Последние новости

ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ЛИЦО "АНТИСОЮЗНОГО ЗНАЧЕНИЯ"

Совсем недавно Союз директоров театров, родившийся из обычного собрания, призванного противостоять активно мешающим работать непродуманным законам и правительственным решениям, стал официальной общественной организацией. 

БУКВАЛЬНО ДВА ДНЯ НАЗАД молодые театральные режиссеры собрались  также и для того, чтобы создать свое объединение и сообща решать свои многочисленные проблемы.  И это потенциально еще один творческий союз, а молодость - недостаток, который быстро проходит. Тем временем гораздое на выдумки главное культурное ведомство, кажется, собралось кинуть новый клич - уничтожить творческие союзы до основания, а затем… А что затем?

Идея о том, что творческие союзы - рудиментарный советский отросток, не нова.   Мы уже проходили это в начале 90-х, когда союзам была объявлена война и ларчик открывался просто, - "квартирный вопрос". Собственность, которой обладают союзы и, в частности, роскошные здания в центре города многим не давали и не дают покоя…

Нынче  роль коренного в "атисоюзном" движении взяло на себя одно значительное лицо, а именно замминистра по вопросам культуры Ара Хзмалян. Тут самое место процитировать Гоголя Николая Васильевича: "Нужно знать, что одно значительное лицо недавно сделалось значительным лицом, а до того времени он был незначительным лицом. Впрочем, место его и теперь не почиталось значительным в сравнении с другими, еще значительнейшими. Но всегда найдется такой круг людей, для которых незначительное в глазах прочих есть уже значительное. Впрочем, он старался усилить значительность многими другими средствами…"

Например, замминистра старается усилить значительность  достопримечательными заявлениями. Так, в недавнем интервью газете "Иравунк" он рассуждал следующим образом: "Творческие союзы будут актуальны, если будут состоять, допустим, из 3 человек. Всегда и в любом объединении работают 3-4 человека.   Творческие союзы могут стать хорошим инструментом сотрудничества с исполнительной властью, если создать правильную модель".

С КАКОЙ СТАТИ НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ общественная творческая организация должна становиться инструментом министерства - это отдельный вопрос.  А насчет трех человек - тут значительное лицо явно поскромничало.  Здесь вполне достаточно и одного человека. По крайней мере в Национальном творческом объединении - тоже, на минуточку, творческом союзе, который, закрывать никто, кажется, не собирается, - оно одно и работает. То ли председателем, то ли президентом  - упорно и бессменно уже невесть сколько лет. Во всяком случае работало во времена, когда значительное лицо было адептом совсем иной культурной политики. Потом на несколько лет и объединение, и лицо работать перестали. Пока не всплыли в качестве соорганизаторов  агверанского форума "Ценность и цена", проводимого под грант. Ну это мелочи жизни…

В вышеупомянутом интервью Хзмалян терзался вопросами: "Мне непонятен момент членства. То есть союз сотрудничает с теми, кто платит взносы, и не работает с теми, кто их не платит? Есть десятки талантливых людей, не входящих в союзы.  Как следует поступать с ними?"

Объясняю, как конкретно поступает с ними Союз театральных деятелей Армении.  Он бесплатно предоставляет свою сцену практически каждому желающему делать или показывать на ней спектакль.  Отправляет  ежегодно на лабораторию Чеховского фестиваля молодых режиссеров, невзирая на партийную принадлежность, и так же, невзирая, часто оплачивает  их участие в заграничных летних школах и мастер-классах. Только нынешней осенью СТД провел два региональных театральных фестиваля, в том числе и в Гаваре, куда уже сто лет не ступала театральная нога, на средства спонсоров.  И уже готовится к следующему региональному фестивалю. Кстати, если учитывать, что управление культуры мэрии Еревана запустило программу Дней столицы в разных провинциальных городах, куда возит не только большие спектакли, но, скажем, целый филармонический оркестр, то следует заметить, что НОКС-министерство может спокойно перестать декларировать арт-поддержку регионов. Дальше деклараций дело все равно не идет… 

НО ВЕРНЕМСЯ К СТД И ВООБЩЕ К СОЮЗАМ.  Конечно, можно и нужно говорить о реструктуризации. И разговоры такие внутри союзов идут давно. О том, чтобы стать настоящим профсоюзом, который защищает права артистов. Речь идет о единой системе договоров, оплате труда, прочих, очень многих вещах, непосредственно кореллирующихся с Трудовым кодексом. Только такое переформатирование, во-первых, требует времени, работы с юристами и прочего, а в-главных, о-ч-че-нь не нравится любой власти. Хотя, скорее всего, своей новой культурной политикой власть добьется именно этого - союзы начнут упорнее отстаивать свои права и права своих членов.

Впрочем, за последний период Союзу театральных деятелей не раз пришлось эти права отстаивать. Сначала члены правления подписали письмо в поддержку театра "Амазгаин", когда тот оказался в черном списке оптимизации. Подписали не 3-4 человека, а  целая когорта артистов, чьи имена чего-то да стоят. И директор театра Арман Навасардян вместе с ведущим актером театра Давидом Акопяном, который, кстати, членом СТД не является, зачитывали это письмо журналистам, а значит, общественности.

А потом СТД не просто сказал "не тронь Абдуллу, он мой!"  Потом СТД в контексте происходящего в Оперном театре, да и просто потому, что терпеть беспредел тогда еще Минкульта стало невозможно, подписал письмо с требованием об отставке  и. о. министра культуры Назени Гарибян. И это тоже были совсем не 3-4 человека. И среди подписавших был Рубен Бабаян, также не являющийся членом союза.  И вряд ли кто-нибудь осмелится сказать, что это письмо не повлияло на решение об отставке Назени Гарибян,  а значит, вакансии места значительного лица, к которому некоторые так стремились.

КОНЕЧНО, ИДЕЯ ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ ВОЙНЫ творческим союзам не нова.  Но рискну выдвинуть версию.  Стремление ко всяческим реформам на средства грантодателей - это одна история,  а конкретный страх здесь и сейчас - совсем другая. Если творческий союз - сила, способная отправить в отставку одно значительное лицо, значит, и другое лицо она тоже может отправить туда же. А значит, чем быстрее объявить эту силу "рудиментарным отростком" и отправить на свалку истории, тем спокойнее жить.

Но кто, кого и куда раньше отправит - это вопрос спорный. Во всяком случае в Матенадаране уже сидит одно бывшее значительное лицо. И хотя, судя по разговорам, к нынешнему значительному лицу оно любви не испытывает, но встрече с коллегой и по Матенадарану, и по министерству наверняка обрадуется.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • УЖЕЛЬ ТОТ САМЫЙ ОНЕГИН?
      2019-12-10 12:55
      642

      Ужель та самая Татьяна? Ужель тот самый Евгений? Самые что ни на есть те самые! В афише Ереванского русского драматического театра им. Станиславского появилось новое название – "Онегин", спектакль, в котором "русская классика" и молодежный спектакль залиты в один флакон, спектакль, который стал в какой-то мере переломным для театра и уж точно – для его постановщика Норы ГРИГОРЯН.

    • С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?
      2019-12-09 11:37
      921

      Человек литературы, депутат НС не одного созыва от АРФ "Дашнакцутюн", инициатор принятия не одного закона в сфере культуры, ныне член Верховного органа АРФД Лилит ГАЛСТЯН недавно стала инициатором форума "Государственность и система ценностей",  собравшего многих представителей академических, университетских и творческих кругов. Главной целью форума было объявлено создание платформы, которая объединит интеллектуальное  сопротивление.  Сопротивление крестовому походу власти на базовые национальные ценности. А значит, на армянскую государственность, как считает Лилит Галстян и ее единомышленники.                        

    • МАЛИНА В ФЕВРАЛЕ
      2019-11-26 13:32
      1846

      Искусство, как известно, непредсказуемо, чем и прекрасно. По крайней мере наше театральное пространство, в котором все больше стремятся перевернуть все с ног на голову, непредсказуемости с каждым днем все больше. Проекты с рекламацией "громкое новое слово" терпят фиаско, спектакли, задумывающиеся как бы "не в первую очередь", становятся успехом... Словом, не скучно!

    • ГРАФИНЯ КАЗАРНОВСКАЯ И НАША "ОБОЧИНА"
      2019-11-20 13:23
      2201

      В многообразной программе  прошедшей в начале месяца XIII ассамблеи "Русского мира"  ее гостям был показан спектакль "Пушкиниана. Любовь и карты"  Ярославского Государственного академического театра им. Ф. Волкова - дивное зрелище с участием оперной дивы.  Он стал не просто подарком для тех, кто любит театр, - он навел на многие мысли, местами невеселые.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?
      2019-12-09 11:37
      921

      Человек литературы, депутат НС не одного созыва от АРФ "Дашнакцутюн", инициатор принятия не одного закона в сфере культуры, ныне член Верховного органа АРФД Лилит ГАЛСТЯН недавно стала инициатором форума "Государственность и система ценностей",  собравшего многих представителей академических, университетских и творческих кругов. Главной целью форума было объявлено создание платформы, которая объединит интеллектуальное  сопротивление.  Сопротивление крестовому походу власти на базовые национальные ценности. А значит, на армянскую государственность, как считает Лилит Галстян и ее единомышленники.                        

    • ГРАФИНЯ КАЗАРНОВСКАЯ И НАША "ОБОЧИНА"
      2019-11-20 13:23
      2201

      В многообразной программе  прошедшей в начале месяца XIII ассамблеи "Русского мира"  ее гостям был показан спектакль "Пушкиниана. Любовь и карты"  Ярославского Государственного академического театра им. Ф. Волкова - дивное зрелище с участием оперной дивы.  Он стал не просто подарком для тех, кто любит театр, - он навел на многие мысли, местами невеселые.

    • "У НАС ЕСТЬ ХОРОШИЙ ПОТЕНЦИАЛ"
      2019-11-06 11:22
      3257

      Заместитель министра по науке, образованию, культуре и спорту Ара ХЗМАЛЯН ответил на вопросы обозревателя "ГА" Наталии ГОМЦЯН.

    • КУЛЬТУРА – ПЕРЕФОРМАТИРОВАНИЕ ПРИОРИТЕТОВ
      2019-11-01 11:00
      1594

      Форум деятелей культуры в Агверане, инициированный Министерством НОКС, и последовавшая за ним пресс-конференция замминистра по вопросам современной культуры позволили вполне внятно представить перспективы нарисовавшейся культурной политики. И хотя мы постоянно имеем возможность убеждаться, что ото рта до ложки  - от прекраснодушных заявлений до их реализации  - длинная дорожка, какие-никакие выводы о том, куда собираются направлять культуру, делать можно.