НИЩЕТА ЭКСПОРТА

Сеем все меньше, но мечтаем о взрывном росте

Пожалуй, прогнозы некоторых экспертов относительно экспортных показателей Армении за 2020 год выглядят чересчур оптимистическими.

ТАК, ДОКТОР ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР АШОТ ТАВАДЯН на днях заявил, что по итогам этого года ожидается рост экспорта из Армении на 2-5%. Да, в 2019 году за 1-е полугодие экспорт из Армении сократился, но во 2-й половине года он резко восстановился. "Считаем, что эта тенденция в этом году продолжится и у нас в плане экспорта товаров не будет спада", - сказал Тавадян. Но неужели он забыл, что в прошлом году о новой коронавирусной инфекции COVID-19 еще никто ничего не знал, а ведь пандемия продолжает с успехом покорять мировую экономику.

Чтобы иметь по итогам текущего года положительные, пусть даже небольшие значения экспорта, нужно, во-первых, чтобы пандемия завершилась, а во-вторых, сначала восстановить утраченные позиции. Напомним, что армянский экспорт за прошедшие 7 месяцев ушел в минус на 6,4% (за 1-е полугодие - на 6,5%). Как видно, первый месяц 2-го полугодия (июль) исправил положение дел с экспортом из Армении ровно на одну десятую процента, и ожидать, что за оставшиеся до истечения года 5 месяцев экспорт не только восстановит утерянные 6,4%, но и добавит к этому еще 2-5% роста, на мой взгляд, было бы крайне легкомысленно.

И это нам еще сильно подфартило с тем, что грузоперевозки в направлении России и других стран ЕАЭС после некоторого периода ограничений в основном осуществлялись без помех и наша сельхозпродукция бесперебойно доставлялась на евразийский (преимущественно российский) рынок. Кто хотел, экспортировал выращенные помидоры, другие овощи, фрукты. Из наших разговоров с фермерами и владельцами тепличных хозяйств выяснилось, что экспортным отгрузкам никаких препятствий не чинилось. Но при всем при том общий экспорт из Армении все же сильно сократился.

И К ТОМУ ЖЕ, ЧТОБЫ НАРАСТИТЬ ЭКСПОРТ, НЕОБХОДИМО прежде всего нарастить производство экспортных товаров, которыми в нашем случае выступают преимущественно металлы и аграрная продукция. Что касается металлических концентратов, то соответствующие рудники в Армении в этом году и так без устали работают буквально на износ. Нет никаких оснований и для утверждений о том, что сельскохозяйственный урожай этого года способен поразить чье-то воображение, к тому же в солидных объемах отправившись на экспорт. Вот почему непонятно, каким образом и за счет каких таких товаров Армения вдруг серьезно увеличит свои экспортные поставки, покрыв и потерянные проценты, и одновременно обеспечив хотя бы пару процентов роста в плюсовой зоне.

Приведем для доказательства своей мысли свежие данные Статкомитета РА (Armstat) относительно посевных площадей в 2020 году. Из них видно, что единичные позиции растительных культур находятся примерно на уровне прошлого года. Так, посевные площади зерновых и зернобобовых в этом году составляют относительно 2019 года 100,1%, картофеля - 100,3%, овощей - 102,2%. Как видно, в этом сезоне мы по означенным сферам в лучшем случае соберем тот же урожай, что и в прошлом.

А вот что касается целого ряда растительных культур, то, судя по их посевным площадям, в этом году ожидается весьма ощутимый спад урожая. Так, техническими культурами (табак, подсолнух и др.) засеяно относительно прошлого года всего 81,6% площадей, кормовыми культурами - 92,4% (не случайно животноводы из-за неизбежного резкого роста цен на корма готовятся осенью к массовому забою скота), бахчевыми - 93,1%. Можно, конечно, вообще все вывезти, но тогда собственное население столкнется с дефицитом и вызванным им ростом цен.

Правда, другой профессор и доктор экономических наук Татул Манасерян призывает не заклиниваться на абрикосах и персиках, когда речь заходит об экспорте из Армении. "Это очень важно (экспорт сельхозтоваров. - Ред.), но мы должны отойти от этого образа мышления, чтобы понять, что у Армении есть намного больший потенциал в сфере высоких технологий, в наукоемких отраслях", - заявил он на днях. Думается, об этом как о возможном экспорте в правительстве Армении еще не один год будут говорить именно как о потенциале, а не как о реальном достижении.

МОЖНО, КОНЕЧНО, РАССЧИТЫВАТЬ НА ТО, ЧТО, СКАЖЕМ, ЗА ОСТАВШИЕСЯ до конца года 5 месяцев резко пойдут вверх экспортные показатели по линии текстиля или ювелирной продукции. Но как быть с общим падением платежеспособности населения в странах - импортерах нашей продукции, в той же России и других странах ЕАЭС? Тем более что действия коменданта по режиму ЧП в Армении, вице-премьера Тиграна Авиняна не раз чинили препятствия, раз за разом останавливая целые предприятия и срывая тем самым ритмичную работу тех же швейных фабрик.

Что же касается ювелирки, то тут и вовсе нет оснований для оптимизма. В кризисный период этот рынок восстановится самым последним, и это будет явно не этот год. Тут некоторые перспективы могут быть связаны с нелегальной схемой, порой применяемой нечистоплотными армянскими ювелирными компаниями, суть которой заключается в реэкспорте, скажем, бриллиантов из Индии через территорию Армении в Россию. В этом случае в РФ не взимается 10%-ная таможенная пошлина за ввоз ювелирных изделий из третьих стран, так как Армения входит в таможенный союз ЕАЭС. Кстати, в озвученных не так давно обвинениях в адрес премьера Пашиняна о контрабандных поставках бриллиантов в Россию намекается именно на указанную схему незаконного оборота драгоценных камней.

Как бы то ни было, профессора не спорят лишь относительно того, что в Армении по итогам этого года будет экономический спад. Вопрос лишь в уровне падения…

Основная тема:
Теги: