Последние новости

ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ НЕЛЬЗЯ НАРУШАТЬ

В интервью "ГА" человек с огромным опытом производственника и управленца Спартак КОСТАНЯН говорит о перспективах экономического развития Армении.

- Г-н Костанян, почему на протяжении всех лет независимости Армении не удается преодолеть экономические проблемы?

- Во-первых, такая задача серьезно не ставилась на государственном уровне, и ее пытались решать некомпетентные люди. Поэтому за все годы независимости в Армении так и не была разработана адекватная экономическая политика, не было представлено видение того государства, которое мы строим, не была предложена четкая программа экономического развития. Общие фразы о создании наукоемкого производства, современной промышленности, инновациях не нашли реального воплощения. И, я думаю, людям, имеющим опыт работы в сфере промышленности, давно ясно, что те, кто берется рассуждать по этим вопросам, не имеют даже отдаленного представления ни об организации современного производства, ни об инновациях и высоких технологиях.

Разговоры о перспективах экономического развития, которые мы слышим на протяжении всех лет независимости, по степени некомпетентности схожи с популярными в начале 90-х годов утверждениями, что мы можем прожить на одних только абрикосах и джермуке. В последние годы будущее процветание нашей страны стали связывать с развитием туризма, якобы способного стать важным источником бюджетных поступлений. Да, стран, для которых туризм - важный экономический фактор, достаточно много. В благоприятных условиях туризм мог бы играть важную роль и в нашей стране, но нужно учитывать факторы риска и возможность непрогнозируемых негативных воздействий. В последние годы туризм в Армении действительно развивался успешно и динамично, но случилась пандемия, потом - война. И туристический бизнес полностью обвалился.

Самый надежный и эффективный путь построения экономики для такой страны, как Армения, - развитие промышленности и в первую очередь военно-промышленного комплекса (ВПК). Причем ВПК - это локомотив производства, именно в этой сфере в первую очередь используются высокие технологии, которые в дальнейшем находят применение и в других отраслях производства. И, пока это не будет осознанно на высоком государственном уровне, пока воплощением этих задач не станут заниматься компетентные люди, имеющие большой опыт работы и управления в сфере промышленности, экономические проблемы не удастся решить. Причем следует помнить, что именно промышленность финансирует науку, образование, здравоохранение, культуру, является системообразующим фактором.

- То есть успехи Советской Армении в первую очередь были обусловлены развитием военно-промышленного комплекса…

- Разумеется. Причем предприятий ВПК в Армении было в 10 раз больше, чем в Грузии и Азербайджане, вместе взятых, несравнимо больше, чем в Среднеазиатских республиках и Прибалтике.

- Но, насколько мы знаем из официальных источников, предприятия ВПК в Армении уже заработали и оказывают реальную помощь фронту.

- Но развитие этого направления следовало начинать намного раньше - лет 20 и более назад, это бы значительно повысило уровень военной безопасности нашей страны, решило экономические и социальные проблемы. Сколько лет продолжалась эмиграция из Армении! И среди тех, кто уезжал, было много инженеров и рабочих высокой квалификации, которые в силу бездарного руководства оказались невостребованными в Армении. Правительства об этом не думали, хотя неизбежность войны была очевидна. А в течение всех этих упущенных лет, когда в Армении, как грибы, росли только отели и рестораны, а интеллектуальные ресурсы не находили практического применения, можно было создать мощный ВПК, тем более что еще лет 20 назад у нас было значительно больше инженерных кадров высокой квалификации, имеющих опыт работы в оборонной промышленности.

В советские годы существовало понятие "девятка", это были министерства, работавшие на ВПК, и в Армении действовали предприятия семи из этих девяти министерств.

- И этот огромный потенциал следовало использовать для обеспечения безопасности и экономического развития независимой Армении.

- Разумеется. Ведь у нас были предприятия Авиапрома, Министерства радиопромышленности, Министерства оборонной промышленности, Министерства средств связи и т.д. И эти предприятия использовали высокие технологии. Особое место занимала электронная промышленность, в этой сфере действовали гигантские производственные объединения: "Позистор", "Эребуни", "Нейрон", "Диполь". В области производства электролитических конденсаторов мы занимали первое место в Союзе. Действовал Институт микроэлектроники. Армянские руководители промышленных предприятий имели удивительное чутье на требование времени. Огромное количество предприятий Армении работало на спецтехнику. Важную роль в развитии в Армении ВПК и промышленности в целом играли отраслевые институты, обеспечивающие практическое использование результатов научных исследований. В числе этих институтов особое место занимал ЕрНИИММ, который был кузницей кадров, особенно кадров руководителей. И этот огромный потенциал был разбазарен. К счастью, наш талантливый и трудолюбивый народ сможет восстановить упущенное, но государство должно всесторонне поддержать этот процесс.

- А сегодня найдутся кадры управленцев, которые смогут возглавить развитие промышленности?

- Кадры найдутся, если правильно осуществлять их подбор и руководствоваться адекватными критериями при назначении. Но, как свидетельствует опыт, многие из тех, кто берется рассуждать о перспективах экономического развития нашей страны, считают высокими технологиями только информационные технологии. А невежество в данном случае крайне опасно. Нельзя строить государственную политику в таких сложных областях, как экономика, промышленность, на основе дилетантских представлений.

- То есть наши экономические проблемы во многом обусловлены неадекватной кадровой политикой…

- К сожалению, да. В условиях независимости мы практически сразу отказались от тех требований и подходов, которые использовались в советские годы. А тогда людей не назначали на ключевые должности по тем порочным принципам, которые использовались в течение последних 30 лет. И если сегодня мы наконец отказались от принципа назначения "своих" людей, то стал использоваться другой, тоже далеко не лучший подход - по партийному принципу и политическому доверию. Раньше при назначении на ответственную должность от человека требовалось пройти определенный профессиональный путь, приобрести знания в данной обрасти, управленческий опыт. Я начинал учеником электрослесаря, вырос до 7-го разряда, потом стал мастером цеха, затем - главным инженером, директором завода, в начале 90-х недолго исполнял обязанности министра промышленности, но не был утвержден на эту должность, поскольку не являлся членом АОД. Свою производственную школу я прошел от начала и до конца и на собственном опыте знаю, как это важно. А когда я стал интересоваться биографиями нынешних должностных лиц, то оказалось, что практически все они не имеют управленческого опыта. А тот, кто никогда не руководил коллективом хотя бы из 100 человек, не может руководить отраслью, предприятием, занимать ответственную государственную должность.

- К сожалению, в новое время, когда начала проводиться неадекватная кадровая политика, стало популярным утверждение, что Армения - страна, бедная природными ресурсами.

- Природа не обделила Армению, просто мы пока не научились эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Да, у нас нет нефти и газа, но у нас есть большие для страны масштаба Армении запасы молибдена и меди, огромные запасы неметаллических ископаемых, которые при внедрении передовых технологий могут использоваться для производства конкурентоспособной и востребованной продукции. Тонна молибдена на Лондонской бирже стоит порядка 30000 евро, и цена растет, медь - порядка 10000 евро, а тонна нефти - 300-400 евро, и ее цена падает и будет падать. Не говоря уже о том, что добыча и переработка нефти связаны с серьезными экологическими проблемами. А мы просто обогащаем руду и продаем ее по низкой цене и при этом наносим вред экологии. Мы отказались от производства чистой меди вместо того, чтобы просто привести алавердское предприятие в соответствие с экологическими требованиями и получать огромные доходы в бюджет. Управление людьми и ресурсами - это наука, законы которой нельзя нарушать.

- Как вы считаете, с чего нужно начинать восстановление промышленности Армении?

- Во-первых, нужно обратить внимание на импортозамещение, мы ввозим очень много товаров, которые можно производить на месте. При этом особенно важно снизить зависимость от импортного сырья. Еще раз повторю: у нас более чем достаточно местных ресурсов, на основе которых можно производить широкий ассортимент товаров, востребованных как в Армении, так и за ее пределами. И при этом надо максимально использовать высокие технологии, которые повысят конкурентоспособность продукции. Одно из перспективных направлений - точное приборостроение, которое традиционно развивалось в Армении. У нас было 12 этих предприятий союзного значения, начиная с часового завода и кончая "Камоприбор", "Электроточприбор" и др. Важно, что у нас еще сохранились кадры этих специалистов. Особое внимание следует обратить на электротехническую промышленность, предприятий этой отрасли в Армении было много, причем важно то, что это достаточно консервативное направление. Производство конденсаторов и генераторов практически не изменилось, они всегда востребованы, и восстановление предприятий этого профиля не потребует больших затрат на внедрение передовых технологий.

Перспективным является производство кабелей - тоже всегда востребованной продукции. У нас были крупнейшие союзные предприятия "Камокабель" и Ереванский кабельный завод. Пора наконец, задуматься о восстановлении важных промышленных предприятий, действовавших в Горисе, Ленинакане, других городах Армении, особенно там, где проблема безработицы стоит особенно остро. Что же касается высоких технологий, то они должны найти применение в первую очередь на Амулсаре, в Каджаране, Алаверди. А в плане модернизации производства нужно максимально использовать возможности диаспоры, налаживать контакты с зарубежными фирмами, создавать совместные предприятия.

Война рано или поздно закончится, и закончится нашей победой. Но любое испытание, тем более такое серьезное, как война, выявляет проблемы и подсказывает решения и актуальные направления государственной деятельности. Надеюсь, что адекватные выводы будут сделаны и экономическая политика мирного времени станет наконец адекватной.

P.S. Спартак Ераносович КОСТАНЯН был человеком с огромным опытом производственника и управленца. Он видел перспективы экономического развития Армении, те шаги, которые следует предпринять для восстановления промышленности республики. Масса перспективных идей и его готовность помочь своей стране могли принести реальную пользу. Очень жаль, что его жизнь оборвал коронавирус.

Редакция "ГА" скорбит по поводу кончины Спартака Ераносовича Костаняна и приносит глубокое соболезнование родным и близким.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • НАУКЕ В ГОРОДЕ НЕТ МЕСТА
      2024-04-17 12:22

      В интервью "ГА" директор Института истории НАН РА, академик Ашот МЕЛКОНЯН говорит о том, что ждет науку Армении в результате шагов правительства по реализации идеи создания академгородка.

    • БЕСПЛАТНЫЙ СЫР МОЖЕТ ОБОЙТИСЬ ДОРОГО
      2024-04-17 10:16

      В интервью "ГА" доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории НАН РА Гаяне МАХМУРЯН рассматривает исторические отношения Армении с Западом.

    • "НЕЛЬЗЯ КОНЦЕНТРИРОВАТЬ НАУКУ В ОДНОМ МЕСТЕ"
      2024-04-15 11:21

      В интервью "ГА" доктор физико-математических наук, член-корреспондент НАН РА Артур ИШХАНЯН комментирует идею создания академгородка и перевода туда всех академических институтов и вузов.

    • ЗАКОН ОБ АКАДЕМИИ НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ
      2024-04-12 09:46

      В интервью «ГА» директор Института радиофизики и электроники НАН РА Тигран ЗАКАРЯН оценивает планы по строительству академгородка и переводу туда институтов Национальной академии наук Армении.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ