Последние новости

"СКАЗКУ ДЕТСКИХ ДНЕЙ ХРАНИ ДО СЕДИНЫ…"

"Алиса в Стране Чудес" на сцене Кукольного

        Для того чтобы пройти все круги волшебных преображений и встретиться с удивительными, ни на кого не похожими персонажами, совершенно не обязательно лезть в нору за говорящим Кроликом с часами да еще жилетным карманом в придачу. Достаточно сходить на спектакль "Алиса в Стране Чудес", которую Самсон МОВСЕСЯН поставил на сцене Государственного театра кукол им. Ов. Туманяна.

        Невероятные истории, которые профессор Оксфорда Чарлз Лютвидж Доджсон, более известный под именем Льюиса Керолла, рассказывал своей семилетней подруге Алисе Лидделл, превратились в две сказочные книги, которые вот уже на протяжении более ста лет волнуют все продвинутое человечество. Об "Алисе в Стране Чудес" и "В Зазеркалье" написано огромное количество работ - знаменитые аллегории Керолла получали в них самое различное толкование: политическое, психоаналитическое, богословское, логическое, математическое, физическое, филологическое… Научно-популярные фильмы о жизни и творчестве Керолла появляются на телеэкране с завидной частотой.

УГНЕТАЛ ЛИ МОЛОДОГО РЕЖИССЕРА САМСОНА МОВСЕСЯНА ТАКОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГРУЗ? Думается, нет. И страха перед невероятным количеством знаменитых "Алис…" - сценических, анимационных, киношных, сделанных при нехилых финансовых затратах и с использованием всех фокусов новейших технологий, он тоже не испытывал. Просто решил вослед Кероллу рассказать детям сказку – свою Алису. И, забегая вперед, скажем, что удалось ему это замечательно.

Вместе с просьбой о праве на постановку в Театр кукол Самсон Мовсесян принес инсценировку собственного исполнения. В ней органично переплелись "Алиса в Стране Чудес" и "Алиса в Зазеркалье". Причем, несмотря на большую популярность первой книги, в основу спектакля легла больше вторая, хотя персонажи Страны Чудес населяют его весьма активно. Но, видимо, режиссерское чутье подсказало, что принцип перевернутого зеркального отражения - уже сам по себе решение спектакля. И не случайно символом Зазеркалья служит расположение шахматных фигур - ведь шахматная доска тоже своеобразное зеркало. По тому же принципу построены и многие образы Зеркальной страны. Труляля зеркально повторяет своего брата Траляля, чтобы встретиться с Черной Королевой впереди, Алиса должна идти назад. "У нас, - говорит Алиса, - когда долго бежишь со всех ног, непременно попадешь в другое место". - "Какая отсталая страна! - замечает Королева. – А здесь приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте. Ну а если хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать по крайней мере вдвое быстрее".

Льюис Керолл пользуется славой короля бессмыслицы. Но при всей фантастичности ситуаций его бессмыслицы строго обоснованы. В сценическом воплощении безумных ситуаций и парадоксальных выводов режиссер идет вслед за писателем, и в этом Самсон Мовсесян необыкновенно изобретателен. Он не повторяет приемов. Спектакль насквозь пародиен, и пародируются здесь не только нравоучительные стихи, но и банальная, скучная мораль здравого смысла.

"Варкалось. Хливкие шорьки пырялись по наве, и хрюкотали зелюки, как мюмзики в мове" - эти знаменитые "стихи", которые оказываются так понятны Алисе, стали словно ключом к постановке, окрылили режиссера и вдохновили художника. Далеко не в каждом спектакле он выступает с режиссером столь на равных, а Анжелу Галстян можно по праву назвать полноценным соавтором спектакля. Визуальный образ "Алисы в Стране Чудес" пленителен и запоминается надолго – бескрайней игрой воображения, нетривиальностью решений, образной выразительностью и тонким юмором. Наверное, ведущий художник Кукольного театра обязан быть и детским психологом, но такое приглашение, к радости бытия, по законам игры давно не звучало даже со сцены Кукольного. "У тебя должно быть очень острое зрение, если ты видишь, как я пою"…

В СПЕКТАКЛЕ САМСОНА МОВСЕСЯНА ЛЮДИ И КУКЛЫ СУЩЕСТВУЮТ НА РАВНЫХ. Безумный Шляпник и Мартовский заяц, кошка Алисы Кити и Чеширский Кот - безумно обаятельные существа, вышедшие из-под рук театральных куклоделов и обретшие жизнь в руках умелых актеров-кукловодов. Но когда Алиса – Лиана Никогосян, прелесть до чего хорошенькая, но похожая, скорее, не на семилетнюю девочку, а на очаровательную юную барышню, шагнула за своей кошкой в Зазеркалье, она встретила там еще много удивительных персонажей - Труляля и Траляля, Говорящие цветы и всю королевскую рать шахматного двора.

Вышедшие из детского возраста актеры с воодушевлением и даже азартом включились в игру августейших амбиций. Кстати, читая актерские "титры" в программке спектакля, впору, как Алисе, запутаться в изобилии Мелконянов: Татев Мелконян, Саргис Мелконян, Агаси Мелконян. Но Татев выделяется в этом ряду не только принадлежностью к прекрасному полу. Актриса, сыгравшая немало ролей классического репертуара, и не только на сцене Кукольного, отнеслась к "детской" роли очень по-взрослому и профессионально. Ее Черная Королева выписана красками необыкновенно яркими. Шахматная фигура – это не просто деревяшка на ходулях, у королевы и осанка королевская. А надменно-чопорно-пародийная голосовая палитра и взгляд зеленых глаз из-под затейливого грима заставляют запомнить Ее величество надолго.

"Поймает ли в воздухе или шалишь летучая кошка летучую мышь?.." Когда-то для целого поколения главной "Алисой…" был диск с замечательными запомнившимися на всю жизнь песнями Высоцкого. Теперь новое поколение армянских зрителей заполучило шанс иметь свою "Алису", что, конечно, не освобождает от желания прочесть великую книгу Керолла, а даже наоборот, его увеличивает. Кстати, на спектакль Самсона Мовсесяна в Кукольный театр родители привели не только своих старших детей, которым и адресована сказка. Были и мамы, словно только что из роддома, – с грудничками на руках. Вот как у нас любят Страну Чудес - театр! Кстати, взрослым, наверное, смотреть спектакль не менее увлекательно, чем детям. Вослед главной героине Алисе они могут повторять про себя: "Расту или уменьшаюсь?!"

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ПЕРЕСЧЕТЧИКАМ" ЖЕРТВ ГЕНОЦИДА – АНАФЕМА!
      2024-04-19 11:56

      Увы, они никогда не встертятся и не заглянут  друг другу в глаза - не только на этом свете, но и на том... Потому что 1 500 000 прошедших крестную муку Геноцида армян,  канонизированных Армянской Апостольской церквью, пребывают  в раю. Осквернителям их памяти, извращенцам-гробокопателям и садистам уготовлена иная участь - вечное горение в адском пламени.               Аминь!

    • ARMMONO - ЛЮДИ, КУКЛЫ, ФРАНКОФОНИЯ И АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
      2024-04-13 10:02

      Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.

    • ПРИХВАТИЗАЦИЯ - ПЕРЕЗАГРУЗКА?
      2024-04-12 09:10

      "- Если мне не изменяет память, на месте здания Дома художников когда-то была мечеть? - Да, в 20-ые годы прошлого столетия здесь стояла мечеть Залхана. - Ну, вот и выяснили, кому достанутся плоды нынешней попытки "реституции"..." Смешно. До слез. Такой диалог на днях звучал в Доме художников, где собрались руководители всех творческих союзов Армении, а также представители правовой сферы, чтобы всем вместе ответить на вопрос - что делать дальше?

    • "ПРИНЦИП БОГА" ИЛИ "ПРИНЦИП КОКА-КОЛЫ"? - "ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ" СТЕПАНАКЕРТСКОГО ТЕАТРА
      2024-04-11 11:01

      "Мы сошли с ума и под видом свободы превратили свою жизнь в абстракцию", - говорил с трибуны священник-лютеранин отец Августин...  Любой, случайно приоткрывший дверь и заглянувший в большой конференц-зал отеля "Ани", ни на секунду не усомнился бы, что здесь проходит большой международный форум, идет жаркая дискуссия и звучат разные идеологии и голоса, ищущие ответы на самые острые вопросы современного мира.  Дискуссионная ткань, острая и парадоксальная, действительно была. Конференция... Тоже была, только пропущенная сквозь призму творчества. Спектакль "ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ" по пьесе И. Вырыпаева в постановке Степанакертского Русского драматического театра. Спектакль, ищущий ответы на самые острые вопросы современного мира.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ARMMONO - ЛЮДИ, КУКЛЫ, ФРАНКОФОНИЯ И АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
      2024-04-13 10:02

      Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.

    • "ПРИНЦИП БОГА" ИЛИ "ПРИНЦИП КОКА-КОЛЫ"? - "ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ" СТЕПАНАКЕРТСКОГО ТЕАТРА
      2024-04-11 11:01

      "Мы сошли с ума и под видом свободы превратили свою жизнь в абстракцию", - говорил с трибуны священник-лютеранин отец Августин...  Любой, случайно приоткрывший дверь и заглянувший в большой конференц-зал отеля "Ани", ни на секунду не усомнился бы, что здесь проходит большой международный форум, идет жаркая дискуссия и звучат разные идеологии и голоса, ищущие ответы на самые острые вопросы современного мира.  Дискуссионная ткань, острая и парадоксальная, действительно была. Конференция... Тоже была, только пропущенная сквозь призму творчества. Спектакль "ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ" по пьесе И. Вырыпаева в постановке Степанакертского Русского драматического театра. Спектакль, ищущий ответы на самые острые вопросы современного мира.

    • ГАСТРОЛИ "КАНАРЕЙКИ" – ПРИЕМ, ДОСТОЙНЫЙ КАЛЛАС
      2024-04-10 10:10

      "Мне уже говорили, что давно не было ни такого аншлага два дня подряд, ни такого приема, поэтому я сегодня проснулась счастливой. Понимаю, что тут встреча с легендарным московским театром наложилась на неожиданность увидеть меня в качестве драматической актрисы, но... Мои коллеги, улетевшие совершенно ослепленные Арменией, армянской публикой и этим приемом, в один голос повторяли: "Никогда такого приема не было!", - говорила Сати Спивакова, подводя итоги своего первого явления в родном Ереване в качестве театральной актрисы.

    • ТЕАТР ВАНАДЗОРА – "НАДО ЖИТЬ!"
      2024-03-04 10:40

      Уже почти полтора года Ванадзорский Драматический театр им. Ов. Абеляна живет без своего Мастера, народного артиста РА Ваге Шахвердяна, который руководил театром многие десятки лет и делал не только спектакли, но славу театра, вышедшую далеко за пределы Армении. После ухода большого художника возникает неизбежный вакуум, который очень трудно заполнить. Но абеляновцы работают, выпускают одну за другой премьеры, серьезно продумывают репертуарную политику. Как утверждает директор Лусине СААКЯН, театр осознает всю сложность момента, но оптимистического взгляда на будущее не теряет.