ДАЛЬНОВИДНАЯ ТРАКТОВКА

Наблюдатели или миротворцы?

Месяц назад Пашинян, который сегодня в единственном числе формулирует позицию официального Еревана, объявил, что выступает против размещения миротворцев в зоне конфликта, и что такой темы в повестке официального Еревана нет. Столь категоричное заявление мог позволить себе только лидер государства, обладающий весьма смутными представлениями о возможных сценариях развития военных действий в связи с агрессией азербайджано-турецкого тандема против Республики Арцах.

СПУСТЯ МЕСЯЦ ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЕРЕВАН (ЧИТАЙ ПАШИНЯН) объявил, что отдает предпочтение российским миротворцам, с чем, разумеется, не согласились США. В свою очередь, российская сторона, которая долгое время говорила о миротворцах, сегодня как будто избегает разговоров на эту тему, заявляя, что в нынешних условиях речь может идти только о наблюдателях. Очевидно, что наличие наблюдателей предполагает новую линию соприкосновения, по контуру которой они будут располагаться. Кстати, разговоры о наблюдателях не новость, после 4-дневной агрессии Азербайджана в апреле 2016 г. появились женевские и санкт-петербургские соглашения о верификации, иными словами, речь шла об установлении стороны, нарушившей режим моратория, что предполагало наличие соответствующих механизмов. Введению этих механизмов активно препятствовал Баку.

До решения проблем, связанных с контингентом миротворцев, необходимо решить вопрос линии соприкосновения. Решить его можно только посредством консенсуса сторон, между тем на уровне официальных заявлений стороны так же далеки от консенсуса, как и месяц назад. И это, несмотря на то, что проблема урегулирования – единственный вопрос, по которому между Россией и Западом существует консенсус. О нем можно судить, в том числе, по итогам  известных визитов министра иностранных дел РА Зограба Мнацаканяна в Вашингтон, Москву, а затем в Женеву.

Москва не располагает информацией

Недавно замминистра иностранных дел РФ Андрей Руденко объявил, что Москва не располагает всей информацией относительно идеи размещения в Арцахе миротворцев из скандинавских стран. Общеизвестно, что в секретном режиме ведутся какие-то переговоры, согласуются позиции сторон.

НА ЗАЯВЛЕНИЕ АРМЯНСКОЙ СТОРОНЫ ОТНОСИТЕЛЬНО СОГЛАСИЯ на размещение российских миротворцев из США ответили, что отдают предпочтение нейтральным миротворцам, которые не будут представлять членов Минской группы, и будут абсолютно нейтральны. Вопрос: в какой мере принципу нейтральности соответствуют скандинавские страны, которые являются членами НАТО? Если игнорировать язык дипломатии, то речь, по сути, идет о том, какая из стран усилит свое влияние в регионе, дислоцировав свой миротворческий контингент вдоль линии соприкосновения.

Если Россия устами заместителя главы внешнеполитического ведомства говорит о том, что не располагает информацией о позиции американской стороны в вопросе миротворческого контингента, то из этого можно заключить, что по дипломатическим каналам этот вопрос между США и РФ не обсуждался. И это понятно, ведь после 3 ноября в Белом доме предполагается смена декораций. Заявления Пашиняна о том, что он отдает предпочтение российским миротворцам, мало кто берет в расчет, ведь это только у нас он диктует повестку, а на подмостках внешней политики за него говорят другие. 4 ноября стало известно, что армяно-российские консультации на тему видов и размеров российской помощи уже ведутся...

Вопрос миротворцев ни одна из стран-членов Минской группы не в состоянии решать единолично, этот вопрос может быть решен только путем консенсуса. Минская группа остается единственным легитимным органом, который может принять решение по этому вопросу. Официальный Ереван должен приложить максимум усилий, чтобы активизировать процесс. При этом влиятельные армянские аналитики исходят из необходимости обращения Пашиняна к США и Франции точно так, как он апеллировал к президенту Путину. Армянский премьер должен по дипломатическим каналам обсудить с РФ предложение США и позицию Франции, иными словами, вопрос требует активного согласования в формате сопредседателей Минской группы, причем, процесс должен носить весьма корректный характер с учетом притязаний Турции на роль сопредседателя.

Переговоры идут по дипломатическим каналам

Обращаясь только к российскому лидеру, Пашинян, по мнению аналитиков, дал возможность двум другим странам-сопредседателям не вмешиваться в процесс и уклониться от ответственности, которую они взяли на себя в качестве сопредседателей. Если США выражают несогласие по поводу российских миротворцев, это не значит, что процесс зашел в тупик.

ПОСЛЕ ТОГО, КАК МЕСЯЦ НАЗАД ПАШИНЯН ОБЪЯВИЛ, что в повестке официального Еревана нет вопроса миротворцев, он столь же безапелляционно высказал мнение, что ситуация не имеет дипломатического решения. Сегодня, как российские, так и армянские политологи говорят о том, что переговоры и согласование позиций имеют место как раз по дипломатическим каналам.

А еще российские и армянские политологи говорят о том, что официальный Ереван обязан уточнить свою позицию, а не перекладывать решение проблемы на чужие плечи. Между тем именно эта попытка прослеживается в действиях и бездействии официального Еревана. На письменное обращение Пашиняна к Путину российский МИД ответил, что Москва готова выполнить свои обязательства перед Арменией.  Согласно трактовке лидера АНК экс-президента Тер-Петросяна, Путин дал понять, что не может решить вместо Никола проблему Арцаха. А разве Никол может решить эту проблему? Сразу после письма Пашиняна Путин провел переговоры с Алиевым и самим Пашиняном.

Дальновидная трактовка Левона Акоповича, изложенная в специальной статье, преследовала целью, помимо прочего, довести мысль о неспособности армянского премьера к принятию взвешенных и дальновидных решений. Лидер АНК стремился довести эту мысль до политических элит Армении и Арцаха. Впрочем, элиты и сами все понимают, однако соблюдают правила игры, продиктованные военным положением, то есть не вмешиваются в процесс, предоставив Пашиняну в одиночку решать все проблемы. 16 партий предложили премьеру помощь в виде создания штаба по решению оперативных вопросов, но он ее не принял. По мнению ряда аналитиков, Россия и Иран вынуждены решать вопросы, связанные с угрозами, которые исходят от  азербайджано-турецкого тандема, а официальный Ереван даже не в состоянии толком формулировать свои требования…

Истерия или спецоперация?

Зато налицо активизация особой когорты аналитиков, которые специализируются на критических выпадах в адрес России в то самое время, когда Москва пытается не обострять ситуацию вокруг урегулирования.

ПО ЭТОМУ ПОВОДУ СЛЕДУЕТ НАПОМНИТЬ О ТОЙ САМОЙ РУСОФОБСКОЙ истерии, которую развернули известные силы буквально накануне агрессии азербайджано-турецкого тандема. Судя по всему, та истерия не была случайной и больше походила на спецоперацию, смысл которой уже окончательно прояснился…

 Некоторые армянские политологи в эти дни говорят о том, что процесс урегулирования дошел до точки, когда сопредседатели и главы внешнеполитических ведомств не в состоянии двигаться к консенсусу. Создается впечатление, что российский  лидер персонально работает с Пашиняном и Алиевым. Если эти попытки увенчаются успехом, то сопредседатели смогут продолжить процесс в привычном формате. Эрдоган всеми силами этому процессу препятствует, Алиев постепенно начинает понимать, что усилиями Эрдогана его страна превратилась в центр мирового терроризма со всеми вытекающими отсюда последствиями…

Основная тема:
Теги: