Последние новости

МЫ ЕЩЕ О-ГО-ГО!

Здесь нет интригующего сюжета, стремительного движения от события к событию и героев с большой буквы. И все же это королевское зрелище, как и бывает всегда, когда на сцене актеры-короли! Блюдо для гурманов и тренд новой театральной политики в одном флаконе! На сцене Государственного театра кукол им. Ов. Туманяна прозвучит "Соло для часов с боем" по пьесе О. Заградника в постановке Самсона Мовсисяна, и это соло, кажется, прокатится по многим театральным площадкам страны.

ИДЕЯ СДЕЛАТЬ СПЕКТАКЛЬ, в котором соберутся мастера старшего поколения - по первичному замыслу сегодня не слишком занятые в репертуарах своих театров - принадлежала замминистра по вопросам культуры Ара Хзмаляну. Дальше к проекту подключился директор Кукольного Рубен Бабаян, предложивший воспользоваться "прецедентным правом". А прецедент, и прецедент великий, всплывает в памяти профессионала без напряжения. В начале 70-х годов прошлого века Олег Ефремов затеял спектакль, чтобы из репертуара не выпадали ветераны, второе поколение актеров МХАТа - следующее после Качалова и Москвина и введенное в искусство Станиславским и Немировичем-Данченко. Выбор пал на пьесу "Соло для часов с боем" тогда чехословацкого, а по нынешним временам словацкого драматурга Освальда Заградника. Ее и сыграли великие МХАТовские старики, вписав спектакль, а вслед за ним и пьесу в историю театра золотыми буквами. Теперь по той же побудительной причине и, кажется, с тем же успехом "Соло для часов с боем" зазвучит на армянской сцене.

"Мы воспринимаем этот спектакль как дань уважения, жест преклонения перед нашими артистами, которые отдали жизнь актерской профессии и заслуги которых перед театральным искусством невозможно преувеличить. Это такой подарок им к Международному дню театра. А еще это возможность, чтобы с ними поработали, скажем так, более молодые актеры. Я очень рад за этот формат. Мне не раз доводилось говорить, что "стабильность" - неизменность состава труппы, зависимость от одного режиссера, одного автора губительны в актерской профессии. И этот формат доказывает, что пришло время менять нашу театральную логику", - говорил Ара Хзмалян на пресс-конференции, презентовавшей проект.

РЕЖИССЕР СПЕКТАКЛЯ САМСОН МОВСИСЯН выбрал для своей постановки два состава актерского генералитета: Айкуи Худавердян, Эвелина Шахирян, Давид Акопян, Арташес Шахвердян, Ваник Мкртчян, Гриша Габриелян, Георгий Овакимян и Самвел Багинян. Артисты-мастера из шести столичных театров собрались, чтобы вместе с новым поколением актеров Театра кукол рассказать зрителя историю отношений поколений - молодого и старого. Хотя, если судить по спектаклю, молодого и очень молодого. Потому что такой концентрации драйва, энергии и искрящегося юмора, такого фонтана актерских изобретений и озорства, актерского гурманства и смакования ролей, собранных на небольшой территории сценического пространства, нам, кажется, видеть не приходилось.

"Это наша армянская проблема - людей нужно ценить при жизни, преклоняться перед этими восхитительными актерами, пока они все еще полны сил. Думаю, этот спектакль прекрасно справился с этой задачей. Блестящие актеры из шести театров собрались, чтобы поработать вместе. Фантастический ансамбль и очень современная концепция - сегодня, когда рушатся всякие границы, по крайней мере в искусстве, пришло время уничтожить укоренившиеся в нас "сектантские" театральные традиции. Пусть наши актеры работают свободно, свободно передвигаются из театра в театр, дышат вместе. Это такое удовольствие - видеть этих артистов во взаимодействии на одной сцене, что мне кажется - у таких проектов есть будущее. Более того, это потрясающая школа для молодых", - говорит Рубен Бабаян.

Начнется ли актерская миграция, пока не известно, но "Соло для часов с боем" точно будет передвигаться из театра в театр. После Театра кукол оно перейдет на малую сцену Сундукяновского театра, затем в "Амазгаин", в очередь стал ТЮЗ, а Ара Хзмалян заявил, что министерство окажет финансовую поддержку, чтобы спектакль показался по регионам страны.

… ТРИ СТАРИКА И ПРЕКРАСНАЯ ПАНИ КОНТИ в течение многих лет встречаются каждую пятницу за дружеским столом у Франтишека Абеля. Все они, кроме Абеля, живут в богадельне, никому не нужные и всеми забытые. В этот свой единственный день в неделе они смеются, шутят, вспоминают какой-то милый вздор, а время неумолимо идет, тикает на стоящих в углу больших часах как символ трагедии утекающей сквозь пальцы жизни. Хотя трагедия этих стариков явно не в возрасте, а в жизни. В жизни, прожитой без любви и заставляющей подумать о человеке, как о месте - Богом забытый уголок. И когда наконец откроется таинственный чемодан пани Конти, с которым она приходит на каждую пятничную встречу, в нем окажутся фата, свадебное платье - простое человеческое желание счастья, любви, своего дома. Эту заложенную в пьесе рыдающую ноту артисты, как уже говорилось, расцветили невероятным фейерверком, и это заставляет услышать ее как бы не в первую очередь, зато пронзительно остро.

"Поверьте, ни один пожилой человек не чувствует себя таковым, наоборот, всегда говорит себе: я еще о-го-го! Лично я и сегодня способен хотя бы полчаса погонять в футбол. По крайней мере все время себя в этом убеждаю. И вот об этом спектакль - не о стариках, а вот об этом хулиганстве, что живо в каждом из нас. Спасибо Самсону Мовсисяну, что он это почувствовал и поверил - мы еще о-го-го!" - говорил один из исполнителей роли пана Абеля, Арташес Шахвердян.

ОНИ НЕ "ЕЩЕ О-ГО-ГО!", ОНИ "О-ГО-ГО!" - БЕЗО ВСЯКИХ "ЕЩЕ"! И невозможно забыть прекрасную, душу переворачивающую, вызывающую желание вскочить и кричать "браво" ударную сцену спектакля. Волнующая встреча четырех стариков в честь дня рождения пани Конти. Экспромт, рассчитанный до секунд. Сложнейший и остроумнейший ансамбль, воспринимающийся как импровизация и убеждающий его участников и зрителя, что все впереди, что жизнь еще не прошла. Кажется, все позади, лучшие годы утекли безвозвратно! Но неистовый танец, сомкнувший в один тесный круг блистательных артистов, твердил другое, пел песню о другом. Не о завтра и не о вчера, а о сегодняшнем вечере, который был подарен их героям безучастной судьбой и которым они сумели распорядиться так талантливо, так вдохновенно.

Каждый из занятых в этом спектакле артистов - живое опровержение фразы про "незаменимых нет". Они и незаменимы, и неповторимы, и их новая работа еще раз это подтвердит.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПРАВИТЕЛЬСТВО ИЛИ АВТОБУС – ПОЧУВСТВУЙ РАЗНИЦУ!
      2020-06-02 10:16
      975

      Если с вами навязчиво и упорно шутят, а вам не смешно – это, скорее всего, вам просто врут. А если правила шутейного разговора все время меняются, и в результате вы напуганы и уже хотите сдать тест не на коронавирус, а на когнитивный диссонанс – не слишком беспокойтесь. Скорее всего, когнитивный диссонанс не у вас... а у кого-то другого. Так и живем.

    • ГЛАВНАЯ ОПАСНОСТЬ – ИСКУССТВЕННОЕ ИСКУССТВО
      2020-06-02 09:36
      796

      Вместе со всеми учреждениями культуры Государственный театр музыкальной комедии им. А. Пароняна ищет модули реанимации творческой жизни. И, кажется, как и все, не сильно в этом преуспел. Но по мнению директора театра Каро ШАХБАЗЯНА, нынешняя ситуация в арт-пространстве чревата не только творческими и финансовыми проблемами.

    • «НАДО ЧТО-ТО ПРИДУМАТЬ, ИНАЧЕ МЫ ПОТОНЕМ!»
      2020-05-27 10:35
      2154

      Камерный театр – это театр, который любят. Камерный театр – это театр, который играл очень много и исключительно при аншлагах.  Любовь, наверное, осталась. Работа и аншлаги кончились. Директор ереванского Государственного Камерного театра Лусине ЕРНДЖАКЯН уверена, что выжить в создавшемся кризисе маленьким театрам гораздо сложнее, чем большим.

    • ГЛАВНЕЙ ВСЕГО ПОГОДА В ДОМЕ!
      2020-05-26 09:57
      3410

      С заместителем министра по вопросам культуры  Ара ХЗМАЛЯНОМ мы встретились на одном узкоформатном – в рамках карантинного этикета – театральном совещании. О полноценном интервью речь не шла – замминистра был сильно ограничен во времени, да и присутствие театральных деятелей с их апартами сыграло свою роль. В итоге получился комментарий – с текстом, контекстом и подтекстом.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • О 8% ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО
      2020-05-20 16:20
      3907

      Сегмент нового джентльменского набора карантинных послаблений, касающихся культуры, формулируется просто. Собираться не больше пяти человек и желательно – на свежем воздухе, соблюдать дистанцию. Вот, пожалуй и все. А то, что в закрытые рестораны и кафе ходить можно, а в культурные учреждения нельзя – так это традиционно и символично.

    • САМИ «ДОЕДЕМ» - БЫЛ БЫ ТРАНСПОРТ
      2020-05-11 10:53
      1923

      Согласно договоренности, приобретенной на прошедшей недавно встрече директоров концертно-театральных учреждений культуры с заместителем министра НОКС Ара Хзмаляном, сегодня эти самые учреждения должны представить министерству свои сочинения на тему «Как нам возобновить работу». Независимо от того, какие будут приняты решения - а предложения артистов еще предстоит рассмотреть и одобрить комендатуре, – сам факт возвращения хоть к какому-то формату работы уже повод для оптимизма.

    • ДОСТОЕВСКИЙ ОНЛАЙН
      2020-05-08 09:53
      3454

      Конечно, хотелось бы, чтобы таких исторических событий с нами не случалось, но выбирать не приходится. Итак, 5 апреля состоялась первая ереванская театральная онлайн премьера – спектакль "Бедные люди" по роману Ф. М. Достоевского в постановке Манвела Хачатряна. Первопроходцем в новом для нас деле стал Государственный Русский Драматический театр им. Станиславского.

    • “ВИРТУАЛЬНЫЙ” - ПРЕМЬЕРА В СЕТИ
      2020-04-23 12:28
      2953

      “Виртуальный” – так называется спектакль, который в ближайшее время выйдет… на компьютерные экраны в рамках виртуального же на сей раз  фестиваля ARMMONO, ставшего его продюсером. Автор пьесы и мотор проекта, молодой драматург Сара НАЛБАНДЯН упорно осваивает на армянской сценической территории формат документального театра. Поставленные по ее пьесам спектакли “Моя семья в моем чемодане” и “Генезис победы” пользуются не только огромным зрительским успехом, но заслужили высокую оценку отечественных и зарубежных профессионалов.