РАЗВЕ ОНИ ЖГЛИ, ГРАБИЛИ, ПРИМЕНЯЛИ НАСИЛИЕ? ВСЕ РАВНО ПОЙДУТ ПО СТАТЬЕ!

В конце прошлой недели было возбуждено уже второе уголовное дело по факту применения силы в отношении полицейских в ходе известной акции протеста 14 марта против демонтажа кафе вокруг Оперного театра.

ОБА ДЕЛА расследуются по статье 316 УК РА (применение насилия против представителя власти). Первое было возбуждено 15 марта в прокуратуре столичного отдела Кентрон, а второе - в Полиции РА. Что же касается полицейского, который во время той же акции ударил гражданина, то его полномочия приостановлены до завершения служебного расследования, начатого в связи с этим заснятым на видео инцидентом.

Статья 316 УК РА относится к достаточно жестким статьям Уголовного кодекса. По первой части, по которой и возбуждены данные уголовные дела, предусмотрено наказание от штрафа в размере от трехсоткратного до пятисоткратного размера минимальной заработной платы до лишения свободы на срок не свыше 5 лет. А в соответствии с третьей, к счастью, пока не примененной частью статьи, наказание до 10 лет лишения свободы.

Помнится, в свое время применение статьи 316 УК РА вызывало большое возмущение среди тех, кто сегодня у власти. После прихода "бархатных" статья применяется впервые. До сих пор ситуация в течение последнего года выглядела с точностью до наоборот - в отношении тех, кто принимал участие в движении, поддерживая новую власть, во что бы ни выливались их действия, уголовное преследование не применялось. А вот полицейских, если они просто по неосторожности прикасались к особо рьяным участникам акций прошлогодней весны (усаживали их в машины или же пытались удостовериться, действительно ли перед ними представители прессы), ждало уголовное преследование. Помнится, следователь по делу, возбужденному в отношении начальника одного из отделов полиции, не признавшего в суматохе журналиста и усадившего его в машину с остальными разбушевавшимися митингующими, в беседе доверительно признался, что раньше в подобной ситуации уголовное дело было бы возбуждено в отношении демонстрантов, которые вели себя весьма агрессивно, а теперь вот "отдуваются полицейские", просто выполнявшие свои обязанности.

ПРОШЛО несколько месяцев - и все вернулось на круги своя. Судя по кадрам видеозаписей, полицейские не сильно церемонились с участниками акций против демонтажа кафе, а вот последних решили наказать по полной программе: ведь они вздумали митинговать против решения "бархатного" мэра! Какое тут может быть снисхождение?!

Начнем с того, что разгон данных акций в соответствии со статьей 11 Европейской конвенции по правам человека - вмешательство в права человека и гражданина. Любой член общества вправе свободно выражать свои взгляды. В соответствии со статьей каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов.

Вторая часть статьи закрепляет, что осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Статья 39 Конституции РА также закрепляет, что человек волен осуществлять действия, которые не нарушают права иных лиц, не противоречат Конституции и закону. А статья 44 прямо гарантирует право на собрания.

Акции против демонтажа кафе с участием их арендаторов, потерявших работу сотрудников и их сторонников носили мирный характер, не сопровождались агрессией и разрушениями. Иными словами, беспорядков в их действиях не наблюдалось. К примеру, в деле "1 марта", по официальным сведениям, органы правопорядка располагали  достоверной информацией, что у участников митингов хранятся оружие и боеприпасы, опасные вещества, которые могут быть использованы для создания массовых беспорядков. Потому и возбуждались уголовные дела по статьям 316 и даже 225 УК РА (массовые беспорядки). Мы все помним негодование представителей сегодняшней власти в связи с этим.

УЧАСТНИКИ акций против демонтажа кафе преследовали правомерные цели, что принято в любом демократическом обществе. Разве они жгли, грабили, применяли насилие, как уже несколько месяцев действуют "желтые жилеты" во Франции? Ничего подобного. Митинг разогнали. Разве этого не достаточно? А привлечение к уголовной ответственности в контексте Евроконвенции, да еще по столь строгой статье, явно неправомерно, более того, несоразмерно содеянному. Тем более что грубо ударивший человека полицейский всего лишь отстранен от исполнения обязанностей. Возможно, на время. А участникам акций светят уголовное наказание, судимость, след от которых порой остается на всю жизнь. Опять у нас двойные стандарты, которые наглядно показывают, что подход властей изменился.

В статье "Марутян может столкнуться с уголовной ответственностью" (19. 03, на сайте "ГА") адвокат А. Григорян обосновал, что решение мэра о демонтаже кафе является не чем иным, как ничтожным административным актом, так как вынесено ненадлежащим органом, который не имел на это права. В статье 62 закона "Об основах администрирования и административном производстве" говорится, что власти, которые применяют подобные решения, сами подлежат ответственности. Требования митингующих, защищающих свои права, были заведомо правомерными, не запрещенными какими-либо правовыми актами. Но насколько правомерным было вмешательство полиции? Чем обуславливалась необходимость применения грубой силы?

Объявленная новыми властями победа демократии утверждает, что народ волен проявлять свой протест посредством собраний, митингов и демонстраций. Это один из коньков "бархатной революции". Но, когда речь зашла о защите чьих-то коллективных прав, оказалось, что он распространяется не на всех. Спохватились, что тут эффективнее работают методы, неоднократно прежде ими самими осуждаемые. Если так пойдет, дойдем и до статьи 225 УК РА. Ох, как не хотелось бы.

Основная тема:
Теги: