Последние новости

ЗА ДИРИЖЕРСКИМ ПУЛЬТОМ РУБЕН АГАРОНЯН

Еще не написана история современного армянского исполнительского искусства. И сейчас невозможно точно сказать, сколько наших талантливых музыкантов - скрипачей, виолончелистов, пианистов, исполнителей на духовых инструментах, композиторов, дирижеров - живут и работают за пределами Армении. Утечка талантов за рубеж началась в 90-е годы прошлого века, но она наблюдается и сегодня. Среди тех, кто в 90-е годы оказался в России, профессиональный дирижер Рубен Агаронян.

ОКОНЧИВ Ереванскую консерваторию и аспирантуру по специальности "хоровое дирижирование", Рубен уехал в Санкт-Петербург, где вновь поступил в консерваторию и окончил ее по классу оперно-симфонического дирижирования. Еще на третьем курсе Санкт-Петербургской консерватории в сотрудничестве с главным дирижером Александром Спадковским осуществил премьеру драматического мюзикла В. Успенского "Анна Каренина". Помимо премьеры был занят в текущем репертуаре театра. В годы учебы работал также с капеллой имени Глинки, дирижировал в челябинском театре "Спящей красавицей" и в петрозаводском - "Щелкунчиком".

После окончания Петербургской консерватории Р. Агароняна пригласили в Самарский оперный театр, где в репертуаре у него были спектакли "Бахчисарайский фонтан", "Баядерка", "Чиполлино", "Шелкунчик", "Лебединое озеро", "Жизель", оперы "Бал-маскарад", Пиковая дама". За два года в самарском театре он выпустил 4 премьеры: оперу Чайковского "Чародейка" в сотрудничестве с народным артистом Украины Иваном Гамкало, затем концертное исполнение оперы Моцарта "Свадьба Фигаро", далее "Торжественная месса" Бетховена, исполненная в Самаре впервые, а в мае 2006 года была постановка балета "Битлз навсегда".

В сезоне 2006-2007 гг. Р. Агаронян был приглашен в Саратовскую филармонию в качестве дирижера симфонического оркестра. Параллельно с этим работал в Концертном оркестре духовых инструментов. Это не простой духовой оркестр в широком садово-парковом понимании этого термина. В репертуаре коллектива Траурно-триумфальная симфония Берлиоза, все увертюры Бетховена, опера Моцарта "Волшебная флейта", отрывки из симфоний Шостаковича, "Кармен-сюита" Р. Щедрина, Скифская сюита Прокофьева и т.д. Приглашений у Рубена из разных театров было предостаточно: он дирижировал оперными спектаклями в Харьковском театре в рамках весеннего оперного фестиваля, концертами - в Томской филармонии, симфоническим оркестром Красноярской филармонии.

ДОСТАТОЧНО ПЛОДОТВОРНОЙ БЫЛА работа Агароняна и в Марийском государственном театре оперы и балета им. Эрика Сапаева. Он осуществил массу постановок, среди которых "Щелкунчик" Чайковского, "Цветик-семицветик" Е. Крылатова (первая постановка после ГАБТ СССР в 60-х годах XX в.), "Баядерка" Минкуса, "Спящая красавица" Чайковского, "Травиата" Верди, мюзиклы...

 Дирижер Рубен АгаронянОколо пяти лет Рубен Агаронян работает в Москве в ДМШ им. Йозефа Гайдна. Руководит оркестром духовых инструментов Haydn - Band и симфоническим оркестром ДМШ.

Связавшись с Рубеном Агароняном по интернету, я попросила ответить на некоторые вопросы.

- Рубен, начнем с вопроса, быть может, не очень удобного для вас: почему вы уехали? Не видели перспектив для творчества?

- Уезжая из Армении, о причинах не задумывался. Просто так сложились обстоятельства, и я оказался в России. Что касается профессии, то это было ясно изначально: стану оперным дирижером.

- А кто повлиял на выбор профессии?

- В детстве, конечно, выбор за родителями. В силу того что я родился в семье, где постоянно звучала музыка, предложение родителей поступить в музыкальную десятилетку им. Чайковского особых прений не вызвало. В Ереване я учился у Ивана Арамовича Варданяна. Низкий поклон ему за все то, что я сумел взять у этого прекрасного человека и специалиста. В Петербургской консерватории учился у Александра Алексеева - истинного русского интеллигента, питерца в седьмом колене. Он дал то, что позволяет мне теперь свободно плавать в сегодняшнем непростом мире музыки - я имею в виду профессию в самом высоком смысле слова.

- С чего началась ваша дирижерская практика?

- С церкви Св. Богородицы в Егварде, куда меня взяли регентом. Затем эта практика продолжалась в хоре болгаро-армянских ветеранов войны и труда при управлении культуры ереванской мэрии.

- Оперный дирижер - одна из сложнейших профессий. В чем, на ваш взгляд, его отличие от дирижера симфонического?

- В театре дирижер в ответе за все. На суд зрителей он выносит работу огромного коллектива - не только оркестра, но и хора, солистов, сценографа, режиссера... И, пожалуй, самое главное: дирижер в театре - аккомпаниатор и должен, во всем следуя замыслу автора, создавать идеально комфортные условия для солистов. Это в полной мере касается и балета. Как мы говорим на дирижерском сленге, надо всегда быть на "стреме", чтобы при необходимости прийти на помощь сцене. Этого нет  в филармонии.

- Сейчас на современной оперной сцене идут упорные поиски новых форм синтеза и яркой театральной зрелищности.  Если исходить из общей палитры оперной жизни (особенно на Западе), то в ней можно найти все - от академизма до крайне смелого экспериментаторства. Насколько, вас, дирижера, воспитанного в Санкт-Петербурге в классических традициях, интересуют идеи музыкального плюрализма?

- Никогда не понимал и не буду пытаться понять людей, видящих пушкинскую Лизу проституткой, кто пририсовывает усы Данае, выставляет Радамеса в смешном и диком свете сталинского генерала. Это убожество! Считаю, что режиссер-постановщик обязан сохранить стиль и эпоху, традиции и нравы, освещенные в данном опусе. В противном случае постановочная группа начинает походить на уродливый грузовик, пытающийся втиснуться в ажурные ренессанские ворота. Согласитесь, никому не придет в голову "светлая" идея - сыграть Хроматическую фантазию и фугу Баха на ударных инструментах, привезенных с Полинезийских островов. Тогда какой смысл выпускать на сцену Кармен в кожаных шортах на суперсовременном велосипеде? Может, в угоду Бизе испанское правительство благоустроило горы, проложив комфортные велосипедные дорожки, дабы контрабандистам удобнее было перевозить свой контрафакт? Но это к слову, а если серьезно, то смысл ясен: не ходи в чужой монастырь со своим полуграмотным уставом. Ищи свое творческое "я" в музыке, не уродуя Римского-Корсакова и Чайковского, Моцарта и Штрауса. Для экспериментов есть много современной музыки. Экспериментируйте на здоровье!

- Есть ли у вас идеи, связанные с армянской оперой?

- Пока нет. По крайней мере в области оперы. Но надежду когда-нибудь приехать в Армению с гастролями пока не теряю. Время покажет. Благодарю "ГА" за желание поговорить со мной.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КАРЛ ДЖЕНКИНС: "АДИЕМУС"
      2019-12-11 13:46
      919

      По устоявшейся традиции ежегодно в декабре маэстро Чекиджян отмечает свой день рождения лучшим концертом года. Это не просто факт личной биографии главной персоны Академической  капеллы Армении.

    • ПОИСКИ СОКРОВЕННОЙ КРАСОТЫ
      2019-12-11 12:22
      634

      Я не принадлежу к скептикам, утверждающим, что художников много, а подлинные произведения искусства - редкость. Напротив, у каждого художника отыщется масса произведений, достойно представляющих армянскую школу изобразительного искусства. Но живопись Вальмара (Владимира Маркаряна) - это не просто отличные произведения, это целая Вселенная, в которую ступаешь с чувством неизъяснимым, независимо от того, кто ты - критик или просто зритель.

    • СОЛНЕЧНАЯ ПАЛИТРА
      2019-12-09 13:30
      1804

      Фараону МИРЗОЯНУ – 70 Всю жизнь он ведет спор с удобными, устоявшимися понятиями. Даже самим обликом человека с живыми глазами и жадностью к работе этот семидесятилетний художник (юбилей прошел 1 декабря) утверждает излюбленную мысль о том, что искусство - это умение в любом возрасте сохранять непосредственность восприятия жизни.

    • "СВЕРКАЮЩИЙ БРИЛЛИАНТ В КОРОНЕ ОРКЕСТРА"
      2019-12-04 12:31
      4348

      Так отзывались о выдающемся дирижере Марисе Янсонсе при жизни. Таким он и останется в памяти миллионов слушателей, тех, кто хоть однажды имел счастье видеть маэстро за пультом оркестра. 1 декабря Марис Янсонс скончался.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПОИСКИ СОКРОВЕННОЙ КРАСОТЫ
      2019-12-11 12:22
      634

      Я не принадлежу к скептикам, утверждающим, что художников много, а подлинные произведения искусства - редкость. Напротив, у каждого художника отыщется масса произведений, достойно представляющих армянскую школу изобразительного искусства. Но живопись Вальмара (Владимира Маркаряна) - это не просто отличные произведения, это целая Вселенная, в которую ступаешь с чувством неизъяснимым, независимо от того, кто ты - критик или просто зритель.

    • Скрипач Диана Адамян - лауреат Межгосударственной премии “Дебюты Содружества”
      2019-12-10 15:37
      288

      Заместитель министра образования, науки, культуры и спорта Республики Армения А. Хзмалян с 8 по 10 декабря в городе Брест (Беларусь) принял участие в совместном заседании Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества (МФГС) и Совета по гуманитарному сотрудничеству, а также в церемонии закрытия мероприятия “Брест - культурная столица Содружества 2019”. Араик Хзмалян был представлен Министерством образования, науки, культуры и спорта Армении в качестве члена Совета в июле 2019 года.

    • В СЕРДЦАХ НА ДОЛГИЕ ГОДА…
      2019-12-09 14:34
      1062

      Елена Аркадьевна. Это имя с любовью и уважением произносит не одно поколение благодарных учеников степанакертской школы N3, в том числе автор этих строк, кому посчастливилось учиться у нее, - Учителя и Человека с большой буквы. Сегодня Елена Аркадьевна Мирзоян справляет свое 85-летие. Знакомясь с биографией Елены Аркадьевны, поражаешься, сколько жизненных перипетий, сюрпризов и испытаний было уготовано судьбой для этой хрупкой, но внутренне очень сильной и упорной женщины… Елена Мирзоян родилась в Махачкале, поступила в школу в Хабаровске, а окончила ее в Степанакерте. Такова доля дочери военного.

    • СОЛНЕЧНАЯ ПАЛИТРА
      2019-12-09 13:30
      1804

      Фараону МИРЗОЯНУ – 70 Всю жизнь он ведет спор с удобными, устоявшимися понятиями. Даже самим обликом человека с живыми глазами и жадностью к работе этот семидесятилетний художник (юбилей прошел 1 декабря) утверждает излюбленную мысль о том, что искусство - это умение в любом возрасте сохранять непосредственность восприятия жизни.