Последние новости

"ЕСЛИ БУДЕТ ВОЛЯ БОЖИЯ…"

Интервью с иеромонахом Пахомием (Шепелем), помощником командующего Российским миротворческим контингентом в Нагорном Карабахе по работе с верующими военнослужащими.

– Отец Пахомий, Вы уже больше месяца находитесь в Нагорном Карабахе. Какие у Вас ощущения, что можете рассказать о своих впечатлениях?

– Ощущение такое, будто я не уезжал с российского Кавказа. Почти все вокруг говорят на русском, поэтому практически отсутствует языковой барьер. Ментально карабахцы очень близки россиянам. Карабахцы – люди доброжелательные и отзывчивые. Мне рассказывали, что тут ценят русских, но, признаться, я не думал, что настолько. Каждый пытается позаботиться о тебе, как-то поддержать. И это вовсе не потому, что я священник: точно такое же отношение и к миротворцам, и к гостям из России.

– В 2021 году на территории дислоцирования Российского миротворческого контингента в Нагорном Карабахе был возведён православный храм, в котором по воскресеньям проводится Божественная Литургия. Расскажите, пожалуйста, о Вашей службе на карабахской земле.

– В Карабахе меня радушно принял глава Русской общины Александр Бордов. С первой встречи стало ясно, что этот человек пламенеет идеей "русского мира". Весьма обрадовали меня своим трепетным отношением к Церкви прихожане из русской общины, которая, как оказалось, вовсе не малочисленна. Да, конечно, община неоднородна, большинство её членов это представители смешанных браков, их дети и внуки. Но надо ли говорить, что русский язык для них является родным. Кстати, немало и граждан РФ, проживающих в Нагорном Карабахе. В основном это – русские женщины, вышедшие замуж за карабахцев. В этих семьях по 3-4 ребёнка. Каждое воскресенье и в праздничные богослужения в нашем воинском храме в честь Рождества Христова совместно молятся военнослужащие миротворческого контингента и члены русской общины, исповедуются и причащаются Святых Божественных Христовых Тайн. И весьма отрадно, что в Храме Божием становится всё больше детей. По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла недавно был совершён исторический визит на карабахскую землю главы синодального отдела по взаимодействию с ВС и ПО епископа Бронницкого Савватия (Загребельного), викария Патриарха Московского и Всея Руси. И историчен визит тем, что в новейшей истории Карабаха представитель РПЦ МП столь высокого сана не посещал эту землю. Уже сегодня можно смело утверждать, что начало возрождения православия в Нагорном Карабахе положено. При активном и деятельном участии иерея Бориса Гришина и Героя России генерал-лейтенанта Рустама Мурадова, бывшего командующего РМК в НК, был возведён первый за сто лет после декрета "Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви" (от 2 февраля 1918 года) Русский православный храм. Знаю также, что идею положительно восприняли представители ААЦ и местные жители, которые всячески содействовали возведению храма.

– Есть ли какие-то сложности в Вашей работе? Совсем недавно Вы высказались о проблемах в Нагорном Карабахе. Как это было воспринято?

– Кто может запретить мне общаться с людьми, тем более с христианами, ведь это часть моего священнического служения. Другое дело, когда священнослужители выходят за рамки своей компетенции, на это могут обратить внимание и иметь оценочное суждение. И будут, пожалуй, по-своему правы. Да, служители Церкви не должны заниматься политикой, но мы за мир без нацизма. Мы не должны выбирать чью-либо сторону, мы же миротворцы, и я всегда исхожу из необходимости взаимного уважения. Но сегодня я душой и сердцем переживаю за карабахцев, которые испытывают серьёзные трудности. Очень расстраивает тот факт, что карабахские дети, женщины и старики по неделе и более живут в сырости и холоде неотапливаемых домов и квартир. В таких условиях и приготовление еды становится проблемой, не говоря уже об элементарной гигиене. Нельзя не отметить и того, что закрыты детские сады и школы. Отсутсвие газоснабжения перегружает электросеть, и электричество подаётся с частыми перебоями. И пока люди, напрямую занимающиеся политикой, отстаивают свои собственные интересы, неизбежно будет страдать и уже страдает мирное население Карабаха.

– Неделю назад в Степанакерте по инициативе главы русской общины прошла встреча христианских священнослужителей и представителя исламского духовенства. Планируется ли продолжить такие встречи? Какая основная задача подобных мероприятий?

– Да, это была важная инициатива, спасибо Александру Бордову. Не буду распространяться о ходе встречи подробно. Отмечу лишь, что исполняющий обязанности имама при мечети в РМК Умахан Сайгитов выразил надежду на долгожданный мир на карабахской земле. С этим мнением был полностью солидарен и отец Месроп Мкртчян из Армянской Апостольской Церкви, который подчеркнул в своём слове, что все мы – дети Божии и нам нечего делить. Встреча прошла в тёплой дружеской атмосфере. Мы сошлись и на том, что недопустимо давление на мирное население Карабаха. Всё это противоречит фундаментальным принципам как ислама, так и христианства. Если будет Воля Божия, то подобные встречи будут продолжены.

– Как Вы видите дальнейшее развитие ситуации в Карабахе? Какие лично у Вас цели и планы?

– В ближнем круге моих забот и попечений в качестве настоятеля воинского храма, конечно, находятся прихожане-военнослужащие из миротворческого контингента и русской общины. Именно в проповеди Воскресшего Господа Нашего Иисуса Христа и заключается основное служение военного священника Русской Православной Церкви. В этом и есть моя цель и мои планы. Что же касается дальнейшего развития ситуации в Нагорном Карабахе, то я склонен доверять и довериться Богу и Его Промыслу о нас.

– Отец Пахомий, что Вы скажете карабахцам? Есть ли у Вас какие-то советы или пожелания?

– Есть одна жизнеутверждающая русская поговорка: "Христос терпел и нам велел". Надо потерпеть. Мы живем в очень сложные времена, которые определяют судьбу стран и народов на десятилетия и может быть даже на века вперёд. Необходимо набраться стойкости и духа "и всё превозмочь в укрепляющем нас Иисусе Христе". Желаю жителям Карабаха – карабахскому народу – горячей веры в Бога. Желаю армянскому и азербайджанскому народам осознания и понимания конечности земного бытия и неизбежности ответа перед Создателем. Руководителям Армении и Азербайджана дерзну напомнить, что от их намерений и решений зависят жизни и дальнейшая судьба карабахцев.

Степанакерт

russia-artsakh

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ГРАЖДАНИН ИЛИ БЕЖЕНЕЦ?
      2024-04-15 12:14

      Вынужденные переселенцы из Нагорного Карабаха сегодня стоят перед дилеммой: либо получить временный статус беженца, либо принять постоянное гражданство Республики Армения.

    • БАКИНСКИЙ РЕЖИМ ЗАДЕЙСТВОВАЛ В ОККУПИРОВАННОМ СТЕПАНАКЕРТЕ АРМИЮ МАРОДЕРОВ
      2024-04-12 09:04

      Многочисленные иностранные туристы, посещавшие столицу Нагорного Карабаха (Арцаха) – Степанакерт, неизменно поражались чистоте и опрятности ее улиц, которые с раннего утра тщательно подметались и убирались, словно люди готовились к празднику. И действительно, от такой чистоты на душе становилось радостно и светло. Даже окурка невозможно было найти на тротуарах и во дворах домов. Чистоплотность степанакертцев выражалась не только в отсутствии нечистот на улицах, но и грязных мыслей и поступков, в традиционном гостеприимстве, притягивавшем туристов с разных уголков мира.

    • А КАК ЖЕ НАГОРНЫЙ КАРАБАХ?
      2024-04-11 11:40

      Как известно, на днях в Женеве прошел 60-й раунд Международных женевских дискуссий по безопасности и стабильности в Закавказье (МЖД) с участием представителей Абхазии, Грузии, Южной Осетии, Российской Федерации и Соединенных Штатов при сопредседательстве ООН, ОБСЕ и Европейского союза. Согласно сообщению МИД России, был подтвержден общий настрой на продолжение совместной работы под эгидой МЖД.

    • «ОНИ НЕ ИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА»: ГЕНОЦИДУ В МАРАГЕ 32 ГОДА
      2024-04-09 09:49

      По своей бесчеловечной жестокости массовая резня мирного населения, совершенная Азербайджаном в селе Марага Мартакертского района Нагорно-Карабахской Республики в апреле 1992 года, пожалуй, превзошла армянские погромы в Сумгаите и Баку. Эксперты единогласно квалифицируют зверскую расправу над жителями Мараги как геноцид. Приграничное с азербайджанским мир-баширским районом армянское село Марага Мартакертского района Арцаха длительное время подвергалось интенсивным артобстрелам, в результате чего еще до известных кровавых событий 10 апреля 1992 года в селе имелись значительные разрушения. Некоторая часть жителей Мараги, где, согласно переписи населения в 1989 году проживало 4660 человек, вынуждена была покинуть место постоянного проживания и найти пристанище в других районах НКР или за пределами республики. Большая же часть жителей спасалась от обстрелов в вырытых во дворах земляных укрытиях-блиндажах.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ