С ТОПОРОМ НА ААЭС

Что задумало правительство, сменив дешевый кредит на дорогой?

Пашинян – большой мастер всячески тормозить реализацию капитальных инфраструктурных проектов, имеющих системное, стратегическое для Армении значение.

ЭТИМ СВОИМ СВОЙСТВОМ ОН БРОСИЛСЯ В ГЛАЗА С САМОГО НАЧАЛА ПРИХОДА К ВЛАСТИ, когда под предлогом якобы серьезной коррупционной составляющей подобных программ буквально заморозил их продолжение, в результате чего исполнение госбюджета прошлого года по линии капрасходов было выполнено менее чем наполовину, а люди соответственно лишились возможности участвовать в этих работах. Но никто не задался элементарным вопросом: если премьер учуял в реализуемых государством программах капитального строительства коррупционный душок, не логичнее было бы пройти по этому следу, прикрыть коррупционные лазейки, но не прекращать сами программы?..

Попробуем в этом ряду рассмотреть довольно необычную историю, связанную с российской кредитной линией в размере $270 млн и грантовой составляющей этой линии в размере $30 млн, предназначенными на работы по продлению функционирования Армянской атомной электростанции (ААЭС). Со сменой власти в нашей стране и эта программа стала тормозиться, что, по заверению министра территориального управления и инфраструктур Сурена Папикяна, и стало причиной отказа от оставшейся части кредита. Что взамен?

Правительство предполагает осуществить эмиссию ГКО (государственные казначейские облигации), в результате чего привлечет в предстоящие 3 года 63,2 млрд драмов (около $131 млн). При этом правительство питает надежды, что образованная в результате внутреннего долга (ГКО) сумма в качестве бюджетного кредита будет предоставлена атомной станции, как минимум, на тех же условиях, что был предоставлен российский кредит.

"Мы отказываемся от части этого кредита и взамен привлекаем средства из внутренних источников на более лучших условиях… По прежним условиям имели определенные ограничения, в том числе в плане осуществления закупок, а в этом случае ставим все в рыночную логику и можем приобретать с рынка товары по конкурентному принципу, что предполагает более низкую их стоимость", - заявил на заседании правительства Никол Пашинян, добавив, что "к правительству есть доверие".

НА НАШ ВЗГЛЯД, ВСЕ ЭТО "ОБОСНОВАНИЕ" ПРЕМЬЕРА не выдерживает никакой критики. Во-первых, невозможно привлечь путем выпуска ГКО финансовые средства "на лучших условиях", нежели был предоставлен российский кредит (3% годовых): процентные выплаты в подобном случае, как минимум, вдвое-втрое выше. Так, средневзвешенная доходность по размещенным на первичном рынке в прошлом году гособлигациям составила 9,05%, а сегодня, в условиях высокой турбулентности на рынках, внутренний долг наверняка окажется еще дороже. И если даже далее правительство предоставит ААЭС кредит на тех же условиях, что и РФ, то получится, что госбюджет возьмет на себя оставшуюся маржу-нагрузку этой суммы. Какой в этом смысл? Отказаться от более дешевых внешних средств (уже не говоря о моральном аспекте, когда кредитная линия РФ предполагала еще и грантовую составляющую) в пользу более дорогого внутреннего долга?

Во-вторых, относительно приобретения с рынка необходимых товаров по конкурентной, а значит, согласно Пашиняну, более низкой стоимости. Как известно всем, кроме, наверное, главы правительства, на нашей атомной станции стоит реактор "советского" (российского) типа ВВР (водно-водяной реактор), так что само собой разумеется, что необходимые для модернизации ААЭС товары – устройства, приборы и другое технологическое оборудование – можно приобрести именно и только в России. Монопольное положение в этом деле России вполне естественно – тем более, что само правительство заявляет, что связанные с программой реконструкции энергоблока ААЭС работы может реализовать только одна компания, и эта компания "Росатом". В конце концов, раз наше правительство так волнует вопрос монополий, соглашение с РФ предполагало, что 20% кредита можно было направлять на приобретение товаров из третьих стран.

И наконец, о каком доверии к правительству и каких великих проектах за счет внутренних источников ведет в этом плане речь Пашинян? Горе-премьер имеет обыкновение все происходящее трактовать в аспекте небывалого доверия к его кабинету, хотя одно с другим никак не связано, а о неких прорывных проектах кабинета намекается вот уже 2 с лишком года, но о них никто ничего не слышал…

ЧЕСТНО ГОВОРЯ, ВСЕ ЭТО СИЛЬНО ПОПАХИВАЕТ ЧИСТОЙ ПОЛИТИКОЙ. Особенно если вспомнить, как рассыпались в прах аргументы экспертов ЕС о ненадежности российских ректоров после аварии на Фукусиме с американским, производства General Electric, реактором Boiling Water Reactor (BWR). Между тем, в нашей памяти свежи события 1989 года, когда после Спитакского землетрясения ААЭС была второпях остановлена, что вызвало острейший энергетический кризис в стране, который продолжался вплоть до 1995 года, когда состоялся спасительный повторный запуск 2-го энергоблока ААЭС. И тогда этому опять же способствовали как российские специалисты, так и частично российские средства.

Как известно, Европейский союз настаивает на скорейшем закрытии Армянской АЭС, и в соглашении Армении с ЕС четко сформулировано, что Ереван должен разработать дорожную карту демонтажа ААЭС. Еще два соседних с нами государства все эти годы активно лоббируют этот вопрос, так что в виду непредсказуемости и спонтанности действий Пашиняна закрадывается большое подозрение: а не принялся ли премьер реализовывать еще один пункт внешней, не имеющей ничего общего с национальными чаяниями, повестки, состоящий в закрытии очередного стратегического для Армении объекта. Лично я не удивлюсь, если в дальнейшем "вдруг" окажется, что вопрос финансирования работ по продлению срока эксплуатации ААЭС еще на 10 лет по каким-то "объективным" обстоятельствам решить не удалось, и станция должна закрыться…