ДНК-ФЕНОТИПИРОВАНИЕ – "ЯСНОВИДЯЩАЯ" ТЕХНОЛОГИЯ

ДНК человека содержит сведения не только о его половой принадлежности и уникальных особенностях генома (даже в сравнении с монозиготным близнецом), но и о многих внешних признаках, включая возраст. Понятно, что такого рода данные существенно сужают круг подозреваемых при судебно-медицинской экспертизе и в разы повышают вероятность оперативного обнаружения личности, оставившей биологические следы на месте преступления.

НЕСМОТРЯ НА ЭТИ ОЧЕВИДНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА, ПРИВЛЕЧЕНИЕ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ генетической информации в криминалистике в ряде стран законодательно запрещено. Однако потребности нашей все более ускоряющейся жизни постепенно ставят все на свои места, и внешние характеристики предполагаемого преступника, закодированные в ДНК, все чаще используются для его скорейшего установления. Сыщикам необходимо лишь научиться расшифровывать эти записи.

В мае этого года ландтаг Баварии предоставил полиции долгожданное право использовать обнаруженные на месте преступления образцы ДНК для выяснения географии происхождения и физических характеристик – цвета волос, глаз, кожи и возраста – подозреваемых в его совершении. Это первый в стране принятый земельным парламентом закон, который позволяет криминалистам проводить следственные мероприятия, получившие название "ДНК-фенотипирование". Успешное прохождение закона вызвало новый всплеск споров и обсуждений в стране и за ее пределами о преимуществах и возможных рисках, связанных с этой генетической процедурой.

В то же время федеральным властям Германии и полиции в 15 других землях страны пока еще позволено проводить лишь традиционный генетический анализ нейтральных участков ДНК (т.е. не контролирующих тот или иной фенотипический признак). В этом случае – для установления полного соответствия – результаты генотипирования биологических улик с места преступления сравниваются с образцами подозреваемых лиц или из специальной базы данных. Между тем ДНК-фенотипирование и выяснение на его основе генетических корней предполагаемого преступника широко используются в Нидерландах, Франции, Великобритании, Канаде и нескольких штатах США. В некоторых из этих стран приняты соответствующие законы, не только разрешающие, но и детально регламентирующие применение этого криминалистического подхода.

В РЯДЕ ГОСУДАРСТВ ПОЛИЦИЯ ИСПОЛЬЗУЕТ НОВЫЙ МЕТОД И БЕЗ СПЕЦИАЛЬНОЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ОСНОВЫ. Недавние публикации в научных журналах и в средствах массовой информации об успешном предсказании физических характеристик подозреваемого на основе ДНК-фенотипирования, а также о других достижениях современной генетики еще более подогрели всеобщий интерес к данной технологии. Дело дошло до того, что под давлением общественного мнения в Швейцарии, где не допускается установление фенотипических характеристик подозреваемого на основе анализа ДНК, сегодня законодатели рассматривают возможность отмены существующего запрета.

Суть нового метода состоит в том, что он помогает выжать максимальную информацию из следов крови, кожи, спермы или других ДНК-содержащих клеток, обнаруженных на месте преступления. Анализ биологических улик позволяет идентифицировать уникальные генетические особенности разыскиваемого индивида и с помощью специальных баз данных предсказать его цвет волос, глаз и кожи. А на основе происходящих с постоянной скоростью изменений в химической структуре ДНК можно также оценить возраст подозреваемого с погрешностью менее четырех лет.

Точность результатов такого анализа зависит от нескольких факторов, в том числе от качества и количества тестируемой ДНК и от того, каким образом генетические варианты тестируемого образца представлены в соответствующих базах данных. Именно на основе этой информации построены вероятностные таблицы сопряженности определенных генотипов с тем или иным цветом глаз (голубой, карий или зеленый), волос (рыжие, светлые, коричневые или черные) и оттенками кожи – от "очень светлого" до "темно коричневого".

На стадии разработки метода результаты ДНК-фенотипирования правильно предсказали все три фенотипических признака для 17 из 19 тестируемых образцов в смоделированной картине преступления. В другом эксперименте были верно идентифицированы пять из шести образцов, однако при этом удалось предсказать лишь возраст подозреваемых, но не их внешние особенности. Хотя технология пока еще далека от совершенства, сегодня уже появились сообщения о ее успешном использовании в Нидерландах и Франции на основе предварительно установленных цвета глаз и волос предполагаемых преступников. Добавим, что подобный подход применяется и при анализе древней ДНК – для реконструкции внешнего облика людей, живших столетия и тысячелетия назад.

НАМНОГО СЛОЖНЕЕ ОБСТОЯТ ДЕЛА С ПРЕДСКАЗАНИЕМ – НА ОСНОВЕ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ДАННЫХ – географических корней подозреваемого. Для этого разработаны специальные компьютерные программы, сравнивающие образцы ДНК с места преступления с генетическими характеристиками представителей различных этнических и территориальных групп в базах данных. К сожалению, к настоящему времени генетически исследованы не все популяции людей, проживающие на нашей планете, и потому сведения о некоторых из них отсутствуют в базах данных. Кроме того, другие этнотерриториальные группы не могут быть однозначно распознаны по причине их недавней метисации. Утверждать, что генетические корни подозреваемого с высокой вероятностью являются восточноазиатскими, африканскими, индейскими, западноевразийскими или из Океании, достаточно просто. Но предсказать, есть ли у него североевропейское или ближневосточное происхождение, в ряде случаев практически невозможно.

Криминалисты многих стран в большинстве своем высоко оценивают возможности ДНК-фенотипирования и требуют от своих властей принятия соответствующих законов для всеобъемлющего и повсеместного применения этого метода. По мнению полиции Германии, использование данной технологии могло бы значительно ускорить поимку преступника, когда в конце 2016 года во Фрайбурге была изнасилована и убита студентка. Преступник, беженец из Афганистана, был впоследствии найден благодаря записям камер наблюдения, запечатлевшим лишь темный цвет волос убийцы. Специалисты считают, что они были в состоянии сузить круг подозреваемых, если бы имели легальную возможность использовать найденные на месте преступления следы ДНК для установления внешности подозреваемого и региона его происхождения.

Однако есть и критики использования ДНК-фенотипирования в криминалистике. Их скептицизм основан на том, что хотя метод имеет под собой солидную научную основу о тесной связи определенных генетических маркеров со специфическими физическими особенностями, предсказание на его основе географических корней подозреваемого может быть неверно интерпретировано как полицией, так и общественностью. Оппоненты принятого в Баварии закона считают, что его сторонники безосновательно преувеличивают значение вероятностных показателей, в результате чего делается однозначный вывод о расовой или этнической принадлежности подозреваемого, что не всегда соответствует действительности. Одна американская компания даже использует ДНК-фенотипирование для создания фоторобота подозреваемых, что, по мнению многих ученых, никак не заслуживает доверия и выходит за рамки научной этики.

СТОРОННИКИ ЗАКОНА АРГУМЕНТИРУЮТ НЕОБХОДИМОСТЬ ЕГО ПОВСЕМЕСТНОГО использования в частности тем, что при расследовании преступлений полиции постоянно приходится решать, в какой мере заслуживают доверия различные и порою диаметрально противоположные свидетельства очевидцев преступления. По мнению пропонентов ДНК-фенотипирования, в случае его использования криминалисты могут количественно оценить неопределенность результатов генетического анализа, в то время как при наличии различных показаний свидетелей происшествия трудно установить, какие из них верны, а какие нет.

Сегодня молекулярно-генетические технологии бурными темпами внедряются в различные сферы нашей жизни – медицину, сельское хозяйство, археологию. Они помогают более эффективно решать вопросы, связанные с нашим здоровьем, производством продуктов питания, удовлетворяют нашу любознательность, воссоздавая генетические особенности и внешний облик далеких предков. В то же время они значительно повышают нашу физическую безопасность, предоставляя полиции сверхчувствительные инструменты для оперативного установления и задержания преступников.

Внимание, потенциальные грабители, насильники и убийцы! На месте преступления вы обязательно оставляете свои генетические следы, в которых "записаны" ваши внешность, пол и паспортные данные. Нет никакой необходимости обращаться к ясновидящим. Расшифровав закодированную информацию, полиции не составит особого труда вычислить подозреваемого – будь он в маске, переодетым или сделавшим пластическую операцию. И с каждым годом благодаря использованию в криминалистике новых генетических технологий это будет происходить во все более сжатые сроки.