Последние новости

​МОЖНО ПОДОЙТИ К ВОПРОСУ СПРАВЕДЛИВО И ПО-ДОБРОМУ, А МОЖНО И ИНАЧЕ,

говорит, отвечая на вопросы "ГА", иерей ереванской церкви Св. Ованеса тер Шмавон ГЕВОНДЯН

- Тер Шмавон, наверное, только ленивый не отреагировал на появившийся в интернете, скажем так, "прейскурант", где четко прописаны цены на крещение, венчание и т.д. в Тавушской епархии. Первой реакцией был, конечно, шквал негодования в адрес священнослужителей. С другой стороны, в Европе на дверях многих армянских церквей висят подобные "прейскуранты", и это ни у кого не вызывает бурной реакции или негативных эмоций. Давайте и мы попробуем разобраться без эмоций…

- Сначала определимся с предысторией вопроса, то есть с тем, как было раньше. Священник никогда не имел земли там, где он служил. Если у жителей деревни или маленького городка были свои земельные участки, их кормившие, то у священника не было ничего. При этом прихожане давали священнику так называемую десятину - кто продуктами, кто деньгами… И он мог на это жить, кормить семью. Если священник совершал требы (священнодействия, выполняемые по требованию и частным нуждам отдельных верующих), то люди после целования Креста всегда давали ему мелочь – в меру своих желаний и возможностей. Так священники жили. После прихода советской власти все это упразднилось. Уже не стало десятин, и священникам стали "платить" только лишь по выполнении треб – опять же кто сколько сможет, захочет. Священник не получает заработной платы, он служит в церкви без какой-либо оплаты, потому что призван это делать. И народ по своему разумению, желанию, возможностям после совершения требы отдает какие-то деньги в качестве дара священнику. Да, за рубежом действительно прописано, сколько "стоит" та или иная церемония – в зависимости от того, совершает ее один священник или несколько, участвует ли хор и т.д. И прихожане воспринимают это нормально – подобная практика вписывается в их психологию. У нас все оставлено исключительно на разумение наших прихожан. Каждый человек дает священнику по желанию и возможностям. Есть возможности - дает больше, нет возможностей - меньше. Иногда бывает, что возможности есть, но люди платят меньше, иногда – наоборот. Но, повторюсь, все зависит исключительно от желания человека. Ни один священник не имеет права сказать: "Этого мало, заплати больше". То, что произошло в Тавушской епархии, имело место исключительно в рамках конкретного подхода ее предводителя. Между тем, по моему мнению, сегодня люди должны сами решать, сколько "платить" священнику. Просто надо понимать , что священники не получают заработной платы и на прихожанах лежит определенная ответственность за своего духовного пастыря.

- Если исходить из той тяжелой социально-экономической ситуации, в которой находится большинство простых обывателей, не может ли "прейскурант" отвратить людей от церкви? Если человек беден и не может заплатить, так что , ему не креститься, не венчаться, не отпевать? Ведь если церковь дает такой четкий посыл, что платить нужно обязательно, что делать тем, кто просто не может заплатить, потому, что нет денег? Ну представьте, пара хочет венчаться в ААЦ, но молодые не в состоянии "заплатить" за церемонию венчания. Что же им делать? Все мы знаем - многие живут бедно, особенно в районах.

- Я согласен с вами. Бывают исключительные случаи, конечно, и со мной они случались неоднократно. Люди приходят, и мы даем им деньги на свечки, на полотенца, крестики – словом, на все необходимые атрибуты той или иной церемонии. Но так ведь бывает не всегда... Понимаете, как-то этот вопрос должен найти свое решение - сегодня, завтра, когда-нибудь. Это очень болезненный, деликатный вопрос, он висит в воздухе и действительно нуждается в решении. Возможно, самым идеальным вариантом для Армении было бы следующее решение: чтобы люди, считающиеся себя последователями Армянской Апостольской Церкви, ежемесячно вносили в соответствующий фонд, не облагаемый налогами, некую символическую сумму – скажем, 150 драмов. И из этого фонда священники могли получать заработную плату. Таким образом возможно решить вопрос жизнеобеспечения священников, и требы тогда будут совершаться бесплатно. Вы ведь не поспорите с тем, что священнику ежемесячно нужна некоторая сумма денег, на которую он сможет жить и кормить семью. Впрочем, это сугубо мое собственное мнение – я понимаю, что оно может идти вразрез с другими мнениями, подходами, которые сейчас есть в церкви или государстве.

Если кто-то сейчас захочет обвинить нашу церковь в чем-то, он может реально использовать инцидент с

- Но вы согласны, что сегодня не время вывешивать "прейскуранты"?

- Да. Это плохо смотрится в первую очередь потому, что мы сами видим в этом нечто отрицательное, неподобающее. Но ведь, с другой стороны, суть в том, что речь идет не о стоимости крещения или венчания, не о стоимости церемонии. Это просто оплата священнику, которому тоже нужно что-то есть, чтобы не умереть с голоду. Если мы так будем подходить к вопросу, он отпадет сам собой. Все дело в подходе. Конечно, негативных ассоциаций не избежать, если считать оплату "платой за крещение". Но, повторюсь, речь идет не о плате за крещение, а о даре священнику.

Мы должны смотреть на вопрос с другого ракурса. Сама молитва не имеет цены, она бесценна, и если какую-то сумму люди платят по своему разумению, желанию или даже если эта сумма изначально оговорена, то надо воспринимать это, условно говоря, в качестве "зарплаты" священнику. Вы совершенно справедливо говорите о том, что наши люди в районах живут плохо. Но ведь и священник там живет. И если у других есть хоть какие-то возможности заработка, в том числе есть земля, которую они возделывают, то у священника всего этого нет. А ему как жить?

В городе ситуация несколько иная. Большая часть населения Армении сосредоточена в Ереване. И у священников, так или иначе, нет недостатка в требах, а потому вопрос их жизнеобеспечения как-то решен. В Ереване, Эчмиадзине, близлежащих церквах, районах проблема не стоит остро. А теперь представьте, как обстоит вопрос хотя бы минимального жизнеобеспечения священника, который служит, например, в Ашоцке… Мизерная рождаемость, венчаний происходит очень мало, потому что молодежь в основном находится за пределами родного дома, покидая его в поисках заработка. Суть в том, что мы обсуждаем вопрос, который если кто-то захочет комментировать некорректно, то сможет сделать это однозначно. Но мы сейчас говорим о жизнеобеспечении священника – человека, у которого есть семья, дети, который тоже является налогоплательщиком.

Ведь ни один священник не освобожден от налогов – он тоже платит за электроэнергию, за газ, за воду и т.д. Зачастую священникам приходится очень много тратить, ездя по своим приходам. Иной раз на несколько деревень приходится один священник! Можно комментировать вопрос в духе: "Ой, посмотрите, они установили цены на крестины". И это действительно будет выглядеть крайне негативно. Но еще раз скажу, что речь идет об "оплате" священнику, ибо сама треба, само таинство не имеет и не может иметь цены. Это духовная субстанция - вне рамок человеческого разума. Но священник-то - живой человек, из плоти и крови... Вопрос надо решать сообща и деликатно, но его необходимо решать.

- Знаете, очень многие прокомментировали имевший место инцидент в духе - "таким образом церковь бросает людей в объятия всевозможных сект…"

- А что, до случившегося сектантов было меньше? Или те, кто дает подобные комментарии, не в курсе, как в сектах обирают и обижают тех же самых людей, жестко принуждая их платить десятину, делать подарки, запугивая вечными муками ада, если они не заплатят? Вы посмотрите, что творится в сектах - они же грабастают миллионы. Конечно, если кто-то сейчас захочет обвинить нашу церковь в чем-то, он может реально использовать инцидент с "прейскурантом". Но опять-таки все зависит от восприятия. Можно подойти к вопросу справедливо и по-доброму, а можно и иначе….

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПОЗОРНАЯ РЕЧЬ ПОЗОРНОГО ПАШИНЯНА
      2024-04-25 11:50

      "Сегодня мы чтим память жертв Геноцида армян. Учитывая, что это происходит после геноцида армян Нагорного Карабаха, мы должны активизировать наши усилия. "Никогда больше" должно что-то означать. Это не могут быть пустые слова",  - наверное, эти слова сказаны премьер-министром Республики Армения по случаю 109-й годовщины Геноцида армян? Нет, их озвучил сенатор США Билл КЭССИДИ.

    • СМИРНА, АРЦАХ, ТОПОР САФАРОВА… – РАЗМАТЫВАЮЩИЕСЯ ВО ВРЕМЕНИ ЗВЕНЬЯ ОДНОЙ ЦЕПИ
      2024-04-24 09:51

      Союз армян России распространил заявление, в котором говорится о том, что происходящее вокруг четырех приграничных сел, которые власти Армении решили безоговорочно сдать противнику, несмотря на манипулятивные заявления армянских властей, не имеет ничего общего с мирной повесткой.

    • "ВСЯ НАУЧНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ДОЛЖНА ВСТАТЬ НА ЗАЩИТУ АРМЯНСКОЙ НАУКИ!"
      2024-04-23 11:25

      Окончание. Начало здесь. "Осуществлен конституционный переворот в сфере языковой политики, а армянская оппозиция молчит", - отмечает в интервью "ГА" доктор политических наук, историк Армен АЙВАЗЯН.

    • "ТЕПЕРЬ ОНИ УБИВАЮТ АРМЯНСКИЙ ЯЗЫК В НАУКЕ"
      2024-04-20 11:42

      "Если бы раньше перед учеными ставились столь дикие требования, какие сегодня ставит пашиняновская власть, ни один из наших великих арменоведов не получил бы даже звания младшего научного сотрудника", - говорит в интервью "ГА" доктор политических наук, историк Армен АЙВАЗЯН.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ОТ ИМЕНИ ВСЕГО НАРОДА ОН ОТРЕКАЕТСЯ ОТ РОДИНЫ, КОНСТИТУЦИИ, ЦЕРКВИ, ДЕКЛАРАЦИИ НЕЗАВИСИМОСТИ...
      2024-02-15 09:55

      В политологии отсутствует точное определение правящего политического строя Армении. Режим Пашиняна – нечто среднее между тиранией, авторитарно - подданнической традицией и абсолютизмом. В нашей стране давно уже не действует "гражданский договор": в отличие от демократического устройства, насильственное подчинение правящему режиму исключает договорные отношения граждан и власти.

    • ФРЕСКИ ДАДИВАНКА ВОЗВРАЩАЮТСЯ ВНОВЬ
      2021-10-22 09:15

      Известные реставраторы из Италии Ара Зарян и Кристин Ламуре преподнесли на днях прекрасный подарок всем, кто интересуется армянской историей, культурой и работает над популяризацией наших ценностей в мире. Просто роскошная книга-альбом "Монастырь Дади - Дадиванк", составленная Ара и Кристин и рассказывающая на неполных 500 глянцевых страницах историю обнаружения и процесс реставрации фресок знаменитого арцахского монастыря, стала третьим их масштабным трудом, посвященным уникальному, но малоизвестному широким кругам фресковому искусству Армении.

    • КРЕСТНЫЕ 60 АРИАВАНЦЕВ ПРИБЫЛИ ИЗ ФРЕСНО
      2021-10-08 10:12

      В арцахском селе Ариаван (Ахавно) Кашатагского района отметили очередное яркое событие. Около 60 жителей села - от мала до велика прошли в воскресенье обряд крещения, устроенный по инициативе руководителя местной общины, уроженца Сирии и репатрианта из Ливана Андраника Чавушяна.

    • ПЕРВОПРЕСТОЛЬНЫЙ СВ. ЭЧМИАДЗИН ОТРЕАГИРОВАЛ НА ОЗВУЧЕННЫЕ В ШУШИ ЛЖИВЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ ПАШАЗАДЕ
      2021-07-14 11:05

      Глава отдела межцерковных отношений Первопрестольного Святого Эчмиадзина протоархимандрит Шаге АНАНЯН в беседе с Арменпресс прокомментировал озвученные главой Управления мусульман Кавказа Аллахшукюром Пашазаде в Шуши лживые заявления, а также рассказал о возможной встрече в формате Католикоса Всех Армян, Патриарха всея Руси и главы Управления мусульман Кавказа.