Последние новости

"ГОВОРИЛЬНЯ И СОЗИДАНИЕ - ВЕЩИ НЕСОВМЕСТИМЫЕ"

"Строить и созидать надо в тишине", - считает драматург и режиссер, художественный руководитель Ереванского государственного камерного театра народный артист РА Ара ЕРНДЖАКЯН. А еще он уверен, что мы еще услышим тишину, в которой возникнет то, чье рождение мы потом назовем рождеством.

- Едва ли не через месяц после завершения Апрельской войны в Камерном театре появился спектакль авторства Ара Ернджакяна, пытающийся ее осмыслить и отдать дань павшим. Сегодня есть желание в подобном высказывании.

- Нет! И причин тому толи много, толи одна-единственная. Потому что исход этой войны для меня, как и для многих, это такое опустошение!.. О чем писать? Анализировать что? Тогда, в 16-м, это была боль, но боль осмысленной жертвы - тот период был совершенно другим. И дело не столько в том, что тогда мы выстояли и это была победа, а сейчас поражение. Поражение ведь тоже бывает разным. Тут все настолько мерзко, что просто хочется удалить от себя, как страшный сон. Так что не думаю, что когда-нибудь обращусь к этой теме. Хотя, как ни странно, я все-таки сейчас пишу. Не знаю, станет ли написанное пьесой, это даже ближе к науке - какие-то рассуждения, вопросы, на которые я пытаюсь найти ответ. Может, это стоит в другой плоскости, но на самом деле косвенно связано с этой войной - кто мы, откуда мы, как возник этот народ и - что очень важно - где возник и в чем предназначение этого народа? Нет-нет, я понимаю, что вопросы неподъемные, и тем не менее пытаюсь, будучи в первом издании кибернетиком, подходить чисто математически, выстраивать какие-то формулы. Возможно, все это будет выглядеть глупо, но в эти страшные дни это было для меня отдушиной - я как бы убегал туда. Не то чтобы в другую Армению, но в другие темы, отличные от тех, что мы ежечасно видели и слышали.

- Потребность в таком эскапизме возникла именно во время войны или раньше, в те самые два с половиной года назад?

- Два с половиной года назад у меня родилась депрессия иного рода, меня нервировало другое. Осознание, что к власти и вообще к чему-то сегодня может прийти любой, кто умеет складно трепать языком. Вот в советское время, откуда я родом, мы как-то не умели говорить, и, когда нам протягивали микрофон, это было страшно, и этот комплекс остался на всю жизнь. А сейчас есть уйма мальчиков и девочек, которые на любую тему способны говорить складно, резво и без остановки. И вдруг пришел, извините, сброд, который созидать - нет, сесть за стол о чем-то подумать - нет и еще раз нет! Но ведь, чтобы управлять государством, умения трындеть обо всем на свете недостаточно. Надо в какой-то момент пойти домой и задуматься над тем, что делать с этой страной, а не заменять этот процесс речевым поносом. Все мои спектакли были попыткой ответить на вопросы, которые возникали не только у меня, но и у многих в этой стране. И, если их выстроить в хронологическом порядке, получится голографический срез нашего времени и нашего социума. Меня бесит, когда начинают вопрошать: почему интеллигенция молчит? А вы хотите, чтобы она вышла на площадь и стала орать. Пускай с трибун выступают другие люди. Но страшно, когда эти люди потом начинают заниматься судьбой государства. Это как в театре - есть актер и есть автор. Актер прочувствованно говорит чужой текст, получает все аплодисменты, возвращается за кулисы и понимает, что это уже другой мир. А у нас получилось - актер ушел за кулисы, чужого текста уже нет, но он "в образе", и желание царить осталось. Это трагедия.

- Творческая энергия - стихия анархическая, каким образом удалось с самого начала не впасть в эйфорию, которой поддались многие, вроде бы интеллектуальные и талантливые и пытающиеся оправдаться тезисом "Быть со своим народом"?

- Народ, между прочим, в свое время кричал: "Распни его, распни!" Когда говорят, что народ всегда прав… Как раз народ - он очень редко бывает прав. Как может быть правым броуновское движение? А это броуновское движение, это хаос. Я вообще боюсь, когда собирается огромное количество людей и у них появляется желание что-то совершить. Я понимаю, что это огромная сила, которой трудно что-то противопоставить. Не вдаваясь в исторический экскурс - ведь на самом деле все революции происходили именно тогда, когда стране было вовсе не так уж плохо. И именно в этот момент человек вдруг почему-то обнаруживает, что на Солнце есть пятна. И пошли вперед - на солнце! А задуматься, что вместе с пятнами погаснет Солнце… В этом в общем-то смысл толпы.

- Но ведь мы стали и свидетелями потрясающего единения людей в тылу, и невероятного героизма на фронте…

- Безусловно! Я каждый день приезжал в театр, где шел сбор помощи фронту и беженцам, и видел, как они самоорганизовались, двадцатилетние пацаны и девочки. Поколение "фейсбук", которое отодвинуло этот "фейсбук" и вошло в реальную жизнь. Знаешь, что меня потрясло. Они работали по двадцать часов, только убегали что-то купить и перекусить. Здесь стояли ящики со всякого рода едой - и никто ни одного яблока не взял! Вот в этом разница между осмысленным объединением людей и эйфорией толпы!.. А потом этот, просто убийственный финал... Ведь страшно даже не то, что подписано это соглашение. Страшны это разочарование, эта пустота - хочешь-не хочешь, но невозможно не думать, что эта война была "договорной игрой". И финалом этой трагедии может стать то, что народ начнет уезжать, и очень активно. Мы уже имеем пример Нахиджевана, в котором нет армян. Я боюсь, что скоро не только там придется долго нас искать. Вот это для меня самый страшный результат этой войны.

- И потом, первая Карабахская освободила нас от комплекса жертвы, теперь все по новой...

- Вот то, что я сейчас пишу, мне бы хотелось, чтобы это помогло каким-то людям поверить: то, что мы сейчас испытываем, и это пройдет. Я пытаюсь разобраться в вопросах происхождения нашего народа и найти моменты, которые заложены в нас, которым мы, так или иначе, подчинены и обязаны это нести. Не люблю слово "метафизика", но где-то на уровне научной фантастики, потому что она построена на достаточно серьезных математических схемах. Миром правит какая-то большая логика. Может, она запрограммировала курс на наше уничтожение. Это как киты, которые в какой-то момент выбрасываются на сушу и погибают, и никто не понимает почему. Применительно к народам - вот были шумеры и ушли, остались в истории. А армяне задержались. И мне легче становится дышать, когда я верю, что кроме действительности, которую мы сейчас видим, есть еще что-то другое. Я уверен, что у нас еще будет большое возвращение. В нас заложены какие-то более глубинные вещи, которые изничтожить всякими фейк-пропагадами невозможно, разум все равно победит.

- Вы восстанавливаете спектакль по пьесе Радзинского "Театр времен Нерона и Сенеки", и это тема давнего исследования. Так почему же Нерон ждет, чтобы его растерзала толпа?

- Если не по пьесе, а исторически, многое, что приписывают Нерону, не соответствует реальности. Нерон был личностью - все-таки это человек, который построил Рим. "Задержка" Нерона была где-то оправданна - он недоделал какие-то вещи, а для творческого человека незавершенное творение - это проблема. Но когда человек ничего не сделал, ну просто ни-че-го - и все-таки цепляется за власть... Тут, наверное, работают совершенно другие механизмы. Судя по всему, медицинские. Вот де Голль - человек, который был кумиром Франции, человек, который не в пример некоторым очень многое сделал для Франции, проиграл Алжир. И что? Сразу его не стало. Наверное, потому, что он был де Голль - должен быть этот стрежень, этот класс. Странами руководить должны все-таки де Голли. И они есть, просто мы не там ищем. Искать надо не среди горлопанов, которые очень складно с разных площадок говорят пламенные речи. Не думаю, что все эти "де голли" были пламенными трибунами. Строить и созидать надо в тишине, думая, советуясь с какими-то людьми, перечитывая какие-то книги. Только таким образом ты можешь прийти к более или менее правильному ответу. А когда ты находишь ответы в толпе или, еще хуже, только в самом себе… Я сейчас даже не о нынешнем варчапете - это уже прошедший этап. Меня больше волнует то, чтобы этот прецедент не наметил вектор и на последующее время. Есть какая-то тенденция - вышел, поговорил, наговорил, молодец! Результат мы видим. Но созидание и говорильня - две вещи несовместимые.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КОНСЕРВАТОРИЯ - НА СВОЕМ МЕСТЕ, ПРОКУРАТУРУ - В ПРИГОРОД
      2024-03-21 09:44

      Правительство поставило на рестарт, казалось, уснувшую навсегда тему оптимизации вузов вообще и арт-вузов, в частности. Культурная и, особенно, музыкальная общественность возмущена - Консерватория им. Комитаса протестует и собирает подписи под петицией... Режиссер, заслуженный деятель искусств РА и председатель Совета директоров театральных и музыкальных очагов культуры Рубен БАБАЯН уверен, что если бы власть научилась диалогу с профессионалами, шуму было бы меньше, а пользы - больше.

    • Сати СПИВАКОВА: "АРМЕНИЯ - МОЯ РОДИНА, КОТОРУЮ Я БУДУ ЛЮБИТЬ ДО ПОСЛЕДНЕГО ВЗДОХА"
      2024-03-15 10:10

      "За последние годы работа обрушилась на меня лавиной и впервые, приезжая в Ереван, я, с одной стороны, чувствую себя как дома, а с другой – будто я приехала в очень дорогое мне место, но как гость. Сейчас есть деловые предпосылки к тому, чтобы бывать в Армении чаще...", - говорила летом 2022-го Сати СПИВАКОВА, приехавшая в родной Ереван презентовать армянский релиз своей книги "Нескучная классика. Еще не все".

    • СТРАСТИ ПО КОНСЕРВАТОРИИ, или СДОХНЕМ ЛИБО МЫ, ЛИБО ИШАК
      2024-03-15 09:55

      "Мы, музыканты, которые учатся в музыкальных школах и в Консерватории, считаем предложение о переносе или объединении нашего учебного заведения абсурдным и неприемлемым. Эта Консерватория является символом культурного наследия Армении, уже более 100 лет существует и уже 50 лет как располагается в том же здании, что само по себе делает это здание нашим культурным наследием... Планируемое объединение ВУЗов может привести к потере этого символа", - такими словами начинается петиция, сбор подписей под которой организовала не просто музыкальная общественность, а, на минуточку, музыкальная молодежь. "Помогите нам сохранить Ереванскую Государственную Консерваторию имени Комитаса в Ереване!", - призывают они.

    • ПРЕМИЯ "МОНОКЛЯ" - АРМЯНСКОЙ "ВАРЕЧКЕ"
      2024-03-12 09:12

      "После продолжительных оваций полного зала, диплом участника фестиваля был вручен режиссеру и актрисе спектакля "Балерина Варечка", - сообщил сайт XIV Международного фестиваля моноспектаклей «Монокль» в Санкт-Петербурге в первый день весны, после того, как гости из Армении отыграли свой спектакль. Но дипломом участника дело не закончилось. 1-ая Премия "Монокля" вручена Лиле МУКУЧЯН за спектакль «Балерина Варечка» - режиссер Елена Варданян, продюсинг Международного фестиваля ARMMONO, Ереван, Армения.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • САТИ СПИВАКОВА В РОЛИ МАРИИ КАЛЛАС - ЛУЧШИЙ ПОДАРОК В ЖЕНСКИЙ ПРАЗДНИК
      2024-03-08 11:05

      "Можно ничего не знать о Марии Каллас до спектакля, но остаться равнодушным после не удастся"... Цитата из рецензии.  Еще бы! Актриса, телеведущая, супруга великого маэстро, икона стиля и просто звезда Сати СПИВАКОВА в роли La Divina - величайшей оперной дивы, божественной Марии Каллас в спектакле "КАНАРЕЙКА" культового московского Театра Наций!

    • "СЕЛЕНИЕ ЭСТЕБАНА" – КАК РОЖДАЕТСЯ В ЛЮДЯХ ПЕСНЯ
      2024-02-28 11:08

      "...И показывая на мыс, горой из роз поднявшийся на горизонте Карибского моря, скажут на четырнадцати языках, смотрите, вон там, где ветер теперь так кроток, что укладывается спать под кроватями, где солнце светит так ярко, что подсолнечники не знают, в какую сторону повернуться, там, да, там находится селение Эстебана...", - так говорил Габриель Гарсиа Маркес.  "Селение Эстебана" - не как символ недостижимого элизиума, а как символ готовности людей воплотить свою мечту. Но прежде чем воплотить, мечту надо узнать, услышать и обрести. И если она толкает к внутреннему преображению, совершенно не важно, из чего мечта родилась - из миража, из ничего или даже из выброшенного на берег морской волной утопленника.  Об этом спектакль "Эстебан", поставленный по рассказу Г.Г. Маркеса "Самый красивый утопленник в мире" Надеждой ИСРАЕЛЯН на сцене Государственного театра кукол им. Ов. Туманяна.

    • "БУЙВОЛИЦА" - О ТРИУМФАХ СОСТОЯВШИХСЯ И БУДУЩИХ
      2024-02-05 10:26

      "Очень важно, что спектакль такого уровня, такого класса - ситез гениального слова Гранта Матевосяна, игры великолепной, талантливейшей актрисы Нарине Григорян, звукового ряда, созданного Айком Исраеляном, невероятно "настоящей" сценографии Виктории Риедо-Ованнисян - на протяжении уже нескольких лет восхищает зрителей, которые смотрят его и в Армении, и за ее пределами", - говорит продюсер спектакля "Буйволица" и директор Международного театрального фестиваля ARMMONO Марианна Мхитарян.

    • ИСТОРИЯ "ПАВШЕЙ КРЕПОСТИ" – ПОЭМА БЕЗ ГЕРОЕВ
      2023-12-22 10:22

      "... Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших"...  Но все ли простишь?  Или - кровь за кровь, месть за месть, и круг замыкается?..