Последние новости

СВОБОДНЫЙ ПОЛЕТ АНАТОЛИЯ ПАПЯНА

Имя Анатолия Папяна в Армении известно всем, кто связан с культурой и знаком с историей армянского изобразительного искусства. Анатолий Казарович был из числа художников, сумевших занять свою нишу в изобразительном искусстве ХХ века и стать одной из ярких фигур истории армянской живописи. 

 Выставка работ Анатолия Папяна в Союзе художников Армении была организована по инициативе дочери мастера Мариам Папян и при поддержке руководства СХАНАТОЛИЙ ПАПЯН посвятил живописи целых 78 лет жизни! Как живописец он прошел школу соцреализма, пришел к национальным истокам и представил в красках философию Нарекаци.

Выставка работ Анатолия Папяна в Союзе художников Армении была организована по инициативе дочери мастера Мариам Папян и при поддержке руководства СХ.

"Выставку мы решили назвать "Дорога". Экспозиция, в которую вошли как известные, так и прежде не выставлявшиеся работы отца из семейного архива, позволяют проследить весь его творческий путь, от студенческих проб до монументальных полотен зрелого творца, удостоившегося звания народного художника Армении, - представила выставку Мариам Папян. – Перед нами целая жизнь художника, который еще мальчиком начал рисовать, прошел профессиональную школу, получил академическую подготовку и сумел найти собственный путь в живописи, создать работы, хранящиеся сегодня в музеях, выставочных залах и галереях разных стран".

Одна из первых работ художника, выставленная в СХ, относится к 1934 г, когда Анатолию было всего 10 лет. Это портрет Климента Ворошилова, нарисованный простым карандашом на листке бумаги и подписанный по-детски с ошибками. Анатолий написал фамилию военного и партийного деятеля как услышал – с двумя буквами "а", которые также по-детски исправил на нужные "о". Но юный Анатолий сумел передать вдумчивый взгляд Ворошилова, серьезность и решительность в чертах его лица, настроение. В мальчике был талант к живописи от Бога, о чем свидетельствует еще одна семейная история.

 СВОБОДНЫЙ ПОЛЕТ АНАТОЛИЯ ПАПЯНА"СВОЙ ПЕРВЫЙ РИСУНОК, привлекший внимание, папа сделал в возрасте 5 лет. Дома шел ремонт, когда он взял и нарисовал на стене лошадь. Бабушка рассказывала, что рассердилась и собиралась наказать его, но вмешался маляр, высоко оценивший рисунок и пообещавший перекрасить стену, если 5-летнего Анатолия не накажут", - вспоминает дочь художника.

Анатолий Папян окончил Ереванский художественно-театральный институт, затем учился в Москве. Его студенческие эскизы – пробы в разных жанрах, от ню до ситуативных зарисовок. Будущему художнику предстояло овладеть техникой графики и живописи, научиться "ловить" нужный свет, передавать изгибы человеческого тела, научиться угадывать его душу, характер, настроение, эмоции. Среди ранних работ – откровенные "признания в верности" соцреализму, в их числе и популярные в советскую эпоху сценки с образами Ленина. Это не случайно: Анатолий Папян родился в 1924 г., начало его становления пришлось на самый "красный" период страны Советов. 

 СВОБОДНЫЙ ПОЛЕТ АНАТОЛИЯ ПАПЯНАОДНАКО ПОСТЕПЕННО художник начинает все более сосредотачиваться на человеке, который займет центральное место в творчестве Анатолия Папяна. Будучи светлой личностью, наделенной позитивной энергией, Папян буквально притягивал к себе окружающих – от простых водителей и мастеровых до коллег и ученых. Разнообразие окружения позволяло Анатолию Казаровичу постичь многообразие характеров, типажей, состояний души и внешних особенностей человека. С каждой картиной он все глубже проникал в человеческую психологию, обнаруживая особенности натуры каждого и отражал это в своих многочисленных портретах. 

"Анна", "Амалия", "Портрет малыша", "Берик", "Мужчина с яблоками", "Мужчина", "Женщина в синем платье", "Мартирос Сарьян", - портреты Папяна разнообразны не только названиями, но и переданными в них образами. Немало в сокровищнице мастера и автопортретов: самопознание также было частью пути, пройденного им на протяжении почти 80 творческих лет. Рисовал Анатолий Казарович и домочадцев: на выставке представлена картина "Мелодия для флейты", где художнику позирует дочь Мариам. Образы людей находят место и в полотнах, изображающих природу - "Сельский эскиз", "Весна священная", "Весенний эскиз", "Осень" и другие, в которых художник представляет гармоничное слияние человека с природой, создавшей его. Идея сотворения постепенно увлекает Анатолия Папяна, однако, прежде чем обратиться к завершающему аккорду своего творчества – триптиху "Человек родился", он задумывает свою самую монументальную во всех смыслах работу – "Реквием по Нарекаци".

"На "Реквием..." ушло целых 14 лет, - рассказывает Мариам Папян. – Загоревшись этой идеей, отец, имея русское образование, решил окунуться в наследие Нарекаци и начал читать его сочинения на грабаре. На постижение текста, проникновение в творчество великого Нарекаци ушло несколько месяцев и лишь потом он начал работать над темой как живописец. Отец был небольшого роста и всегда относился к этому с юмором. Представьте, каких усилий ему стоило создать три полотна "Реквиема" высотой 3,5 и шириной 7 метров. Он работал 14 лет, поскольку был уверен, что еще не до конца постиг Нарекаци и, даже закончив триптих, считал, что на эту работу не хватит и целой жизни".

 СВОБОДНЫЙ ПОЛЕТ АНАТОЛИЯ ПАПЯНА"РЕКВИЕМ ПО НАРЕКАЦИ" не вошел в нынешнюю экспозицию: работа требует одного-единственного транспорта из мастерской художника туда, где она останется надолго. К сожалению, на этот счет пока нет ни идей, ни предложений, хотя "Реквием..." достоин того, чтобы стать достоянием широкой общественности. На выставке в СХ был представлен другой монументальный триптих - "Человек родился", написанный Анатолием Папяном в 2005 г. - за два года до смерти. Центральное полотно заставляет зрителя отправиться назад, к отправной точке – рождению, началу жизни. Слева вторая картина триптиха – "Молодость", полная энергии и пробуждения, зовущая к великим свершениям и переменам. Не случайно в руках у персонажа, олицетворяющего молодость, петух, обладающий многоплановой символикой в живописи. Правое полотно посвящено закату жизни, как бы подведения итога и молчаливого смирения перед неизбежным. Но что интересно, на заднем плане картины изображена церковь как символ веры и вечной жизни. И вновь взгляд возвращается к центральному полотну, где за началом жизни следит старик. Художник словно совершает путешествие по спирали, пытаясь понять, откуда он пришел, что сделал в этой жизни и куда отправится после.

Выставка "Дорога" вобрала эскизы, графические и живописные работы Анатолия Папяна. Часть картин представлена без рамок. Именно такими - без ограничений, творчески свободными и предстали эти незнакомые полотна перед публикой, пришедшей в Союзе художников на встречу с Анатолием Папяном – без него, но с ним.

ФОТО – Айка Папикяна

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ВРАЧУЮЩИЙ ПОЭТ НАРЕК КАРАПЕТЯН
      2020-03-31 11:08
      379

      История мировой литературы знает немало имен писателей, чьей изначальной профессией была медицина: Франсуа Рабле, Фридрих Шиллер, Артур Конан Дойл, Сомерсет Моэм, Антон Чехов, Михаил Булгаков, Василий Аксенов, Рубен Севак, Зорий Балаян и многие другие. На днях мне довелось побеседовать с соотечественником из Москвы, кто,  излечивая людские тела, однажды задумался и о врачевании душ. Знакомьтесь: Нарек Григорьевич Карапетян, книга-брошюра стихов «Эскизы ностальгии» которого вышла недавно в издательстве «Гитутюн» НАН РА.

    • ДЖУТ, МАНДЖУТ И ДРУГИЕ "ДЕТИ" МАНУКА АРУТЮНЯНА
      2020-03-28 16:00
      1198

      Небольшая мастерская музыканта, реставратора, создателя и коллекционера старинных инструментов Манука Арутюняна расположена в укромном уголке за ереванским Вернисажем.

    • РИСУЙ, СЛУШАЯ ХАЧАТУРЯНА
      2020-03-27 09:30
      1919

      "Образовывайся, отдыхай и выигрывай!" - эти три слова представляют суть мероприятия, организованного на днях в режиме онлайн Домом-музеем Арама Хачатуряна и нацеленного на привлечение к участию всех желающих без возрастных ограничений. Предложенный широкой публике проект назван "Звуки и краски" и заключается в следующем: дом-музей включает музыку, под звуки которой слушателю предлагается изобразить на бумаге, холсте, картоне, а также любом подручном "полотне" (бруске дерева, керамической таре и т.д.) свое восприятие музыки.

    • КУКОЛЬНИКИ В ОНЛАЙН-РЕЖИМЕ
      2020-03-26 09:30
      1914

      21 марта мировая общественность отметила Международный день кукольника - персональный праздник деятелей кукольных театров. Не остались в стороне и армянские кукольники, устроившие феерическое представление в режиме онлайн и познакомившие публику Фейсбука со своими неповторимыми работами.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • РИСУЙ, СЛУШАЯ ХАЧАТУРЯНА
      2020-03-27 09:30
      1919

      "Образовывайся, отдыхай и выигрывай!" - эти три слова представляют суть мероприятия, организованного на днях в режиме онлайн Домом-музеем Арама Хачатуряна и нацеленного на привлечение к участию всех желающих без возрастных ограничений. Предложенный широкой публике проект назван "Звуки и краски" и заключается в следующем: дом-музей включает музыку, под звуки которой слушателю предлагается изобразить на бумаге, холсте, картоне, а также любом подручном "полотне" (бруске дерева, керамической таре и т.д.) свое восприятие музыки.

    • ДАЛИ И ПИКАССО ВСТРЕТИЛИСЬ В ЕРЕВАНЕ
      2020-03-09 12:48
      3328

      Два знаменитых художника, ставшие символами изобразительного искусства XX века, всю жизнь демонстрировали напускную неприязнь, но тем не менее высоко ценили творчество друг друга.

    • ВЕСНА НА ЧЕТЫРЕХ ЭТАЖАХ СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ
      2020-03-07 16:00
      3336

      Союз художников Армении по-своему отметил приход весны: открывшаяся здесь выставка "Весенний салон" вобрала работы живописцев, графиков, скульпторов и других мастеров изобразительного искусства, входящих в состав СХ. Экспозиция заняла все здание союза, вылившись в своеобразный пролог в фойе, дав развитие в зале на первом этаже, кульминацию - на втором и эпилог - на третьем.

    • В Ереване восстановили рукопись 981 года
      2020-03-07 13:09
      691

      В Ереване восстановили редкую армянскую рукопись. Она датируется 981 годом и была написана священником Давидом и его сыном. Посетители музейного комплекса "Матенадаран" теперь могут увидеть уникальную реликвию. Подробности – в репортаже "МИР 24".