ЗА ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ РАСПЛАЧИВАЮТСЯ ВРАЧИ И БОЛЬНЫЕ

В интервью "ГА" заведующая кафедрой анестезиологии и интенсивной терапии Ереванского государственного медицинского университета им. М. Гераци, доктор медицинских наук, профессор Ирина МАЛХАСЯН говорит о проблемах медицины Армении.

- Ирина Эдуардовна, как вы оцениваете состояние медицины критических состояний в Армении?

- Думаю, не только врачи, но и люди, далекие от медицины, все чаще задумываются о том, каков уровень медицинского образования в Армении, можем ли мы подготовить специалиста, соответствующего мировым стандартам? Что касается непосредственно медицины критических состояний, то наше общество, культурный и образовательный уровень которого значительно снизился в течение последних десятилетий, убеждено, что тяжелый больной должен поступить в отделение реанимации, где его обязаны спасти. Но современная медицина, к сожалению, не всесильна, и это касается даже самых благополучных и развитых стран, где уровень подготовки врача очень высокий, а медицинские учреждения оснащены лучшей аппаратурой, используются самые современные медицинские технологии.

Что касается конкретно Армении, то в области медицины мы не занимаем передовых позиций в мире. И это связано с целым рядом условий. Да, у нас есть очень хорошие врачи, имеющие опыт работы за рубежом, прошедшие подготовку в лучших зарубежных клиниках, они могли бы многому научить новое поколение специалистов. Но для этого необходим целый комплекс условий, которые мы обеспечить не можем. У нас нет современных тренажеров, видеофильмов, в силу достаточно слабого технического оснащения нам не доступны многие современные технологии. Та лечебно-диагностическая аппаратура, которая в развитых странах имеется в любом отделении реанимации и которой там оснащена каждая койка, у нас в лучшем случае имеется в одном экземпляре на все отделение реанимации, причем только ведущих медицинских центров.

Возьмем, к примеру, сонограф, даже эта аппаратура имеется не во всех отделениях реанимации, а если она и есть, то ее функции ограничиваются исследованиями брюшной полости, в то время как современные сонографы позволяют производить инвазивные манипуляции на сосудах, нервах и т.д. Как же молодой врач сможет овладеть современными технологиями, если даже наши отделения реанимации, где лечат очень тяжелых больных, не имеют самого современного оснащения? У медицины своя специфика, одних только теоретических знаний врачу недостаточно, он должен иметь навыки практической работы, которые сначала приобретаются на симуляторах, а затем непосредственно у постели больного с использованием современной диагностической и лечебной аппаратуры.

- Но если в Армении невозможно подготовить врача, умеющего использовать современные технические возможности, то почему десятки выпускников нашего медицинского университета находят работу за рубежом, причем в развитых странах?

- Это действительно так, утечка медицинских кадров большая и в последнее время преимущественно в Германию. Только из нашей клиники в эту страну уехало 18 человек. В 90-ые годы такая же утечка была во Францию. 12 моих молодых коллег, которых я подготовила, оказались во Франции и ни одного из них не вернули обратно, то есть подготовленные нами специалисты отвечают их требованиям. Туда уезжает преимущественно способная молодежь, те, кто хорошо учился, имеют глубокие знания, хорошо владеют иностранными языками. Разумеется, на месте они проходят тестирование, в ряде случаев - дополнительную подготовку. А на то, чтобы овладеть практическими навыками использования современной аппаратуры, нужно всего несколько месяцев обучения, и наши выпускники с этой задачей успешно справляются. Но почему мы не можем дать им эти навыки здесь? Кстати, у меня свой подход к подготовке специалиста. Когда студент задает вопрос, я советую ему сначала найти самому ответ в соответствующей специальной литературе, а потом обсудить и дополнить его представления, тем самым приучая будущего врача самостоятельно приобретать знания, что пригодится и во всей дальнейшей работе.

- А все-таки почему уезжают наши молодые врачи?

- Когда они приезжают в отпуск, я обязательно задаю им этот вопрос. Все они очень тоскуют по родине, родным, друзьям, привычной среде, но там больше возможностей для профессионального роста, самореализации, труд врача оплачивается значительно выше, они чувствуют себя социально защищенными. В последнее время врачам Армении все чаще приходится сталкиваться с совершенно неприемлемым, а иной раз и агрессивным поведением пациентов и их родственников, которые проявляют к медработникам неуважительное отношение, оскорбляют их, приходят к врачу с диктофоном, угрожают, шантажируют. И это не единичные случаи. Наше общество становится все более невоспитанным и агрессивным. В конце концов, если не веришь врачу, зачем к нему обращаться?

- Но агрессивное поведение больных скорее связано не с претензиями к профессиональному уровню врачей, а со платной, недоступностью медицины.

- Во многом это действительно так. Высококвалифицированная медицинская помощь в полном объеме доступна очень небольшой части населения. Поэтому у нас появилось так много запущенных больных. Люди обращаются к врачам только в самых крайних случаях. Если бы они обратились вовремя, лечение оказалась бы более эффективным. Мне кажется, что после обретения независимости, к сожалению, ни одному из правительств независимой Армении не удалось успешно разрешить проблемы, связанные с развитием экономики, созданием промышленности, решением социальных проблем. А в наших условиях невозможно предоставить всем гражданам страны доступную и качественную медицинскую помощь.

То есть сложилась совершенно неприемлемая ситуация: необеспеченным слоям населения (а это - значительная часть нашего общества) высококвалифицированная медицинская помощь мало доступна. И это не зависит от того, работает человек или нет, поскольку в большинстве случаев заработная плата не в состоянии покрыть стоимость медицинской помощи. А обеспеченные граждане предпочитают лечиться в Израиле, Германии, России, где в силу лучшей технической оснащенности они получат более высокий уровень диагностики, доступ к современным медицинским технологиям и более качественные лекарственные препараты. Современная медицина – область объективно дорогая. Но в социальном государстве вопросы доступности медицинской помощи все же решаются. Богатые люди оплачивают медицинскую помощь из своих средств, а для тех, кому это недоступно, разработаны и действуют другие модели оплаты. По крайней мере в цивилизованном мире больной не может оказаться без медицинской помощи.

При нынешнем состоянии экономики Армении сделать медицинскую помощь бесплатной в принципе невозможно, а увеличить финансирование медицины, чтобы получить доступ к передовым технологиям лечения тоже пока не удастся. Решение только одно – создание экономики, которая обеспечит нашим гражданам социальную защищенность, сделает медицину доступной, а значит население нашей страны более здоровым, увеличится продолжительность жизни. У нас есть очень хорошие врачи, медицинские школы, не уступающие зарубежным, есть медицинские центры, которые успешно используют новые технологии, но есть области медицины, в которых мы сильно отстаем от развитых стран, и это недопустимо.

- Можно ли подготовить врача в условиях дистанционного обучения?

- Я себе этого не представляю. Студент может прослушать лекции в удаленном режиме, но огромный объем знаний и навыков он получает в процессе практических занятий, у постели больного. В прошлом году была предложена экспериментальная модель многокомпонентной оценки системы знаний, и один из компонентов оценки – самостоятельная работа студента в клинических отделениях. Преподаваемый мною предмет проходят на старших курсах, и я считаю, что студент должен хотя бы дважды отдежурить в нашем отделении, научиться элементарным манипуляциям, правильному обращению, общению с тяжелым больным.

Но проблема дистанционного обучения актуальна не только для медицины критических состояний. Можно ли в удаленном режиме научить студента слушать легкие, пальпировать живот? Это в принципе невозможно. Хочу обратить внимание на еще один важный момент в подготовке врача, это психологическая и культурная готовность к этой специальности. Во многих странах в процессе обучения студенты несколько раз проходят тестирование на психологическое и поведенческое соответствие профессии. Это действительно важно. Человека можно научить прекрасно оперировать, но, если он не умеет корректно общаться с больным, отдача его таланта хирурга будет значительно ниже. И эта проблема во многом связана с культурным и образовательным уровнем нашего общества, который, повторяю, к сожалению, неуклонно снижается.

Основная тема:
Теги: