ХАЙ-ТЕК ТАК НЕ РАЗВИВАЮТ!

Бумажные "тигры" высоких технологий

В правительстве продолжаются обсуждения отчетов деятельности в 2019 году органов государственного управления Армении, в рамках чего на днях с докладом о работе своего ведомства выступил министр высокотехнологичной промышленности республики Акоп Аршакян.

КАК ИЗВЕСТНО, ЭТО ВЕДОМСТВО И РОДИЛОСЬ в результате скандальной оптимизации правительства и в целом системы госуправления, причем на него были возложены такие важные задачи, как цифровизация экономики, развитие информационных технологий, телекоммуникаций, связи и в целом сферы хай-тек, как и военно-промышленного комплекса (ВПК).

На сегодняшний день указанное министерство больше занято "бумажной" работой, то есть разработкой различных отраслевых стратегий развития, картографированием образцов продукции и составлением каталогов, нежели собственно практической работой. Планы планами (а мы помним, какие блестящие идеи в прошлом так и остались на бумаге, и об этом чуть ниже), но что касается более ощутимых материй, то министр Аршакян как великое достижение отметил участие нашей страны в 4-х международных выставках, подписание 7 меморандумов о сотрудничестве, то есть опять же намерений, а также заключение договоров на общую сумму всего в $0,4 млн.

Последняя цифра, что бы ни вещали о невиданных достижениях за прошедшие 2 года нашей хай-тек индустрии высокопоставленные должностные лица и сам премьер Пашинян, равносильна позорному столбу, так как $400 тысяч – это контракт, подъемный для всего одного физического лица, а не для целого государства. Становится ясно, что нашему государству пока еще нечего предложить из конкурентоспособной продукции международному рынку.

В связи с этим вспоминаются победные реляции правительства Армении 25-летней давности, которому, да, удалось-таки к концу 1994 года втрое (по сравнению с предыдущим годом) увеличить численность вооруженных сил, которую дальше наращивать не имело смысла. Но наряду с доведением армии до запланированных, конечных масштабов тогдашний премьер Грант Багратян заявил тогда, что ВПК Армении "уже имеет на сегодня из-за рубежа массу крупных заказов", и обещал сдать в 1995 году в эксплуатацию 5 новых заводов, 3 из которых – военные. Что это были за заказы и заводы – неизвестно по сей день, зато известна масса случаев, когда предприятия не открывались, а закрывались, а все "громадье планов" оказалось в итоге, пардон, в унитазе.

ОЧЕНЬ БОЯЗНО, ЧТО ШИКАРНЫЕ ПЛАНЫ НЫНЕШНИХ ВЛАСТЕЙ окажутся в конечном итоге там же, где они оказались в период пребывания у власти Левона Тер-Петросяна. Ведь и сегодня с помпой объявляется об открытии новых производств – телевизоров и электротехники, газобаллонов и по сборке корейских автобусов, хлопчатобумажном комбинате и т.д. – а спустя короткое время эти заводы и проекты оказываются мифическими. Такими же, как четверть века назад оказались "меморандумы" и инвестиционные программы относительно модернизации завода "Луйс", создания на базе "Поливинилацетата" нефтеперерабатывающего комплекса, развития "Наирита" и Ванадзорского химкомплекса, основания совместного предприятия по выпуску автомобилей "ЕрАЗ" на базе российских двигателей и т.д. и т.п.

Или вот случился коронавирус, и государство усилиями Министерства высокотехнологичной промышленности тут же "отслюнявило" некой ассоциации инженеров круглую сумму на проектирование и другие работы по созданию в Армении аппаратов ИВЛ. При том, заметьте, что эти устройства давно производятся в целом ряде стран, так что никакого велосипеда нашим инженерам изобретать нет нужды, а с завершением пандемии спрос на них еще и резко упадет. То же касается и разработки под влиянием разгула инфекции COVID-19 обучающей онлайн программы "вуз-частник" и других виртуальных платформ и мостов, необходимость в которых, если и не отпадет с преодолением пандемии, то опять же резко снизится.

ГОСПОДА, ХАЙ-ТЕК ТАК НЕ РАЗВИВАЮТ: ДОЛЖНЫ БЫТЬ тщательно продуманные и выверенные планы на 3, а лучше на 5 лет. Причем, таргетироваться должны новые продукты, инновационные идеи, а не сиюминутные задачи.

Развитие военной промышленности в очередной раз рассматривается как важный компонент технологического прогресса Армении. Профильное ведомство гордо, но абстрактно заявляет о неких работах, ведущихся в направлении продвижения продукции армянского ВПК на внешние рынки и роста объемов военного экспорта, увеличения оборота и создания дополнительной стоимости в указанной сфере. Но о том же государственные мужи говорили и четверть века назад, однако тогда только нарождающийся ВПК вместо того, чтобы стимулировать развитие всего промышленного комплекса, начал тянуть из него все соки…

Сегодня снова объявляется, что в центре внимания правительства находятся вопросы создания наукоемких передовых вооружений (БПЛА, роботизированные системы, лазерная техника, средства радиоэлектронной борьбы, оптические и оптико-электронные средства связи). Но и раньше все это худо-бедно создавалось, хотя к никакому прорыву и не приводило. И нет никакой гарантии, что сегодня будет по-другому.

…Акоп Аршакян почему-то ничего не сказал и о причинах длительного бездействия целого ряда военных заводов – в частности, в Чаренцаване – и о том, почему вот уже почти полгода без дела томятся набранные в последний призыв срочники с инженерным мышлением (спецнабор), которые должны были выполнять свой воинский долг, работая на тех самых предприятиях ВПК…