Последние новости

ПЛАНЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ "ДИАЛОГА КУЛЬТУР"

Общественной организации "Диалог культур" без малого 8 лет. Она активно пропагандирует современное армянское искусство как в Армении, так и за рубежом. "Диалог культур" создал невероятную возможность для обмена опытом между деятелями модерн-арта Армении и других стран в разных форматах. Самый нашумевший из них – "Ереванская международная биеннале художественной печати", ставшая первым в своем роде проектом, дважды прошедшим с участием сотен мастеров изобразительного искусства из разных уголков планеты.

 Основатель общественной 'Диалог культур' организации и инициатор биеннале, известный искусствовед Сона АРУТЮНЯНКак отмечает основатель организации и инициатор биеннале, известный искусствовед Сона АРУТЮНЯН, в Ереване никогда не проводилась собственная биеннале, и ее появление на культурной карте страны – серьезное достижение.

- Несколько лет назад была сделана попытка основать биеннале в Гюмри. Проект имел немалый успех, но Гюмри, к сожалению, не смог удержать его. Встав с единомышленниками у истоков Ереванской биеннале, я поняла, почему. Это колоссальный труд, требующий серьезных вложений и современной технической оснащенности. В Армении налицо проблемы с обоими факторами: экспозалы не оснащены оборудованием, освещением и прочей техникой, соответствующей мировым стандартам, нет специализированных организаций, занимающихся монтажом и де-монтажом и т.д. Если мы пригласим мировую знаменитость из сферы современного искусства с авторской экспозицией, то вряд ли сможем полностью удовлетворить рабочие требования. Имея перед глазами опыт Гюмрийской биеннале, мы максимально продумали наш проект, прежде чем запустить его в Ереване. 

- "Диалог культур" родился намного раньше биеннале. Расскажите, пожалуйста об этой организации.

- Организация основана 15 июня 2012 г. К ней меня привел опыт работы в Министерстве культуры РА и знание предмета. В 2006-2012 гг. в Армении общественных организаций и фондов культурной направленности почти не было, и авторы проектов обращались за поддержкой по одному адресу – в Минкульт, не имеющий возможности удовлетворить все заявки. Имея опыт учебы и работы за рубежом, я поняла: нужны альтернативные организации и структуры, способные заполнить пробел и поддержать тенденции современного искусства в Армении. В 2012 г. я ушла из министерства и основала "Диалог культур" с целью пропаганды этого направления вне Армении. 

- Почему именно вне Армении?

- Мой опыт показал: иностранцы в лучшем случае знают, что Армения – первая в мире страна, официально принявшая христианство, или в курсе некоторых наших историко-культурных памятников. Но увидев, что армяне имеют современное изобразительное искусство в разных его видах, к тому же во многом не уступающее зарубежному, наши коллеги из других стран несказанно удивлялись, что способствовало повышению рейтинга Армении на международной культурной арене. Поэтому я задумала в рамках "Диалога культур" дать новый толчок развитию современного армянского искусства. За 8 лет организация реализовала более 70 проектов, в частности, в сотрудничестве с Германией, Польшей, Эстонией, Грузией и другими странами. Почему предпочтение было отдано именно изобразительному искусству? Все просто: если после развала СССР другие направления культуры смогли получить поддержку государства и продолжить развиваться в новых условиях, то визуальные виды до 2012 г. поддерживали существование в основном благодаря самим авторам, а организации, действующие в этой сфере, продолжали функционировать в рамках советских нормативов и уставов. Необходимо было вывести современное искусство на новый уровень. 

 ПЛАНЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 'ДИАЛОГА КУЛЬТУР'- На чем основывается ваше сотрудничество с зарубежными коллегами?

- В отличие от других организаций, мы сами инициируем и реализуем свои проекты, не примыкая к зарубежным программам. То есть мы разрабатываем авторские проекты, привлекая иностранных мастеров к участию в них. Миссия "Диалога культур" - создать возможности для выезда армянских мастеров за рубеж и работы в новых условиях. Когда творческий человек замыкается в рамках привычной атмосферы, ему сложнее развиваться, выдавать свежие идеи и проявлять нетривиальные подходы. Если же он получает возможность работать за рубежом, хотя бы пару месяцев, то это новые впечатления, новый опыт и знания, знакомство с новыми тенденциями данной сферы в других условиях. Если, к тому же, результат его труда попадает на выставочный стенд и демонстрируется в одном ряду с работами зарубежных авторов, то это становится стимулом к творческому росту. 

- Какие виды изобразительного искусства вы раскручиваете?

- Все визуальные виды, но мы имеем опыт реализации и музыкального проекта с пианистом Айком Меликяном. За годы деятельности мы также поняли, что в отечественном современном искусстве есть направления, которым не уделяется должного внимания. К примеру, фотография, занимающая в зарубежном арте свою прочную нишу. Мы взялись за развитие и этой ветви искусства. Один из ярких результатов – издание в сотрудничестве с прибывшим из Сиднея координатором Вигеном Галстяном книги-альбома талантливого фотографа Гагика Арутюняна. Книга "Тени времен" вышла в свет в Берлине на армянском и английском языках, в нее вошли 182 работы автора. Там же была организована выставка, собиравшая в течение 20 дней полные залы. Одна из программ "Диалога культур" - обмен опытом между мастерами Армении и других стран. С 2016 г. совместно с организацией "Ателье Мондиал" швейцарского Базеля и мэрией немецкого Фрайбурга мы реализуем "Новую программу международного обмена специалистами". Сейчас фотограф из Армении Сона Андреасян с 6-месячным визитом находится во Фрайбурге, где 22 мая будет показан ее авторский проект "Между Тем Между". А в июле швейцарец Дорис Лаш приедет по этой же программе в Армению. Кстати, Сона Андреасян – пятый участник проекта от Армении.

 ПЛАНЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 'ДИАЛОГА КУЛЬТУР'- Но самым знаковым в работе "Диалога культур" стал проект биеннале...

- Три года назад мы провели "I Международную биеннале художественной печати, Ереван-2017", пригласив графиков из разных стран. Откликнулись 955 художников из 73 стран с общим числом работ 3230. Международное жюри отобрало для финального показа в Ереване 447 работ 227 авторов из 50 стран, что для биеннале-первенца уже феномен. Резонанс был масштабным, однако мы задумались, стоит ли продолжить проект, требующий огромной энергии и немалых финансов. Государство нас поддержало небольшой суммой: мы смогли оплатить лишь пригласительные билеты, афиши, открытки. За рубежом подобные события как минимум наполовину поддерживаются государством, ведь биеннале с участием десятков приглашенных гостей способствует повышению имиджа страны, развитию туризма, распространению по миру информации о стране-организаторе. Первая биеннале также позволила Армении занять свою нишу в ряду культурных проектов других стран. Будучи сегодня единственной в регионе, Ереванская биеннале по художественной печати имеет все шансы стать лидером в регионе. Мы рискнули, и в прошлом году провели "II Международную биеннале художественной печати, Ереван 2019". Поступило более 5000 работ 1215 деятелей искусства из 76 стран, в финал вышли 337 работ 214 авторов из 47 стран. То есть, интерес к событию заметно увеличился. И вновь посыпались благодарные отзывы от членов профессионального жюри, призеров и участников, выражающих надежду, что наша биеннале будет жить. Кстати, Биеннале-2019 прошла под патронатом президента РА Армена Саргсяна и его супруги Нуне Саргсян

- Проводятся ли другие программы, кроме показов и награждений, в рамках биеннале?

- Для нас также важен образовательный фактор. В Армении нет супер-современных станков для работы графиков, но есть прекрасные специалисты, готовые передать серьезные знания новому поколению, например, преподаватель Ереванской художественной академии Тигран Саакян, специалист Национального центра эстетики Арман Ваганян. Мы сотрудничаем с ними по образовательным программам в рамках биеннале, и есть результат. После первой биеннале возросло число заявок на факультет художественной печати Художественной академии. Многие из них – воспитанники мастерской Армана Ваганяна. Получая образование у наших специалистов, армянская молодежь затем может участвовать в мастер-классах зарубежных графиков в дни проведения нашей биеннале, получать свежую информацию, заряжаться креативом.

 ПЛАНЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 'ДИАЛОГА КУЛЬТУР'- По какому принципу вы отбираете участников для проектов "Диалога культур"?

- Стараемся работать со всеми, кто открыт к новому. Создаем базу данных творцов разных жанров, направлений, стилей армянского современного искусства, разных возрастов, проживающих как в Ереване, так и марзах. Наш профессиональный совет ежегодно принимает портфолио авторов, из них отбираем наиболее интересных, которых затем приглашаем в тот или иной проект. Для участников важно также знание иностранных языков, как минимум английского, чтобы продуктивно работать в рамках наших зарубежных программ. 

- Над чем вы работаете сегодня?

- Готовим к изданию масштабную книгу-альбом, в нее войдут 414 работ 224 мастеров современного изобразительного искусства разных стран. На сентябрь запланирован приезд в Ереван специалистов художественной печати из Кракова, а также выставка работ 30 польских графиков, координаторами которой выступят первый призер I Ереванской международной биеннале Томаш Винявский и председатель жюри II биеннале Матеуш Отреба. Очень надеемся, что проект состоится и станет базой для новых форм сотрудничества, основанного на профессиональном культурном диалоге.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • СОЗДАН «ФОНД ДРУЗЕЙ КОНСЕРВАТОРИИ»
      2020-05-29 10:29
      648

      «Фонд друзей консерватории» - так названа организация, рожденная недавно в стенах Государственной консерватории им.Комитаса и призванная реанимировать этот прекрасный очаг культуры и образования. Имеющая давние традиции ереванская консерватория в 2021 г. отметит свой 100-летний юбилей, и созданный недавно фонд уже приступил к разработке и реализации ряда программ, которые помогут не просто сохранить достижения консерватории, но и развить их в соответствие с требованиями времени.

    • «ЛЕДИ МОРЕЙ» АНИТА КОНТЕ-КАРАГОШЯН
      2020-05-29 10:18
      531

      Анита Конте-Карагошян – одна из самых выдающихся армянок в истории, первая в мире женщина-океанолог, сыгравшая огромную роль как в исследовании океана, так и в организации грамотного рыболовства, оставившая мировой науке множество исследовательских трудов, проблемных статей, более 40 тысяч уникальных фотографий, десятки фильмов и сотни страниц дневниковых записей. Аниту Конте еще при жизни называли «Магелланом в юбке». Она родилась 17 мая 1899 года и, прожив без малого 99 лет, стала маяком океанологической науки своего времени. 

    • КОНКУРС ИМЕНИ ХАЧАТУРЯНА ПРИВЛЕЧЕТ ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
      2020-05-25 10:45
      2255

      Международный конкурс им.Арама Хачатуряна, несмотря на закрытые границы, не намерен сдавать позиции: с 6 по 15 июня он примет на своей площадке музыкантов из разных стран. Правда, площадка нынешнего конкурса будет работать в режиме онлайн, где на суд жюри и слушателей будут вынесены выступления прошедших отбор конкурсантов. Однако хачатуряновский конкурс, как всегда, отличится креативом и пройдет с применением современных технологий и, в частности, в сотрудничестве с искусственным интеллектом.

    • ЖИВОПИСНЫЙ МНОГОТОМНИК АРМЕНА ВАГРАМЯНА
      2020-05-21 17:36
      3287

      Мастерская Армена Ваграмяна поражает аккуратностью, не очень-то свойственной художникам. На полках - разложенные в определенном порядке краски, собранные в кувшин кисти, прислоненный к стене мольберт, расставленные по жанрам картины – здесь каждая вещь занимает свой, отведенный ей уголок. Оглядевшись по сторонам, понимаешь: порядок – черта характера Армена, максимально отраженная в его живописном творчестве. 






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • “БЫТЬ РЕАЛИСТАМИ И МЫСЛИТЬ СТРАТЕГИЧЕСКИ”
      2020-05-06 09:37
      2219

      Ереванский театр юного зрителя стал первопроходцем в нашем сетевом пространстве – показал путь сохранения контакта со зрителем, начав показ спектаклей онлайн. Художественный руководитель театра Давид АРУТЮНЯН уверен, что у его команды хватит креативности, желания и решимости выйти из нагрянувшего кризиса, и надеется, что с финансовыми претензиями к театрам все-таки повременят. .

    • WAPA: КОНКУРС СОСТОИТСЯ. ДИСТАНЦИОННО
      2020-04-30 12:37
      4970

      Аббревиатура WAPA широко известна в разных уголках планеты среди деятелей сценического творчества. Всемирная ассоциация исполнительских искусств (World Association of Performing Arts), основанная Арманом Гукасяном, уже 6 лет собирает по всему свету таланты без возрастных, национальных и других ограничений, помогая представителям разных творческих направлений проявить себя, наладить контакты с единомышленниками, участвовать в международных конкурсах и фестивалях и, конечно, побеждать.

    • ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ – АРМЯНСКИЙ МАРШРУТ
      2020-04-30 10:38
      1423

      Несколько дней назад в рамках содействия борьбе с коронавирусом Китай отправил Армении помощь. На каждом ящике с медикаментами надпись - «Пусть наша дружба будет выше, чем гора Арарат, и длиннее, чем река Янцзы».  В XXI веке человечество нуждается либо в изобретении новых путей сотрудничества, либо в восстановлении забытых, занесенных песками веков.  Великий Шелковый путь оказался  в фокусе внимания общественной организации AMAP Human Development NGO, и благодаря проекту «Черноморский коридор Великого шелкового пути» (BSSRC)  в 2013 году исторический путь превратился в культурно-туристический маршрут. Но вице-президент и исполнительный директор AMAP Белла КАРАПЕТЯН, видимо, считает, что  возрождение культурных традиций  и восстановление памятников культуры – путь, не имеющий конца. 

    • ПУСТЬ “В СТОЛ” – НО РЕПЕТИРОВАТЬ!
      2020-04-28 10:02
      2954

      Председатель  Союза театральных деятелей Армении, заслуженный деятель искусств РА Акоп КАЗАНЧЯН  сменил творческую ориентацию. В отсутствие возможности ставить спектакли он  увлекся составлением фотоколлажей.  Коллажи постапокалиптичны, но сильно завораживают  и склонны сложится в выставку. Хотя сам режиссер  уверен, что  главное сейчас для армянского театра вообще и для него, в частности, – начать работать.