Думаю, это дело времени", - сказала Мими Малаян.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-09-18 09:29
Окончание. Начало здесь За три года проведения Международного фестиваля современного искусства Gyumri Art Week в нем приняло участие множество именитых артистов - Софи Арсенян и Филипп Алер, Ашот из Франции, Марk Ли из Швейцарии, Паола Алборгетти, Сандро Сантарелли, Клаудиа Джанетти из Италии, Эрве Констант их Англии, Гор Маргарян, Эцхарт Фукс из Германии, Андреа Станислас и Шогакат Казаран из США и десятки других, в том числе и «изолированные творцы», как выразился Алексей Манукян, деятели современного искусства из Армении, для которых в его «Амфитеатре» создана творческая платформа.
-
2024-09-17 10:27
В Театре киноактера им. Генриха Маляна яблоку негде было упасть, так много публики собралось здесь на днях на премьеру оригинального спектакля под названием «Արա պա ստի պեն կինի՞». В отличие от многих театральных постановок в нашей столицы, в адрес которых звучат разные оценки, эта работа удостоилась всеобщей похвалы, бурных зрительских аплодисментов и отличных друг до друга, но неизменно положительных эмоций. Впрочем, как и все спектакли, созданные театральным кружком действующего в Ереване Гадрутского культурно-молодежного центра «Дизак Арт».
-
2024-09-16 10:21
С группой основателей Международного фестиваля современных искусств Gyumri Art Week и стоящих у его истоков деятелей этого направления мы встретились в одном из тихих уголков Еревана, чтобы подвести итог этому важному культурному событию, обсудить проблемы и выразить пожелания, связанные с дальнейшим развитием фестиваля. Арман Тадевосян, Алексей Манукян, Вазген Пахлавуни-Тадевосян (Вазо) Светлана Навасардян, Эммануэль Косте, Левон Авакян (Лео Ава де Ширак) наперебой рассказывали о днях, проведенных на Gyumri Art Week, порой дополняя друг друга, а иногда высказывая полярные мнения. Не удивительно, ведь современное искусство строится на противоречиях, которыми полна жизнь и на которых построен наш мир. Но именно эта разность, доходя до кульминации, сводится к общим точкам соприкосновения, на пересечении которых и рождается искусство без времени и границ. Именно таким – непохожим и в то же время единым и стал фестиваль 3-й Gyumri Art Week, прошедший 2-18 августа.
-
2024-09-13 09:59
Искусство пианиста, лауреата многочисленных международных конкурсов Гранта Айрапетяна высоко ценят в Армении, России, странах Европы. Неоднократно выступая в лучших концертных залах мира с разнообразными сольными концертами, он благодаря экстраординарному мастерству по праву заслужил особое место в сердцах благодарных слушателей многих стран. Творчество Гранта Айрапетяна словно подтверждает истину о том, что земля Армении на протяжении веков не раз дарила миру талантливых музыкантов, к числу которых, бесспорно, принадлежит и он сам. Его трактовки произведений Шопена, Шуберта, Шумана и других композиторов профессионально отмечены многими выдающимися музыкантами и используются при обучении фортепианному искусству. Известный пианист он также занимается благотворительной деятельностью. Все доходы с концерта «Шопен. 24 этюда для фортепиано» в 2016 г. он перечислил на нужды детей специального детского дома в Нор-Харберде. Становление творческой истории Гранта Айрапетяна, его связи с фортепианными традициями Константина Игумнова и некоторые другие вопросы нам удалось обсудить в беседе с самим пианистом.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2023-12-05 11:08
Злая насмешка судьбы в том, что Первую карабахскую борьбу за свободу Арцаха, за его армянское существование выиграло поколение, воспитанное в Советском Союзе, вошедшее в сознательную жизнь при Советском Союзе. А сдало Арцах на уничтожение поколение, воспитанное в независимой Армении, вошедшее в сознательную жизнь во времена независимой Армении. Выиграло войну за справедливость поколение, воспитанное в «тоталитарном» государстве, проиграло поколение, взращенное государством «независимым».
-
2023-06-03 10:32
«В Москву, в Москву, в Москву!» - хотели известные три сестры. И красивых девушек вполне можно было понять. И с точки зрения женской логики. Да и с точки зрения логики вообще.
-
2023-04-28 10:22
Великий армянский политик, он же секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян в последнем своем интервью Общественному телевидению сравнил сегодняшние дни с 1914-м годом. Наверное, очень доволен собой и своей прозорливостью. Сравнил в том контексте, что, дескать, тогда Россия включилась в Первую мировую войну, чтобы помочь сербам, армяне тоже связывали с Россией надежды, но в итоге Россия ушла из Кавказского региона, армяне остались наедине с турками.
-
2023-04-24 10:22
В Матенадаране состоялось мероприятие «Популяризирующая армянскую культуру иноязычная литература», приуроченное к 18 апреля – Дню памятников и исторических мест. Были презентованы книги, изданные на основе грантовых программ Министерства образования, науки, культуры и спорта РА.