Последние новости

ЭТО ИЗ РЯДА НАШЕСТВИЙ ОРД СЕЛЬДЖУКОВ, МОНГОЛОВ, ТУРОК

Азербайджанские вояки нашли новую мишень для утешения собственных амбиций: несколько дней назад они начали "мужественную" артиллерийскую атаку на всемирно известный памятник древнеармянской истории и культуры - Тигранакерт. Основанный в I веке до н.э. царем Армении Тиграном Великим и расположенный в Аскеранском районе Республики Арцах Тигранакерт много лет находится под пристальным вниманием международной научной общественности и опекой ведущих специалистов Армении и Арцаха. В 2008 г. правительство НКР объявило Тигранакерт государственным заповедником.

На сегодняшний день в результате массового артиллерийского обстрела азербайджанской стороны разрушен археологический лагерь, где еще недавно собирались члены Арцахской научной экспедиции Института археологии и этнографии НАН РА, проводящие на всей территории древнего города исследовательские работы. Группу возглавляет заведующий кафедрой культурологии ЕГУ, доктор исторических наук, профессор Гамлет ПЕТРОСЯН.

 Доктор исторических наук, профессор Гамлет Петросян- Наша археологическая база на территории старинного города Тигранакерта в виде передвижных домиков расположена в 100 м от Царских родников. Она особо не отделена от памятника, а, наоборот, расположена в его центральной части, недалеко от знаменитой крепости ХVIII века с Археологическим музеем Тигранакерта внутри. В 150-200 м от базы также находится сооруженное и укрепленное Тиграном Великим древнее городище с мощными крепостными стенами. Это означает, что любой артиллерийский удар направлен не на домики ученых-археологов, а напрямую на древний памятник.

С начала нынешней войны гора Ванкасар, у подножия которой раскинулся Тигранакерт, также находится под прицелом врага. Любой, кто бывал здесь, знает: территория от Тигранакерта до границы с Азербайджаном равнинная, и Ванкасар с церковью VII века на вершине виден с вражеской стороны невооруженным глазом, им даже не нужны бинокли. Скажу больше, с 2006 г., когда мы инициировали научные работы, раскопки и исследования на территории Тигранакерта, азербайджанские СМИ, а также их Академия наук, Комитет национальной безопасности и другие организации постоянно обращались к нашей работе - со своих позиций. То есть в Азербайджане всем, от сотрудников СМИ до государственных структур доподлинно известно, что в этой точке Республики Арцах расположен культурно-исторический древнейший памятник, результаты раскопок которого уже много лет представляются на ведущих международных симпозиумах, форумах, конференциях в разных уголках мира. Вывод напрашивается сам собой: попытка Азербайджана прикрыться ошибочным попаданием снарядов равна нулю, а, значит, удары по Тигранакерту наносятся целенаправленно.

- То есть очевидно, что с азербайджанской стороны ведется запланированная атака по культурному наследию армянского народа...

- Безусловно. У нас действуют сайт и страница в Фейсбук, посвященные памятнику "Тигранакерт", и азербайджанские "исследователи" постоянно используют сделанные нами фотографии. Поэтому говорить о том, что Ванкасар - просто ничего не значащий с точки зрения культурно-исторического наследия холмик, как, впрочем и Тигранакерт, или что оба памятника случайно оказались в зоне боевых действий и подвергаются бомбежке в военных целях, как минимум наивно.

 На раскопкахОтмечу, что Тигранакерт простирается на 3,5-4 км в длину, включая также Ванкасар и Цицсар, и удары по столь крупному памятнику могут привести к тяжелым последствиям. К сожалению, сегодня нет возможности проверить все участки, заснять и описать весь причиненный ущерб. Пока мы можем говорить лишь о том, что видно издалека. Недавно я побывал в Музее Тигранакерта, но мне не позволили посетить даже самый близкий участок раскопок из-за угрозы попасть под обстрел. Поэтому сегодня мы не можем с точностью сказать, причинен ли ущерб участкам, где велись многолетние научные работы. К счастью, у нас есть команда специалистов, занимающихся сохранением историко-культурного наследия Арцаха. Они делают все в пределах своих возможностей, в сотрудничестве с соответствующими ведомствами Армении и Арцаха для сбора максимальной информации, фото- и других материалов, которые мы представляем широкой общественности. Благодаря двум нашим друзьям на днях удалось вынести и спрятать в безопасном месте имущество экспедиции Тигранакерта. Возможно, в дни затянувшейся войны это имущество не представляет собой большой ценности, но даже в поврежденном виде оно символизирует наш Тигранакерт, нашу древнюю культуру.

- Как вы думаете, стоит ли обратиться с письмом, жалобой, обращением к ведущим международным организациям, призванным служить охране и сохранению мирового культурного наследия?

- Мы постоянно сталкиваемся с этим вопросом: мне звонят коллеги из разных стран и научных сообществ, подбивают написать письмо в ЮНЕСКО, ИКОМОС, World Monuments Watch и другие международные организации. Признаюсь откровенно: исходя из своего опыта ученого-исследователя, с учетом многократных и оставшихся без ответа обращений в подобные инстанции, я не хочу тратить время впустую.

Я лично дважды обращался в ЮНЕСКО с письмами о том, что памятники в зоне конфликта находятся под угрозой, что Азербайджан беспочвенно обвиняет Армению и Арцах в нанесении ущерба мусульманским памятникам, и прилагал доказательства обратного. Я предлагал создать нейтральную группу специалистов, которые занялись бы мониторингом ситуации и т.д. И что? ЮНЕСКО отказалась даже принять мои письма под видом того, что эта территория принадлежит Азербайджану и в его праве принимать любые решения. Эта практика доказала, что подобные "гуманистические культурные" организации на самом деле глубоко политизированы. Какова цель развязанной Азербайджаном войны против Арцаха, таково и отношение этого соседнего государства к армянской культуре. Поэтому я не обращаюсь в международные организации, не подписываю никаких писем подобного содержания. Я считаю действия этих организаций в корне несправедливыми, ведь они и сегодня не помогают сдержать масштабную турецко-азербайджанскую агрессию против крохотного Арцаха с богатой историей и культурным наследием. Я лучше и впредь продолжу знакомить читателей своей страницы в Фейсбук с многочисленными памятниками Арцаха, выкладывая их фотографии с достоверной информацией.

- Есть ли информация о том, какие памятники Арцаха подверглись нападению за период нынешней войны?

- И древний город Тигранакерт, и храм Христа Всеспасителя Казанчецоц в Шуши обстреливаются преднамеренно. Отмечу также мемориальный памятник "Возрожденный Талиш" в одноименном селе Арцаха, подвергшийся варварскому насилию совсем недавно. Пострадал и Музей отечествоведения им.Артура Мкртчяна в Гадруте.

 Казанчецоц после бомбежки- Можно ли назвать действия Азербайджана в отношении Тигранакерта проявлением культурного геноцида армян Арцаха?

- В свое время я опубликовал статью, которая скоро выйдет и на английском языке, о культурном этноциде, совершаемом Азербайджаном в отношении Арцаха. Даже в мирных условиях Азербайджан осуществляет культурный этноцид - политику разрушения культуры армянского народа. Это присваивание нашей культуры, уничтожение древних армянских записей на памятниках с целью приписать их некоему "кавказскому наследию", превращение в пыль хачкаров Джуги и т.д.

А во время нынешней войны турецко-азербайджанская агрессия походит на известное из истории нашествие орд сельджуков, затем монголов, позже турок, для которых культура не представляла никакой ценности: они уничтожали людей и все, что встречалось на их пути. Я даже смею предположить, что в нынешней войне со стороны Азербайджана действует специальная разработанная для уничтожения армянской культуры программа как часть тотальной программы по уничтожению всего армянства, этакая тактика выжженной земли с целью ликвидации армянского народа как этноса.

Очевидно: им нужны территории без армян и следов древнего армянского присутствия на них. Большее преступление против человечества трудно себе представить. Сегодня мы имеем дело не с культурным сообществом, а с толпой дикарей, лишенных понятия "культура". Но я замечу: мы не намерены уступать псам наше наследие, культурно-цивилизационные достижения. И даже если на земле останется всего несколько армян, как того желают турки, мы все равно останемся нацией носителей культуры и цивилизации, а не варварами и зверьми, сеющими разруху - сегодня на армянской земле, а завтра по всему миру.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ФЕСТИВАЛЬ GYUMRI ART WEEK: ИДЕИ И ДИСКУССИИ
      2024-09-18 09:29

      Окончание. Начало здесь За три года проведения Международного фестиваля современного искусства Gyumri Art Week в нем приняло участие множество именитых артистов - Софи Арсенян и Филипп Алер, Ашот из Франции, Марk Ли из Швейцарии, Паола Алборгетти, Сандро Сантарелли, Клаудиа Джанетти из Италии, Эрве Констант их Англии, Гор Маргарян, Эцхарт Фукс из Германии, Андреа Станислас и Шогакат Казаран из США и десятки других, в том числе и «изолированные творцы», как выразился Алексей Манукян, деятели современного искусства из Армении, для которых в его «Амфитеатре» создана творческая платформа.

    • АРЦАХСКАЯ СКАЗКА О ЛЮБВИ НА АРЦАХСКОМ ЯЗЫКЕ
      2024-09-17 10:27

      В Театре киноактера им. Генриха Маляна яблоку негде было упасть, так много публики собралось здесь на днях на премьеру оригинального спектакля под названием «Արա պա ստի պեն կինի՞». В отличие от многих театральных постановок в нашей столицы, в адрес которых звучат разные оценки, эта работа удостоилась всеобщей похвалы, бурных зрительских аплодисментов и отличных друг до друга, но неизменно положительных эмоций. Впрочем, как и все спектакли, созданные театральным кружком действующего в Ереване Гадрутского культурно-молодежного центра «Дизак Арт».

    • ФЕСТИВАЛЬ GYUMRI ART WEEK: ИДЕИ И ДИСКУССИИ
      2024-09-16 10:21

      С группой основателей Международного фестиваля современных искусств Gyumri Art Week и стоящих у его истоков деятелей этого направления мы встретились в одном из тихих уголков Еревана, чтобы подвести итог этому важному культурному событию, обсудить проблемы и выразить пожелания, связанные с дальнейшим развитием фестиваля. Арман Тадевосян, Алексей Манукян, Вазген Пахлавуни-Тадевосян (Вазо) Светлана Навасардян, Эммануэль Косте, Левон Авакян (Лео Ава де Ширак) наперебой рассказывали о днях, проведенных на Gyumri Art Week, порой дополняя друг друга, а иногда высказывая полярные мнения. Не удивительно, ведь современное искусство строится на противоречиях, которыми полна жизнь и на которых построен наш мир. Но именно эта разность, доходя до кульминации, сводится к общим точкам соприкосновения, на пересечении которых и рождается искусство без времени и границ. Именно таким – непохожим и в то же время единым и стал фестиваль 3-й Gyumri Art Week, прошедший 2-18 августа.

    • Грант АЙРАПЕТЯН: «МОЯ ЦЕЛЬ – ДОСТИГНУТЬ ВЕРШИНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА»
      2024-09-13 09:59

      Искусство пианиста, лауреата многочисленных международных конкурсов Гранта Айрапетяна высоко ценят в Армении, России, странах Европы. Неоднократно выступая в лучших концертных залах мира с разнообразными сольными концертами, он благодаря экстраординарному мастерству по праву заслужил особое место в сердцах благодарных слушателей многих стран. Творчество Гранта Айрапетяна словно подтверждает истину о том, что земля Армении на протяжении веков не раз дарила миру талантливых музыкантов, к числу которых, бесспорно, принадлежит и он сам. Его трактовки произведений Шопена, Шуберта, Шумана и других композиторов профессионально отмечены многими выдающимися музыкантами и используются при обучении фортепианному искусству.  Известный пианист он также занимается благотворительной деятельностью. Все доходы с концерта «Шопен. 24 этюда для фортепиано» в 2016 г. он перечислил на нужды детей специального детского дома в Нор-Харберде. Становление творческой истории Гранта Айрапетяна, его связи с фортепианными традициями Константина Игумнова и некоторые другие вопросы нам удалось обсудить в беседе с самим пианистом.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ВОЙНА НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ И АРМЕНИЯ: ПАРАЛЛЕЛИ
      2023-10-09 10:45

      Ракеты из палестинской Газы - это уже привычно, вроде как норма для израильтян: они падают на них регулярно, в чем я убедился на своем личном опыте, пребывая на протяжении трех месяцев в командировке в Израиле в далеком 1996 году. Сегодня в каждом новом доме есть специальная укрепленная комната (помещение с более толстыми стенами и металлической заслонкой, которая выдвигается из стены и закрывает окно) плюс «Железный купол»: это и превратило ракетные обстрелы в рутину (правда, в тысячах старых домов таких комнат нет).

    • ПРОГУЛКА ПО ПОСЛЕВОЕННОМУ ДЖЕРМУКУ
      2022-12-30 10:42

      Декабрь в Джермуке выдался на редкость мягким, пороша быстро тает на асфальте, зато снег щедро  покрывает дорожки, ведущие к водопаду. Одиноко стоит, переминаясь с ноги на ногу, продавец магнитиков. Посетителей практически нет – за весь день, помимо нас,  к достопримечательности заглянула лишь парочка русских туристов. И это на фоне того, что гостиницы и оздоровительные комплексы зазывают посетителей всевозможными акциями и гирляндами на елках во дворах,  а на днях заработала канатная дорога, вышедшая из строя из-за обстрелов.

    • "НЕ НАДО БОЯТЬСЯ СЛОВА "ВОЙНА", ИНОГДА БУМАЖКА О МИРЕ ГОРАЗДО ОПАСНЕЕ"
      2022-11-23 09:55

      Руководитель международного центра человеческого развития Теван ПОГОСЯН заявил в интервью "ГА": "В связи с "рамочным соглашением" все вспомнили о гарантах. Нет таких гарантов, гарантом может стать только армянская армия и готовность нации защищать свое государство".

    • ШУШИ СДАЛИ 5 НОЯБРЯ 2020 г., ПОЧЕМУ НИКОЛ ВРАЛ 3 ДНЯ?
      2022-10-21 11:02

      Почему официальный Ереван скрыл правду? 5 ноября 2020 г. президент Республики Арцах Араик Арутюнян сделал на своей странице в FB следующую запись: "Шуши – самое большое наследство, которые мы получили от своих дедов и должны передать поколениям в том же армянском духе". Там же значилась благодарность генералу Сейрану Оганяну. Спустя считанные дни последовала запись сотрудника администрации президента Ваграма Погосяна, из которой следовало, что Шуши уже не наш.