Последние новости

"БУДУЩЕЕ – НЕ ЖДАТЬ, А СОЗДАВАТЬ"

Чтобы сказку сделать былью, ее надо озвучить. Озвучить - чтобы на том пепелище, в которое превратили сегодня нашу общую армянскую душу, снова упали семена разумного, доброго, вечного. Запустив свой новый проект, ереванский Международный театральный фестиваль ARMMONO решил внести в этот процесс свою, пусть скромную, лепту.

"АБСОЛЮТНО ВСЕ МЫ НАХОДИМСЯ В СТРЕССОВОМ состоянии, из которого нужно выходить. И понимать, что жизнь дальше есть, есть – даже с теми последствиями, которые останутся в нашей душе долго не заживающей раной, и нужно смотреть вперед и думать о будущем. О том, что и сегодняшние малыши, и рано повзрослевшие мальчики, которые пошли на фронт и пережили весь этот ужас, и все мы – мы нуждаемся в сказке, в которую, наверное, сегодня верить сложно, но в которую верить надо. Верить для того, чтобы сегодняшние дети, которые через какое-то время будут взрослыми людьми, не потеряли в своей душе чувство доброты, взаимопонимания, веры в прекрасное. Мы сегодня должны не ждать будущего – мы должны создавать это будущее, и от каждого из нас зависит то, каким оно будет", - уверена директор ARMMONO Марианна Мхитарян.

Премьерный запуск нового проекта фестиваля состоялся на днях в клубе "Лофт". Детям – собравшимся в зале маленьким ереванцам и беженцам из Арцаха – рассказывают сказки. Именно рассказывают – без каких бы то ни было вспомогательных театральных средств. В роли Арины Родионовны – не именитые артисты, но театральный художник Виктория Риедо-Ованнисян, несколько лет назад вернувшаяся на родину после долгих лет жизни и работы в Швейцарии и почти сразу застолбившая за собой место в ряду лучших наших сценографов.

"Я всю жизнь очень любила сказки и даже в далеко недетском возрасте всегда их читала, просто для себя. В первый раз этот формат я освоила после землетрясения, когда мы все каждый по-своему хотели помочь тем, кто пережил катастрофу. Было волонтерское движение, и я помню, что ходила в больницу, где лежали дети, которых привезли из зоны бедствия - из Спитака, из Ленинакана. Медики едва успевали справляться со своей работой, и на то, чтобы еще и развлекать-отвлекать этих детей времени у них не было. Я ходила в больницу и рассказывала им сказки. Даже сейчас помню, какие сказки тогда рассказывала – и это было здорово. Потом, переехав в Швейцарию, я тоже это делала – в маленькой галерее, которая взялась за такой проект. А потом меня даже стали приглашать – в каком-нибудь шале, где собирается вся семья - я даже деньги так зарабатывала. В Швейцарии это были, в основном, армянские сказки - миссия была такая - потом перешла на басни Айгекци и Мхитара Гоша. Правда, все это происходило на французском языке. И каждый раз понимала, что это увлекает и всем очень нравится. А сейчас, когда театры закрыты, и неизвестно, когда мы вернемся к нормальной работе, все это снова возродилось. Марианна откликнулась на мою идею. Возможно, дальше появится какая-то театрализованность – музыка, проекция - но пока, как мне кажется, и так очень хорошо. Рассказать сказку -это особая форма, и ее никто не отменял. Причем, сегодня это нужно не только детям, но и взрослым. Тем более, для этого не требуется особой оргработы, капиталовложений и прочего. И главное наше желание - делать это не только для арцахских детей-беженцев, но и для детей в селах Армении, в жизни которых, к сожалению, слишком мало веселого и интересного. Вот в Цахкадзоре есть центр, где живут беженцы – мы приглашаем их и детей из приграничных сел, чтобы они были вместе, чтобы подружились, чтобы с детства привыкали без этой противной демаркации "ереванец", "арцахец", лориец", - говорит Виктория.

В ТОМ, ЧТО ОНА УМЕЕТ ПОТРЯСАЮЩЕ ОРГАНИЗОВАТЬ театральное пространство, мы уже имели возможность убедиться не раз. В том, что она может организовать любое пространство в театр довелось убедиться – под присказку "талантливый человек талантлив во всем". Она строила это пространство по законам сказки и по законам игры. Она ненавязчиво вовлекала всех в этот магический круг. Она рассказывала сказки народов мира – по-армянски и по-русски, чередуя. В ее слове не было актерства, но был разговор, диалог, на который дети откликались более чем "интерактивно" – вместе расставляли акценты, вместе давали оценки, радовались узнаванию и удивляясь открытиям, увлеченные сотворчеством. Если им кто-то и мешал, так это сидящие в зале взрослые, которые вдруг оказались еще более интерактивны… Когда выяснилось, что кто-то из присутствующих изучает в школе французский, поступило предложение рассказать сказку и на этом языке. Аудитория засмущалась – предложение было снято. Возможно, временно. Потому что это ведь заразительно – такой пример крепкого армянского замеса и владения большой культурой, пример свободы творческой и вообще свободы и этот посыл добра как проявления высшей интеллигентности. Словом, пилотная версия нового проекта ARMMONO более чем удалась.

"Мы, к сожалению, все находимся за чертой катарсиса, за той чертой, после которой должен быть возврат. Мы должны вернуться в новый этап, в добрую, созидательную жизнь. И этот проект – маленький, не грандиозный - он должен быть той каплей в огромном океане любви, который сделает возможным возрождение нашей нации как нации сильной и мудрой. Перед нами стоит очень много вопросов, в том числе, и поиск героя нашего времени. Потому что в последнее время героями у нас становились не умные, сильные, знающие, не побоюсь этого слова, интеллигентные и интеллектуальные люди, но совершенные антиподы носителям этих качеств. Сейчас эти сказки, совершенно разнообразные, для маленьких детей и детей бывших, должны возвращать веру в благородство, в мир, в любовь, в то, что добро все-таки должно побеждать. Мы слишком дорогой ценой заплатили за то, чтобы осознать, что "стандартные" пожелания мира, здоровья, благополучия - они не "проходные", они самые настоящие. Пройдя через весь этот ужас и общенациональную катастрофу, мы должны победить, в первую очередь, внутренне – как нация, как народ. Каждый из нас должен, и мы будем делать все от нас зависящее, чтобы это произошло", - говорит Марианна Мхитарян.

Сона МЕЛОЯН

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КОНСЕРВАТОРИЯ - НА СВОЕМ МЕСТЕ, ПРОКУРАТУРУ - В ПРИГОРОД
      2024-03-21 09:44

      Правительство поставило на рестарт, казалось, уснувшую навсегда тему оптимизации вузов вообще и арт-вузов, в частности. Культурная и, особенно, музыкальная общественность возмущена - Консерватория им. Комитаса протестует и собирает подписи под петицией... Режиссер, заслуженный деятель искусств РА и председатель Совета директоров театральных и музыкальных очагов культуры Рубен БАБАЯН уверен, что если бы власть научилась диалогу с профессионалами, шуму было бы меньше, а пользы - больше.

    • Сати СПИВАКОВА: "АРМЕНИЯ - МОЯ РОДИНА, КОТОРУЮ Я БУДУ ЛЮБИТЬ ДО ПОСЛЕДНЕГО ВЗДОХА"
      2024-03-15 10:10

      "За последние годы работа обрушилась на меня лавиной и впервые, приезжая в Ереван, я, с одной стороны, чувствую себя как дома, а с другой – будто я приехала в очень дорогое мне место, но как гость. Сейчас есть деловые предпосылки к тому, чтобы бывать в Армении чаще...", - говорила летом 2022-го Сати СПИВАКОВА, приехавшая в родной Ереван презентовать армянский релиз своей книги "Нескучная классика. Еще не все".

    • СТРАСТИ ПО КОНСЕРВАТОРИИ, или СДОХНЕМ ЛИБО МЫ, ЛИБО ИШАК
      2024-03-15 09:55

      "Мы, музыканты, которые учатся в музыкальных школах и в Консерватории, считаем предложение о переносе или объединении нашего учебного заведения абсурдным и неприемлемым. Эта Консерватория является символом культурного наследия Армении, уже более 100 лет существует и уже 50 лет как располагается в том же здании, что само по себе делает это здание нашим культурным наследием... Планируемое объединение ВУЗов может привести к потере этого символа", - такими словами начинается петиция, сбор подписей под которой организовала не просто музыкальная общественность, а, на минуточку, музыкальная молодежь. "Помогите нам сохранить Ереванскую Государственную Консерваторию имени Комитаса в Ереване!", - призывают они.

    • ПРЕМИЯ "МОНОКЛЯ" - АРМЯНСКОЙ "ВАРЕЧКЕ"
      2024-03-12 09:12

      "После продолжительных оваций полного зала, диплом участника фестиваля был вручен режиссеру и актрисе спектакля "Балерина Варечка", - сообщил сайт XIV Международного фестиваля моноспектаклей «Монокль» в Санкт-Петербурге в первый день весны, после того, как гости из Армении отыграли свой спектакль. Но дипломом участника дело не закончилось. 1-ая Премия "Монокля" вручена Лиле МУКУЧЯН за спектакль «Балерина Варечка» - режиссер Елена Варданян, продюсинг Международного фестиваля ARMMONO, Ереван, Армения.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ТЕАТР ВАНАДЗОРА – "НАДО ЖИТЬ!"
      2024-03-04 10:40

      Уже почти полтора года Ванадзорский Драматический театр им. Ов. Абеляна живет без своего Мастера, народного артиста РА Ваге Шахвердяна, который руководил театром многие десятки лет и делал не только спектакли, но славу театра, вышедшую далеко за пределы Армении. После ухода большого художника возникает неизбежный вакуум, который очень трудно заполнить. Но абеляновцы работают, выпускают одну за другой премьеры, серьезно продумывают репертуарную политику. Как утверждает директор Лусине СААКЯН, театр осознает всю сложность момента, но оптимистического взгляда на будущее не теряет.

    • ФЕСТИВАЛЬ В АРТАШАТЕ - ПОДАРОК К ЮБИЛЕЮ
      2023-11-01 14:00

      Арташатский Драматический театр им. Амо Харазяна отмечает нынче двойной юбилей - 90-летие со дня своего основания, точнее, предоставления ему статуса государственного, и 80-летие со дня получения собственного здания. Именно к этому событию приурочен Республиканский театральный фестиваль, который пройдет в Арташате с 1-7 ноября и который организован Союзом театральных деятелей Армении и самими харазяновцами при поддержке администрации марза. Подарок к юбилею - себе и, конечно, местному зрителю!

    • HIGHFEST - "КРУТЫЕ В ЛЮБЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ!"
      2023-10-11 09:14

      В программе 21-го Ереванского Международного театрального фестиваля исполнительских искусств HIGHFEST были заявлены многие звезды, вплоть до Дианы Вишневой и Джона Малковича. Но "завтра была война", и фестиваль, как выразился его президент Артур ГУКАСЯН, прошел так, как будто он есть, но словно его и нет. И все-таки он состоялся! Потому что те, кто его делает, уверены - чтобы когда-нибудь снова пройти звонким шагом, нужно, пускай на цыпочках, но ходить!

    • ТЕАТР, КОТОРЫЙ ПЛАНИРУЕТ СТАТЬ БРЕНДОМ АШТАРАКА
      2023-07-31 09:14

      Децентрализация культуры и арт-прорыв в регионах возможен только в том случае, если этого хотят "на местах" - этот многократно доказанный тезис получил недавно очередное яркое подтверждение. Решением совета общины города Аштарак один из ведущих молодых театральных режиссеров страны Гор Маркарян назначен художественным руководителем театра, который был мечтой и которому предстоит стать реальностью. Во времена, когда один театр был закрыт и уничтожен, а второму грозит та же участь, такое театральное рождение впору назвать Рождеством.