Последние новости

«МЫ ДОЛЖНЫ ПОБЕДИТЬ КАК ИДЕЯ!»

Художественный руководитель ереванского Государственного театра пантомимы  Жирайр ДАДАСЯН – заслуженный деятель искусств РА и выходец из Карабаха. День сегодняшний глазами арцахца и деятеля культуры.

- На фронте погиб ваш актер Ованнес Аджинян. Правда, что смерть выбирает лучших?

- В данном случае точно. Он был уникальный парень. Ушел добровольцем. Сначала с директором «Амазгаин» Арманом Навасардяном они были в Тавуше, потом он стал проситься на передовую.  Его пытались отговорить, но не смогли – поехал в Мадагис.  И ведь никто бы никогда не сказал – вот  Овик патриот-патриот.  У меня есть одно объяснение, это такой феномен    неподдельная порядочность высочайшей пробы.  Он жил именно так  – без «делать то-то, чтобы достичь того-то». Без пафоса – просто эпизод спектакля, просто эпизод жизни.  Не помню случая, чтобы он с кем-то ругался, а уж тем более, на кого-то жаловался или делал гадости. Какая-то бесконечная  доброжелательность как жизненное кредо. Мужику скоро 40, трое детей, актерская зарплата – конечно, у него была куча проблем. Но когда мы ездили на гастроли, в компании у нас просто мышцы живота сводило от смеха – он из всего умел сделать спектакль, веселый спектакль. Я даже не знаю, где он учился - не в нашей студии, но я попросил его прийти в театр, просто соблазнил – ведь он был прирожденным мимом, а это редкий дар, особое мышление.  Я уверен, он и на фронте оставался таким.  Арман говорит, ребята на передовой называли его «Весёл»… Знаешь, из этого подразделения погиб только он – снайперская пуля.  Больно до слез!

- А когда раскурочили, дважды бомбили «военный объект» под названием   Дом культуры  Шуши, тебе не было больно до слез?

 - У меня столько воспоминаний, связанных с этим зданием! Это ведь был старый кинотеатр. А в 2006 году был создан фонд «Возрождение Шуши», и меня пригласили туда экспертом.  Мы реализовали  множество программ и реставрировали   здание – сначала в качестве кинотеатра. Помню, как заказывали в Эмиратах занавес, как его   шили в Ереване,  как устанавливали  проектор и систему «долби». Причем, сделали так, чтобы там можно было играть и спектакли, и первым показом стал наш спектакль  по Бодлеру. Потом мы проводили в этом здании кинофестиваль «Золотой абрикос». Потом, в 2008-ом, я организовал на Общественном канале телемарафон. Собрали приличную суму, на которую реализовали множество проектов, в том числе вопросы водоснабжения Шуши и ремонта Мариинской гимназии, в которое переселилось  Министерство культуры Арцаха. А потом было принято решение о Доме культуры - строительство, расширение, привезли прекрасное оборудование…  Это варварство, это вандализм – и это нормально, я это понимаю. Точно также, как понимаю, что можно дважды «случайно» засадить высокоточным вооружением бомбу в купол храма Христа Всеспасителя.  Точно также, как понимаю, что можно превратить в мечеть исток, колыбель христианства, его главный храм - храм Святой Софии. Тут ведь очень простое и короткое объяснение – это турки! Недаром же Гюго, характеризуя разор, разрушение и вандализм сказал: «Здесь прошли турки». Для меня это собирательный образ террориста, моджахеда, радикала-исламиста – чего угодно из этого ряда.

- Но твое детство прошло в Карабахе. А люди, у которых есть иллюзия, что в обозримом будущем армян и азербайджанцев можно помирить, любят рассказывать о том, как прекрасно прежде они жили добрыми соседями…

- Стоп! Давай я расскажу тебе историю-анекдот из моего далекого глубоко советского детства. Это история про Сократа – не древнегреческого философа, а карабахского крестьянина.  В его руках все цвело и давало урожай, и «в награду» его решили принять в партию - надо только сдать простой экзамен. И на первый же вопрос «Кто наши классовые враги?» крестьянин Сократ ответил – «Турки Гадрута!». Не жили они в любви и согласии! Да, общались, корректно контактировали, но напряжение было всегда. Мой отец любил пословицу, у которой, кстати, два варианта.  – для мирного и немироного времени. «Что держит карабахца – вода, тутовка и приклад лопаты».  А вторая версия – приклад оружия.  Когда я ставил оперу «Арцваберд» в Шуши, я вспомнил это и придумал такой реквизит для миманса – с одной стороны лопата крестьянина, а с другой – стрела воина.  Чего греха таить, даже в советское время у всех в домах было оружие, потому что не было уверенности в добрососедстве.  При этом, что меня удивляет, карабахцы всегда были гораздо большими «государственниками», чем мы здесь. И все эти 26 лет они проявляли редкое уважение к государственными институтам. Вот все  знают, каким чистым, просто по-европейски вылизанным был Степанакерт, а ведь и это - один из признаков понимания, чувствования государственности. Что столица должна быть именно такой. 

- Мы мечтаем о мире, мы его требуем, и одновременно готовы идти до конца. А что значит «до конца» для арцахца, у тебя ведь, наверняка есть информация из первых рук…

- На передовой все мои двоюродные братья – один военный прокурор, остальные – командиры. Я на сто процентов уверен, что они будут стоять именно до конца, до последнего вздоха. Но они очень хорошо понимают, что нужно сделать все возможное, чтобы остановить эту бойню.  Не ради себя – для того, чтобы спасти жизни молодых ребят. Ребята ведь делают фантастические вещи – героическое у всех и настроение, и поступки, это даже в голове страшно уместить! Но старшее поколение-то понимает, что нельзя постоянно подвергать этих мальчиков риску.  То, что зависит от них, они все делают блистательно – вооруженные силы, командование. Но нужен и политический процесс, который должен идти в ногу с героизмом военных. А у меня такое впечатление, что вот он-то и буксует, не до конца разворачивается.  Даже шире -  везде нужно адекватное управление, чтобы каждый из нас точно знал, чем он должен заниматься на своем месте.  Вот мы, как и большинство театров, решили для себя, что  должны делать, и ездим по точкам, где есть эвакуированные дети  из Арцаха, пережившие сильный стресс. Пытаемся как-то их развлечь, вовлечь в игру. И это сугубо наша инициатива. Думается, все же, даже эти процессы должны быть централизованы, должны быть четкие задачи перед каждым и в каждой сфере.

Но возвращаясь к «до конца», вот брат говорит – на крайний случай уйдем в леса, будем партизанить. Я не сомневаюсь в его словах, он участник трех войн, вся грудь в медалях. И на днях Араик Арутюнян наградил еще одной – горсткой людей, имея один танк, они прорвали линию противника и вывели из окружения несколько десятков солдат.  Но проблема – эта прекрасная молодежь, которая погибает десятками. И надо найти какое-то решение – такое, которое станет неожиданным и переломным. Решение не военное. Тем более, что в нынешних реалиях Победа в ее хрестоматийном понимании, это взятие уже не Баку, а Анкары. А смотреть надо реалистически – это вопрос выживания нации. И новых соседей нам никто не подселит.  И война не может стать решением.  И очередная «заморозка» тоже. Нужно именно неожиданное предложение, нетривиальное решение. И мне кажется, если напрячь наши общие дипломатически-экспертные мозги, выход найдется. А еще надо иметь много друзей в мире и работать с ними – в России, Иране, Европе…

- Так ведь работают, но призывы и усиливающуюся глубину озабоченности на хлеб не намажешь.

- Нет-нет, я имею в виду практические шаги. В конце концов, все политические процессы в мире формируются посредством людей.  И это очень важное умение - находить с этими людьми общий язык, чтобы отношения давали реальные плоды  на реальной почве. Это «равноудаленное» отношение может измениться, когда нам удастся втолковать «акторам» во всем мире, что мы все равно будем жить здесь! И даже если Турция попытается завоевать весь Карабах, эта война не закончится – мы никогда с этим не смиримся.  На самом деле на поле боя мы уже победили, если вот уже 40 дней  вторая армия НАТО со всеми своими террористами не может прорвать нашу оборону.  Этот вопрос не решить войной, она только будет забирать все новые жизни. Арцах никогда не будет в составе Азербайджана – это, мне кажется, очевидно уже не только нам. Но «Мы победим!» я понимаю как победу мысли, позиции, политического решения.  Мы должны победить как идея!

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КОНСЕРВАТОРИЯ - НА СВОЕМ МЕСТЕ, ПРОКУРАТУРУ - В ПРИГОРОД
      2024-03-21 09:44

      Правительство поставило на рестарт, казалось, уснувшую навсегда тему оптимизации вузов вообще и арт-вузов, в частности. Культурная и, особенно, музыкальная общественность возмущена - Консерватория им. Комитаса протестует и собирает подписи под петицией... Режиссер, заслуженный деятель искусств РА и председатель Совета директоров театральных и музыкальных очагов культуры Рубен БАБАЯН уверен, что если бы власть научилась диалогу с профессионалами, шуму было бы меньше, а пользы - больше.

    • Сати СПИВАКОВА: "АРМЕНИЯ - МОЯ РОДИНА, КОТОРУЮ Я БУДУ ЛЮБИТЬ ДО ПОСЛЕДНЕГО ВЗДОХА"
      2024-03-15 10:10

      "За последние годы работа обрушилась на меня лавиной и впервые, приезжая в Ереван, я, с одной стороны, чувствую себя как дома, а с другой – будто я приехала в очень дорогое мне место, но как гость. Сейчас есть деловые предпосылки к тому, чтобы бывать в Армении чаще...", - говорила летом 2022-го Сати СПИВАКОВА, приехавшая в родной Ереван презентовать армянский релиз своей книги "Нескучная классика. Еще не все".

    • СТРАСТИ ПО КОНСЕРВАТОРИИ, или СДОХНЕМ ЛИБО МЫ, ЛИБО ИШАК
      2024-03-15 09:55

      "Мы, музыканты, которые учатся в музыкальных школах и в Консерватории, считаем предложение о переносе или объединении нашего учебного заведения абсурдным и неприемлемым. Эта Консерватория является символом культурного наследия Армении, уже более 100 лет существует и уже 50 лет как располагается в том же здании, что само по себе делает это здание нашим культурным наследием... Планируемое объединение ВУЗов может привести к потере этого символа", - такими словами начинается петиция, сбор подписей под которой организовала не просто музыкальная общественность, а, на минуточку, музыкальная молодежь. "Помогите нам сохранить Ереванскую Государственную Консерваторию имени Комитаса в Ереване!", - призывают они.

    • ПРЕМИЯ "МОНОКЛЯ" - АРМЯНСКОЙ "ВАРЕЧКЕ"
      2024-03-12 09:12

      "После продолжительных оваций полного зала, диплом участника фестиваля был вручен режиссеру и актрисе спектакля "Балерина Варечка", - сообщил сайт XIV Международного фестиваля моноспектаклей «Монокль» в Санкт-Петербурге в первый день весны, после того, как гости из Армении отыграли свой спектакль. Но дипломом участника дело не закончилось. 1-ая Премия "Монокля" вручена Лиле МУКУЧЯН за спектакль «Балерина Варечка» - режиссер Елена Варданян, продюсинг Международного фестиваля ARMMONO, Ереван, Армения.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • САТИ СПИВАКОВА В РОЛИ МАРИИ КАЛЛАС - ЛУЧШИЙ ПОДАРОК В ЖЕНСКИЙ ПРАЗДНИК
      2024-03-08 11:05

      "Можно ничего не знать о Марии Каллас до спектакля, но остаться равнодушным после не удастся"... Цитата из рецензии.  Еще бы! Актриса, телеведущая, супруга великого маэстро, икона стиля и просто звезда Сати СПИВАКОВА в роли La Divina - величайшей оперной дивы, божественной Марии Каллас в спектакле "КАНАРЕЙКА" культового московского Театра Наций!

    • "СЕЛЕНИЕ ЭСТЕБАНА" – КАК РОЖДАЕТСЯ В ЛЮДЯХ ПЕСНЯ
      2024-02-28 11:08

      "...И показывая на мыс, горой из роз поднявшийся на горизонте Карибского моря, скажут на четырнадцати языках, смотрите, вон там, где ветер теперь так кроток, что укладывается спать под кроватями, где солнце светит так ярко, что подсолнечники не знают, в какую сторону повернуться, там, да, там находится селение Эстебана...", - так говорил Габриель Гарсиа Маркес.  "Селение Эстебана" - не как символ недостижимого элизиума, а как символ готовности людей воплотить свою мечту. Но прежде чем воплотить, мечту надо узнать, услышать и обрести. И если она толкает к внутреннему преображению, совершенно не важно, из чего мечта родилась - из миража, из ничего или даже из выброшенного на берег морской волной утопленника.  Об этом спектакль "Эстебан", поставленный по рассказу Г.Г. Маркеса "Самый красивый утопленник в мире" Надеждой ИСРАЕЛЯН на сцене Государственного театра кукол им. Ов. Туманяна.

    • "БУЙВОЛИЦА" - О ТРИУМФАХ СОСТОЯВШИХСЯ И БУДУЩИХ
      2024-02-05 10:26

      "Очень важно, что спектакль такого уровня, такого класса - ситез гениального слова Гранта Матевосяна, игры великолепной, талантливейшей актрисы Нарине Григорян, звукового ряда, созданного Айком Исраеляном, невероятно "настоящей" сценографии Виктории Риедо-Ованнисян - на протяжении уже нескольких лет восхищает зрителей, которые смотрят его и в Армении, и за ее пределами", - говорит продюсер спектакля "Буйволица" и директор Международного театрального фестиваля ARMMONO Марианна Мхитарян.

    • ИСТОРИЯ "ПАВШЕЙ КРЕПОСТИ" – ПОЭМА БЕЗ ГЕРОЕВ
      2023-12-22 10:22

      "... Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших"...  Но все ли простишь?  Или - кровь за кровь, месть за месть, и круг замыкается?..