ДЛЯ БЛАГА ГОСУДАРСТВА И ВО ИМЯ НАРОДА

Листая пульт от телевизора, застал в одном из выпусков новостей беседу Арама Абрамяна с депутатом от правящей фракции Ваагном Овакимяном, бывшим сотрудником газеты Пашинянов "Айкакан жаманак". С тем Овакимяном, который добросовестно, выполняя заказ премьера, представлял в парламенте законы, вызвавшие в Конституционном суде кризис, до сих пор не преодоленный: КС де-факто не функционирует. Ломать - не строить, много ума не надо.

ВО ВРЕМЯ ПАРЛАМЕНТСКИХ ОБСУЖДЕНИЙ ВААГН ОВАКИМЯН запомнился тем, что не раз попадал впросак от самых невинных вопросов, заданных членами своей же фракции. Например, как несуразно он выглядел, когда Тагуи Товмасян спросила его, зачем надо было авторам законопроекта обращаться за экспертной оценкой в Венецианскую комиссию, если нет желания учитывать ее рекомендации?..

Сейчас Овакимян лоббирует другой заказ премьера, требующего внести изменения в закон "О СМИ", позволяющие привлекать к ответственности за распространение клеветы или оскорбительные высказывания. Фишка в том, что нынешняя власть во многом состоит из людей, включая того же премьера, того же Овакимяна, того же вице-спикера парламента, кто до своего политического триумфа представлял журналистский цех. С разной степенью качества, но тем не менее.

И в этом качестве всегда поддерживали усилия, которые предпринимались сначала для того, чтобы за клевету и оскорбления не предусматривалась мера наказания по Уголовному кодексу в виде лишения свободы, а потом и за усилия, которые прилагались, чтобы снизить максимальный порог возможных штрафов. Делалось то, понятно, с лозунгами о необходимости защитить свободу слова и права журналистов от "диктаторского режима". И прежние "диктаторские власти", "попиратели демократии и свободы слова" и те еще "кровопийцы" сначала исключили за эти прегрешения наказание в виде лишения свободы, а потом снизили и максимальный порог штрафа, который могут назначить суды. С трех миллионов шестисот тысяч драмов до 1 миллиона двухсот тысяч, то есть в три раза, что на тот момент приблизительно составляло 3 тысячи долларов.

И вот Арам Абрамян, который совсем не сторонник прежних властей, более того, имеющий с ними определенные конкретные счеты, но как яркий представитель журналистского цеха задает резонный вопрос: как же так, вы - бывшие журналисты, которым не надо объяснить значимость свободы слова в демократической стране, сегодня ратуете за то, чтобы максимальный порог штрафа был поднят до пяти миллионов за оскорбление и до 10 миллионов за клевету… То есть намерены поднять планку штрафа почти в пять и десять раз, превысив даже "диктаторскую" планку в 3,6 миллиона, которая некогда была, но уже давно благополучно снижена на радость СМИ и поборникам свободы слова.

ТУТ, ПРИМЕЧАТЕЛЬНО, ЧТО И ПРЕМЬЕР, И ОВАКИМЯН представляют ту самую газету, которая не отказывала себе ни в чем. Кучу чего можно вспомнить: и "дегенератов", и "роботов", и "сержантов", и "додов", и "чебурашку" … Было время, когда мы даже защищали Пашиняна, ведь его хотели привлечь к суду за очередного "дегенерата". У каждого в биографии есть темные пятна. А вот сейчас… Сейчас премьеру не нравится, когда эпитеты приклеиваются к нему самому. И решили, что после расправы над независимым КС настала очередь СМИ.

Но мы отвлеклись. Так что ответил Овакимян Абрамяну? Эти изменения, оказывается, предлагаются исключительно для торжества демократии и свободы слова, для их победного шествия, на благо государства…. Но Овакимян не был бы Овакимяном, если бы, не проявив лишний энтузиазм, не брякнул глупость. Дескать, на СМИ эти поправки не будут распространяться, эти поправки для тех, кто, пользуясь мягким законодательством прежних "диктаторских" властей, сеет клевету и оскорбления в социальных сетях… Арам Абрамян наивно удивился: что, говорит, в законе так и будет написано: на СМИ не распространяется? Ну нет, замялся горе-законодатель, в законе так, конечно, написано не будет, но мы же, мы же… Мы же не допустим, чтобы этот закон был использован во зло, для ограничения свободы слова, ведь мы - самая демократичная власть. Что-то в этом духе.

Тогда Абрамян задает следующий вопрос. "Хорошо, предположим, вы как самые, что ни на есть победившие революционеры-демократы не будете спекулировать этим законом для давления на СМИ, но ведь и вы не вечно будете депутатом, и Никол в кресле премьера, наверное, тоже все-таки как бы не вечно… Вдруг к власти придут люди, которые предлагаемые вами изменения используют для давления на СМИ".

Ну наш депутат не растерялся, расправил крылья, как молодой орел, и заявил, что изменения нужны как раз для укрепления демократии, чтобы поступь ее была необратимой, на благо государства и народа… Убежденно говорил.

Один случай - факт, два - тенденция. Это мы к тому, что самые глупые и антидемократические реформы, нарушающие принципы, основополагающие для демократических государств, будь то принцип разделения властей или свободы слова, власть проталкивает через Овакимяна…

ЧТО ЖЕ КАСАЕТСЯ СУТИ, НАПОМНИМ: КОГДА ЗАТЕВАЛАСЬ "РЕФОРМА" КС, тоже было много бла-бла про то, что КС от этого выиграет, демократия выиграет, государство выиграет… Однако реформы разрушителей ведут только к разрушению. Связанные с КС законодательные изменения привели к бездействию КС, приостановлению исполнения им своих функций. То есть вызвали кризис, и не ясно, как, когда, с какими последствиями он будет преодолен. Если будет преодолен при этой власти…

Так и предлагаемая "реформа" для СМИ. Что бы Овакимян ни говорил, а приведет она только к ограничениям свободы слова. И это еще свидетельство, что настоящие диктаторы получаются из радикальных демократов-революционеров, из тех, кто денно и нощно только о "благе народа" и думает. И выход из этой разрушающей логики один: разрушители должны уйти! Сами не уйдут, это не вписывается в их революционно-демократическое восприятие мира. Их можно только заставить.

Основная тема:
Теги: