Последние новости

ГРАФИНЯ КАЗАРНОВСКАЯ И НАША "ОБОЧИНА"

В многообразной программе  прошедшей в начале месяца XIII ассамблеи "Русского мира"  ее гостям был показан спектакль "Пушкиниана. Любовь и карты"  Ярославского Государственного академического театра им. Ф. Волкова - дивное зрелище с участием оперной дивы.  Он стал не просто подарком для тех, кто любит театр, - он навел на многие мысли, местами невеселые.

ВОЛКОВСКИЙ ТЕАТР - старейший и первый профессиональный театр России, здание которого было построено в 1750 году по указу Екатерины Великой. На описание его имперского фасада, расписных потолков, люстр, лож и балконов можно было потратить страниц пять. И еще столько же - на живописание его грандиозных цехов, гардероба, в котором что ни костюм, то шедевр и прочей театральной кухни. Но ограничусь лишь замечанием, что закрывать эти цеха и  отказываться от услуг художников-исполнителей, бутафоров, шляпников, вышивальщиц и прочих носителей уникальных театральных профессий, чья работа упоминается как бы не в первую очередь, но чья работа потрясающим образом способствует магии театра, никому и в голову не приходит.  Только сейчас не об этом…

Спектакль "Любовь и карты" поставлен на сцене Волковского театра известным кинорежиссером Владимиром Алениковым и обозначен как музыкальная фантазия. В его фабуле неожиданным и удивительным образом переплелись пушкинские "Евгений Онегин" и "Пиковая дама".  В его музыкальной канве неожиданным и причудливым образом переплелись опера Чайковского и Мюнхенская симфония Кшиштофа Пендерецкого.  Сценическое оформление и костюмы для магического действия спектакля разработал  лауреат множества международных премий Теодор Тэжик, соавтор многих культовых фильмов, создатель оригинальной, ассоциативной, метафорической визуализации, такой как фантастический летательный аппарат в кинофильме "Кин-дза-дза!" Известный хореограф и режиссер Егор Дружинин отвечает за сложный пластический рисунок спектакля.  Говоря о постановочной группе, невозможно не упомянуть великолепную световую партитуру, созданную Дмитрием Зименко, и это уже не приглашенная звезда, а художник по свету ярославского театра.

ЧТО ДО ПРИГЛАШЕННЫХ ЗВЕЗД, то номером раз здесь, бесспорно, является оперная дива и медийное лицо Любовь Казарновская, выступившая в роли Графини из "Пиковой дамы", и не только - слишком уж круто заверчен сюжет. Кстати, эта работа стала для Казарновской "драматическим" дебютом. Что касается актеров Волковского театра, даже при такой "доминанте" они вовсе не блекнут. Давно не доводилось одновременно видеть на сцене  столько артистов и особенно актрис, во-первых,  красивых, в-главных, совершенно универсальных, умеющих буквально все, тех самых синтетических артистов, о которых вдруг настоятельно заговорило наше культурное ведомство.  Ведь для того, чтобы играть в спектакле "Любовь и карты", нужно уметь не только изысканно донести до зрителя летучую пушкинскую строфу.  Нужно владеть вокалом, хореографией, акробатикой. Нужно уметь вписаться в этот коктейль из драматического театра, оперы, компьютерной графики и видеоряда, словно из немого кино.  Потому что именно таков спектакль, крещендо которого - Сон Татьяны стал незабываемым впечатлением.

Для чего я все это рассказываю?  Мало ли где идут спектакли большого актуального стиля - что мы Гекубе, что нам Гекуба… Просто дело в том, что "Любовь и карты" не просто  отдельно взятое королевское зрелище. Это - на минуточку - результат той самой культурной политики, которую в последнее время наше культурное руководство вдруг начало поминать всуе.  Ведь, если объективно,  "исторического контекста" хватило бы Волковскому театру на бесконечную монетизацию - эксплуатируй музейность и ни о чем не думай!  Но ведь думают же!  Думают о том, что, как сказал классик, древний не значит старый. И, чтя традиции и дрожа над каждой реликвией, делают все, чтобы театр, созданный почти 300 лет назад, разговаривал со своим зрителем на языке сегодняшнем.  Вы мне возразите: театр федерального значения, возможности России!  А я вам тоже возражу: дело не в количестве выделяемых денег, дело в подходе и векторе развития.

ВСЕ ЭТО Я РАССКАЗЫВАЮ ЕЩЕ И ПОТОМУ, что просмотр спектакля в Ярославле день в день совпал с демонстрацией перформанса  на станции Ереванского метрополитена, наделавшего столько шума и классифицированного как сатанизм. Господа, товарищи, друзья! То, что было показано, до того неинтересно и невыразительно, неэстетно и мелкотравчато, что глаза бы не глядели! За последние и уже многие годы мы видели десятки, если не сотни пластических спектаклей, в том числе и на открытом воздухе, сделанные как нашими ребятами Ариком Асатуряном, Риммой Пипоян, Аидой Симон (список можно продолжить), так и многообразно представленные в программах фестивалей.  И надо отметить: речь идет совсем об ином качестве. 

А если быть совсем точными, подобные поделки иногда появлялись в программе HighFest. Но! В программе не основной, которая отбирается, а в той, что принято называть английским словом fringe - грань, в данном контексте за гранью - обочина. Это когда фестиваль в тебе никак не заинтересован, но, если ты готов  взять на себя все расходы по участию, пожалуйста, играй, ищи себе аудиторию и соратников.  Все крайне демократично! Вот только если бы президенту HighFest кто-нибудь сказал, что за такое господство эксперимента над разумом он должен выложить под 3 миллиона фестивальных денег, Артура Гукасяна, дай бог ему здоровья, хватил бы кондратий.

И ВОТ ТУТ СЛЕДУЕТ ВСПОМНИТЬ относительно недавнюю пресс-конференцию замминистра по вопросам культуры Ара Хзмаляна, посвященную новой культурной политике. В частности, тезис о том, что у государства мало денег и использовать их нужно рачительно и с умом. Ребят, вы это серьезно? В здоровом уме и трезвой памяти? Без шуток считаете, что "обочина" в метро - именно то искусство, на которое следует выделять деньги налогоплательщиков при наших, таких  скромных закромах? И не надо потом оправдываться и публиковать финансовые декларации - все деньги были направлены на достижение цели.  Не надо перед собой таких целей ставить! Целей приучать аудиторию к пятисортному, бездарному, непрофессиональному. 

Если говорить о донесении новых форм до армянского театрального пространства, фестивали эту функцию замечательно выполняют.  Другое дело, что результат прививки в широком масштабе мы увидим не скоро, так уж происходит с любым эволюционным процессом. Не понимаете - научим, не нравится - заставим, и в одночасье, решил НОКС. А ведь это очень спорный вопрос, кто кого заставит… Во всяком случае, если бы свои скромные закрома министерство направляло на развитие  и модернизацию серьезных арт-институций,  в этом было бы гораздо меньше дешевого хайпа и гораздо больше смысла.  Внедрение новых форм не только в сценическое пространство, но и в умы зрителей  требует не только времени, но большого финансового и профессионального ресурса. А все это, как мы уже убедились, не про НОКС.

После пресс-конференции о новой культурной политике у меня уже был повод высказать подозрение, что такими темпами новая культурная власть может проследовать в Матенадаран, к Назени Гарибян. Не прошло и месяца, как зазвучали требования об отставке Араика Арутюняна. Правда, не в связи с культурной политикой, а в связи с образовательной. Но все как-то комплексно. И как-то комплексно печально.   Ведь быть "обочиной" - это печально…          

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ЛИЦО "АНТИСОЮЗНОГО ЗНАЧЕНИЯ"
      2019-11-26 14:13
      2341

      Совсем недавно Союз директоров театров, родившийся из обычного собрания, призванного противостоять активно мешающим работать непродуманным законам и правительственным решениям, стал официальной общественной организацией. 

    • МАЛИНА В ФЕВРАЛЕ
      2019-11-26 13:32
      1783

      Искусство, как известно, непредсказуемо, чем и прекрасно. По крайней мере наше театральное пространство, в котором все больше стремятся перевернуть все с ног на голову, непредсказуемости с каждым днем все больше. Проекты с рекламацией "громкое новое слово" терпят фиаско, спектакли, задумывающиеся как бы "не в первую очередь", становятся успехом... Словом, не скучно!

    • "АРМЯНЕ ПО ПРАВУ ГОРДЯТСЯ СВОИМИ ГЕРОЯМИ!"
      2019-11-11 13:37
      1106

      "Выставка, которую мы сегодня открываем, является конкретным, важным вкладом в противостояние  тем,  кто сегодня стремится переписать историю, исказить правду о войне. Вечная память героям,  низкий поклон ветеранам!" - такими словами закончил свою речь министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров. 

    • "ЗВОНАРИ" ВЕЛИКОЙ КУЛЬТУРЫ
      2019-11-08 11:41
      1311

      … У звонарей Успенского собора Ярославля была, можно сказать, сложная партитура.  Голоса колоколов сливались, по-над Волгой уходили в небо, прекрасные и величественные, становились тем самым колоколом на башне вечевой… Со 2 по 5 ноября в Ярославле прошла XIII Ассамблея "Русского мира" под знаком памяти и славы, под знаком русского языка и великой русской культуры.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ЛИЦО "АНТИСОЮЗНОГО ЗНАЧЕНИЯ"
      2019-11-26 14:13
      2341

      Совсем недавно Союз директоров театров, родившийся из обычного собрания, призванного противостоять активно мешающим работать непродуманным законам и правительственным решениям, стал официальной общественной организацией. 

    • МАЛИНА В ФЕВРАЛЕ
      2019-11-26 13:32
      1783

      Искусство, как известно, непредсказуемо, чем и прекрасно. По крайней мере наше театральное пространство, в котором все больше стремятся перевернуть все с ног на голову, непредсказуемости с каждым днем все больше. Проекты с рекламацией "громкое новое слово" терпят фиаско, спектакли, задумывающиеся как бы "не в первую очередь", становятся успехом... Словом, не скучно!

    • "ЗВОНАРИ" ВЕЛИКОЙ КУЛЬТУРЫ
      2019-11-08 11:41
      1311

      … У звонарей Успенского собора Ярославля была, можно сказать, сложная партитура.  Голоса колоколов сливались, по-над Волгой уходили в небо, прекрасные и величественные, становились тем самым колоколом на башне вечевой… Со 2 по 5 ноября в Ярославле прошла XIII Ассамблея "Русского мира" под знаком памяти и славы, под знаком русского языка и великой русской культуры.

    • "У НАС ЕСТЬ ХОРОШИЙ ПОТЕНЦИАЛ"
      2019-11-06 11:22
      3208

      Заместитель министра по науке, образованию, культуре и спорту Ара ХЗМАЛЯН ответил на вопросы обозревателя "ГА" Наталии ГОМЦЯН.