ЖИЗНЬ – ЭТО СЛУЧАЙНОСТЬ ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ

Жизнь в космосе – это большая редкость: лишь небольшая часть материи существует в ее живой форме, пишет The Atlantic. Жизнь также стремительна и с точки зрения времени. Недавние научные исследования показали, что наше существование – это всего лишь случайность, один бросок космических костей.

Как и многие другие жители планеты Земля, я с замиранием сердца разглядывал первые снимки, сделанные космическим телескопом "Джеймс Уэбб": кружевные завитки галактик, нити туманностей абрикосового цвета, остатки взорвавших звезд. Менее живописной, но все равно совершенно революционной частью миссии "Уэбба" является поиск признаков жизни на других планетах Вселенной. Космический телескоп методично выполняет это свое важнейшее задание, анализируя свет звезд, который преломляется, проходят через атмосферы далеких планет. Каждая молекула оставляет свой собственный неповторимый след в луче света, и некоторые молекулы, такие как кислород, диоксид углерода и метан, могут свидетельствовать о присутствии неких форм жизни на планете, через атмосферу которой струится свет далеких звезд. "Уэбб" уже обнаружил признаки присутствия диоксида углерода в атмосфере как минимум одной экзопланеты.

Учитывая, что в нашей галактике находятся миллиарды планет, а в видимой части Вселенной находятся миллиарды таких галактик, мало кто из ученых верит в то, что только наша планета является обитаемой. Тем не менее, обнаружение убедительных свидетельств существования живых существ где-либо еще в космосе оказало бы глубокое эмоциональное и психологическое воздействие и имело бы философское и теологическое значение. Такое открытие заставило бы нас, людей, пересмотреть некоторые из наших фундаментальных убеждений: как мы определяем "жизнь"? Каковы возможные разновидности жизни? Откуда взялись мы, живые существа? Существует ли какое-то космическое сообщество?

На самом деле недавние научные исследования показывают, что жизнь во Вселенной встречается очень редко. Несколько лет назад, используя данные со спутника "Кеплер" для оценки количества звезд с потенциально обитаемыми планетами, я подсчитал, что, даже если на всех потенциально обитаемых планетах действительно есть жизнь, доля живой материи во Вселенной чрезвычайно мала – около одной миллиардной одной миллиардной. Это как несколько песчинок в пустыне Гоби. То есть мы, живые существа, представляем собой результат совершенно особой организации атомов и молекул.

Жизнь может оказаться еще более редким явлением. В середине 1970-х годов австралийский физик Брэндон Картер (Brandon Carter) указал на то, что наша Вселенная достаточно тонко настроена для того, чтобы в ней зародилась жизнь. К примеру, если бы сила атомного соединения, удерживающая ядра атомов вместе, была бы чуть слабее, тогда сложные атомы, необходимые для появления жизни, вообще не появились бы. Если бы это притяжение было чуть сильнее, весь водород в только что зародившейся вселенной сжался бы и превратился бы в гелий. Без водорода не было бы воды, а большинство биологов считают, что вода необходима для жизни. Еще один пример тонкой настройки: если бы наблюдаемая "темная энергия", наполняющая космос (ее обнаружили в 1998 году), была немного больше, чем она есть на самом деле, Вселенная расширялась бы так быстро, что материя никогда не сумела бы собраться вместе, чтобы могли возникнуть звезды – важнейший источник всех сложных атомов, которые считаются необходимыми для жизни. Но при чуть меньшем количестве темной энергии Вселенная расширилась бы и снова сжалась бы так быстро, что звезды тоже не успели бы сформироваться.

Мысль Картера о том, что наша Вселенная тонко настроена для того, чтобы в ней могла зародиться жизнь, получила название антропного принципа. Важнейший вопрос, который этот принцип поднимает, –почему. Почему Вселенную должно волновать, есть ли в ней живая материя? Теологический ответ на данный вопрос – это космическая форма разумного замысла: наша Вселенная была создана всемогущим творцом, который хотел, чтобы в ней была жизнь. Другое, более научное объяснение – что наша Вселенная представляет собой лишь одну из огромного числа вселенных, называемых мультивселенными, которые имеют широкий диапазон значений силы атомного соединения, количества темной энергии и многих других фундаментальных параметров. В большинстве этих вселенных значения этих параметров не попадают в те узкие диапазоны, которые обуславливают возникновение жизни. И мы живем в одной из таких "дружественных жизни" вселенных, потому что в противном случае нас бы попросту не было и мы не задавали бы этот вопрос. Наше существование и сама наша Вселенная – это всего лишь случайность, один бросок космических костей.

Такая же логика могла бы объяснить, почему на планете Земля сформировались благоприятные для жизни условия – вода в ее жидком состоянии, умеренные температуры (по крайней мере пока), большое количество кислорода, необходимого для метаболизма высокого порядка. Очевидное объяснение – что существует множество планет, даже в нашей Солнечной системе, где нет воды, нет кислорода в атмосфере и где температуры не такие благоприятные. И на этих планетах жизни нет. А мы тем временем живем на Земле, строим дома, пишем романы и задаемся вопросами о нашем существовании, потому что мы находимся на одной из очень немногих планет, где условия благоприятны для жизни. Коротко говоря, живая материя не только является редкостью для нашей собственной Вселенной, но и, кажется, вовсе не существует в большинстве возможных вселенных.

Алан ЛАЙТМАН, ИноСМИ