СУДЬИ ИЗБРАЛИ. СЛОВО ЗА ПРЕЗИДЕНТОМ

После подписания спикером НС РА скандальных поправок к закону «О Конституционном суде», в результате чего трое судей лишились своих мест, а Грайр Товмасян - поста председателя, в КС образовались 3 вакансии. Что, в свою очередь, привело к тому, что из-за отсутствия кворума КС впервые за свою историю фактически прекратил работу: заседания не проводятся, заявления не  рассматриваются. 

ПОСЛЕ ВЫДВИЖЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ СВОЕГО КАНДИДАТА на должность судьи в лице долгие годы проработавшего прокурором доктора юридических наук, профессора Ваграма Аветисяна, выяснилось, что многим членам фракции «Мой шаг» он не по душе. Неприятным сюрпризом оказалась кандидатура Аветисяна и для Ваге Григоряна, который крайне негативно выразился на сей счет. При этом противники Аветисяна ссылаются не на его профессиональные качества, репутацию или жизненный опыт, а на факт того, что он сын Давида Аветисяна, который с 2008 по 2016 года был председателем Палаты по уголовным делам Кассационного суда. Упор делается на то, что поскольку отец рассматривал дела по «1 марта», сын не имеет права занимать место в Конституционном суде.

Аргументы, мягко говоря, более чем сомнительны, однако в любом случае отказ парламентского большинства утвердить кандидатуру В. Аветисяна чреват новыми рисками. Не говоря уже о том, что отстраненные судьи КС могут быть восстановлены в должности посредством решения ЕСПЧ. Особенно это касается Альвины Гюлумян, 12-летний срок работы которой еще не вышел. К тому же власти по известным причинам сильно торопятся укомплектовать новый состав КС и вряд ли будут откладывать вопрос из-за неоднозначной реакции на Аветисяна. Тем более, что премьер-министр был в курсе его выдвижения правительством и не противился этому.

Теперь о решении Общего собрания судей, состоявшегося 31 июля за закрытыми дверями (из 236 приняло участие 180). Заседание длилось долго: начав утром, закончили ближе к полуночи. С другой стороны, вопросов на повестке дня было более чем достаточно, ведь созывается Общее собрание всего раз в год.   

По итогам голосования кандидатом в КС избран председатель Кассационного суда Ерванд Хундкарян. Его противник – председатель суда общей юрисдикции Тавушской области Арман Курегян в ходе закрытого тайного голосования набрал меньше голосов. Если честно, выбор был предсказуем. Сам факт того, что Е. Хундкарян в последний момент вдруг решил избираться в судьи КС был неожиданным, и у многих вызвал недоумение. Но и сомнений в том, что пройдет он, практически не было, хотя далеко не все судьи приветствовали этот шаг. Выборы, насколько нам известно, прошли достаточно спокойно, без скандала и особых эмоций.

Не секрет, что многие судьи, достигнув определенного возраста, стараются переместиться в кресло судьи КС, где работают не до 65, а до 70 лет. Но  Хундкарян еще далек от возраста, когда задумываются над этим: ему нет и 50, а члены КС избираются сроком на 12 лет. Поговаривают, что именно данному кандидату уготовлен пост председателя КС (срок - 6 лет), но пока это только слухи. Сам же он на заданный во время Общего собрания судей вопрос относительно решения оставить кресло председателя Кассационного суда и перейти в Конституционный ответил коротко, мол, решил продолжить свою профессиональную деятельность в КС. В детали вдаваться не стал.

Отметим, что вся профессиональная деятельность Ерванда Хундкаряна прошла в судебной системе. Еще студентом он работал в канцелярии Кассационного суда, с 2001 по 2008 был судьей существующего тогда Хозяйственного суда, затем перешел в Кассационный суд, а 13 сентября 2018 года стал его председателем, сменив на этом посту Армана Мкртумяна. Кстати, Хундкарян считается кадром именно Мкртумяна. В этом контексте не совсем понятно, почему выбор пал на него, ведь нынешние власти постоянно говорят о необходимости новых кадров с новой психологией и идеологией. Кандидат от судей, как ни крути, в эти критерии никак не вписывается: он из самых что ни на есть «старых», начавших свою деятельность в судебной системе аж с 1994 года.

Справедливости ради отметим также, что в скандалах Е. Хундкарян практически не замечен, отношение к нему в целом достаточно ровное. Если его кандидатура будет утверждена, Высшему судебному совету придется избирать нового председателя Кассационного суда.

ЧЛЕНОМ ВСС, МЕЖДУ ТЕМ, ИЗБРАН СУДЬЯ ПАЛАТЫ по гражданским и административным делам Кассационного суда Степан Микаелян. Его соперниками были Гор Акопян и Сурен Антонян, который в день выборов снял свою кандидатуру. С. Микаелян относится к грамотным и уважаемым судьям с большим опытом и стажем. Профессиональную карьеру начинал с должности прокурора, в 2001 году перешел в судебную систему, с 2008 года – судья Гражданского Апелляционного суда, с 2018-го - Кассационного.

Поскольку Степан Микаелян будет в составе ВСС судьей, его должность в Кассационном суде сохраняется. Правда, в соответствии с законодательством, нагрузка сократится наполовину.

Отметим и то, что в состав Комиссии по оценке деятельности судей Кассационного суда была избрана проректор Академии юстиции, эксперт конституционного права, представитель общественной организации «Объединение осведомленных граждан», кандидат юридических наук доцент Анаит Манасян.

Что же касается кандидатов в Конституционный суд, то слово теперь за президентом, который, скорее всего, в ближайшие дни представит общественности своего кандидата. Тянуть с этим вопросом власти явно не намерены. А дальше процесс переместится в парламент, где депутаты наверняка сделают все возможное, чтобы побыстрее закончить процедуру и отправиться, наконец, на каникулы.

Основная тема:
Теги: