СЕНСАЦИЯ ИЗ ПЕЩЕРЫ ЛУСАКЕРТ: НЕАНДЕРТАЛЬЦЫ САМОСТОЯТЕЛЬНО ДОБЫВАЛИ ОГОНЬ

Ученые полагают, что человек начал использовать огонь на сотни тысяч лет раньше, чем считалось. Об этом говорят новые исследования стоянок древних людей, в том числе и на территории Армении.

Антропологи из Университета Коннектикута доказали, что неандертальцы умели разводить огонь, а не брали его от природных пожаров, следовательно, гипотеза о неумении самостоятельно получать огонь не является причиной их вымирания. Об этом корр. "ГА" сообщил научный сотрудник Института археологии и этнографии НАН РА Борис ГАСПАРЯН. Статья, посвященная этому важнейшему открытию, на днях была опубликована и в научном журнале Scientific Reports.

СЕНСАЦИЯ ИЗ ПЕЩЕРЫ ЛУСАКЕРТ: НЕАНДЕРТАЛЬЦЫ САМОСТОЯТЕЛЬНО ДОБЫВАЛИ ОГОНЬ"АМЕРИКАНСКИЕ УЧЕНЫЕ сопоставили данные содержания полициклических ароматических углеводородов, то есть соединений, которые образуются при сгорании органического материала, в пещере Лусакерт в Армении, где была стоянка неандертальцев, с данными в окрестностях пещеры, - сказал Б.Гаспарян. - Оказалось, что в пещере постоянно поддерживался огонь, в то время как лесные пожары в той местности были редким явлением. А значит, неандертальцы могли самостоятельно разводить огонь".

Из множества древних людей  самым хорошо изученным и при этом загадочным видом являются неандертальцы. Количество останков неандертальцев  среди найденных костей составляет почти половину. Многие их поколения жили одновременно с нашими непосредственными предками - кроманьонцами, а вопрос о причинах исчезновения неандертальцев до сих пор остается одним из самых дискуссионных в антропологии. Неандертальцы населяли  регионы Европы и Азии, включая Армянское нагорье.

Сегодня ученые полагают, что неандертальцы возникли примерно 500 тысяч лет назад и вымерли примерно 30 тысяч лет назад в результате противостояния с человеком современного типа. Изначально антропологи полагали, что неандертальцы вынуждены были уступить, потому что, в отличие от современных людей, не умели так же искусно пользоваться огнем и орудиями труда. Позднее обнаруженные свидетельства позволили установить, что неандертальцы обращались с каменными орудиями едва ли не лучше Homo sapiens, однако владение огнем оставалось отличительной чертой людей современного типа до самого последнего времени.

СЕНСАЦИЯ ИЗ ПЕЩЕРЫ ЛУСАКЕРТ: НЕАНДЕРТАЛЬЦЫ САМОСТОЯТЕЛЬНО ДОБЫВАЛИ ОГОНЬ ЧТОБЫ ПРОВЕРИТЬ правильность этого суждения, ученые провели подробный анализ 141 стоянки древнего человека, где изучали количество и разнообразие очагов костров, а также типы предметов, подвергавшихся обработке в пламени. Кроме того, исследователи подвергли детальному анализу исторические записи раскопок, а зачастую непосредственно общались со специалистами, ведущими поисковые работы. Повторному анализу подвергались обожженные каменные орудия и останки костей животных, обожженный грунт и другие признаки использования огня - наличие двух и более признаков разведения огня считалось учеными указанием на то, что огонь на одном и том же месте разводился регулярно.

При этом все артефакты проходили целый ряд процедур датировки, что и позволило обозначить временной период: 400 тысяч лет назад, на заре появления неандертальцев. Согласно выводам профессора Уила Роброкса  и его соавтора Паолы Виллы, неандертальцам было доступно даже такое сложное мастерство, как изготовление клейкой смолы, с помощью которой они сооружали каменно-деревянные орудия труда. Для этого неандертальцам приходилось проводить обжиг березовой коры без доступа кислорода, для чего она помещалась в яму, поджигалась и герметично закрывалась сверху камнем.

"НОВЫЕ ФАКТЫ,  обнаруженные  во время совместных экспедиций на территории Армении, можно отнести к сенсационным, - сказал Б. Гаспарян. - Они полностью меняют представления о наших предках. Это отмечает  и руководитель американской экспедиции профессор Университета Коннектикута   Даниель Адлер.  Cовместно с американскими коллегами в ближайшие годы  мы продолжим изучение стоянок древнего человека. Уверен, нас ждет еще много открытий".