КАКУЮ ЗАДАЧУ РЕШАЮТ ПОГОНЫ?

Ходатайство с политическим подтекстом

Мало кто отреагировал на указ президента Армена Саркисяна о возвращении Вагаршаку Арутюняну звания генерал-лейтенанта, комментарии появились одновременно со слухами о том, что Арутюняну светит назначение на пост начальника Генштаба Вооруженных сил РА вместо Артака Давтяна.

МИНИСТР ОБОРОНЫ ДАВИД ТОНОЯН  слухи об отставке Давтяна опроверг, но это опровержение ничего не значит, вопросы кадровых замен Пашинян решает единолично, а посему не исключено, что имя нового начальника Генштаба министр обороны узнает из новостей. Сегодняшние новости в основном касаются непростых отношений между министром и начальником Генштаба.

Согласно активно муссируемым слухам, Арутюняну вернули погоны с дальним прицелом: на посту начальника Генштаба или на другом ключевом посту в системе ВС он будет способствовать "очищению" армии от кадров Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна, то есть от того генералитета, который Пашинян огульно обвиняет во всех смертных грехах.

На фоне слухов о возможном назначении Арутюняна появились не только комментарии, но и вопрос о том, имел ли право президент издать указ на основании ходатайства премьер-министра, которое носило откровенно политический характер? Налицо опасный прецедент: отныне Никол в любое время дня и ночи может ходатайствовать об отмене какого-либо указа своих предшественников, а президент Саркисян будет послушно издавать по этому поводу свои указы, руководствуясь статьей 139 (часть 1) Конституции РА: "Президент Республики при осуществлении своих полномочий издает указы и распоряжения".

 Обычно первые лица государства издают указы, после чего говорится, что на основании их содержания считаются утратившими силу указы предыдущих лет, но Николу хотелось подчеркнуть, что он ходатайствовал об отмене указа Роберта Кочаряна. Это еще раз доказывает, что премьер зациклен на персоне второго президента. Никол хотел не только восстановить Арутюняна в звании, но и отменить указ Кочаряна. Для него это главный способ самоутверждения: вот, мол, какой я крутой, указ самого Кочаряна отменил!

СВОИМ ЖЕСТОМ Никол попытался утереть нос окопным генералам вроде Виталия Баласаняна, который заслужил свои погоны в боях. Его недавнее интервью вызвало бурю эмоций в лагере "мальчиков Сороса", которые подобно Николу не служили в армии. В прошлом году они дорвались до управления государством и теперь пытаются разрушить его в рекордные сроки. Если слухи о предстоящем назначении Арутюняна оправдаются, то кадровые чистки в армии можно считать свершившимся фактом. Никол откровенно дал понять, что времена изменились, у новой власти другие приоритеты и другие любимчики, а героическое прошлое и заслуженные в бою погоны сегодня не актуальны.

Почему в секретном режиме?

Неужели политического каприза Пашиняна было достаточно, чтобы президент Саркисян спустя 17 лет отменил указ одного из своих предшественников? Да, статья 139 (часть 1) дает президенту право издавать указы и распоряжения, но как быть с правовыми нормами ходатайства премьер-министра? Где эти нормы, где юридическое основание для ходатайства?

КАКИМИ ДОКУМЕНТАМИ руководствовался президент, подписывая указ о восстановлении Арутюняна в звании? В СМИ фигурировало сообщение о том, что "ходатайство полномочного органа и сопутствующие документы были представлены в секретном режиме, а потому обнародованию не подлежат". Почему Пашинян не счел нужным мотивировать свое ходатайство публично, ведь он все время говорит, что у него от народа секретов нет? Или он решил, что отмена указа 17-летней давности за подписью Кочаряна уже само по себе есть обоснование?

 А может, от избытка личной неприязни к Кочаряну он жаждал показать всему миру, что ему ничего не стоит взять да и отменить указ 1135-А президента от 22 июля 2002 г. о лишении Вагаршака Арутюняна звания генерал-лейтенанта? В своей записи в FВ Пашинян особо подчеркнул, что президент Саркисян подписал соответствующий указ при его посредничестве.

"Вагаршак Арутюнян снова генерал-лейтенант. Президент Армении принял мое посредничество признать утратившим силу указ Роберта Кочаряна и подписать соответствующий указ". О том, какими юридическими документами было подкреплено его личное посредничество, Никол не упомянул. Похоже, премьеру кажется, что его ходатайства в подобных "избыточных" подкреплениях  не нуждаются. Мало кто задался вопросом - а имел ли право премьер-министр на подобное посредничество спустя 17 лет?  А если имел, то на основании каких документов? Если 17 лет назад Арутюнян был лишен звания незаконно, то почему новая власть это не обосновала, не предъявила доказательств того, что второй президент незаконно лишил Арутюняна звания генерал-лейтенанта?

 С политической точки зрения все понятно: Арутюнян был в лагере сторонников Левона Тер-Петросяна и самого Никола и по мере сил содействовал свержению бывшей власти, а вот по части законности есть большие сомнения. Кстати, некоторые юристы высказали мнение, что гораздо законнее было бы со стороны премьер-министра ходатайствовать перед президентом о присвоении Арутюняну звания генерал-лейтенанта, а не об отмене решения президента  образца 2002 г., но Николу все равно, что делать, лишь бы делать вопреки Кочаряну.

В армии готовится кадровый погром?

Со стороны президента гораздо законнее было бы присвоить Арутюняну звание генерал-лейтенанта, а не отменять решение второго президента 17-летней давности без наличия юридического обоснования и на основании каких-то "сопутствующих документов", представленных в секретном режиме.

ОДНИМ СЛОВОМ, опасный прецедент налицо, а генерал-лейтенант Арутюнян может в обозримой перспективе получить должность в высшем эшелоне ВС и приступить к реализации негласного распоряжения Пашиняна относительно кадрового погрома в армии. А в том, что такой приказ последует, мало кто сомневается. Арутюняна реанимируют в качестве генерал-лейтенанта не случайно. "Эти погоны будут решать особую задачу", - говорят сведущие люди, подразумевая, что генерал, который пользуется особым расположением Никола, в рекордные сроки "очистит" армянскую армию от нынешнего генералитета, боеспособного командного состава и грамотных технических  кадров, что приведет к ослаблению вооруженных сил.

Сегодня многие военные говорят о том, что на Арутюняна будет возложена задача по ослаблению и дискредитации армии. Сегодня он занимается этой задачей в статусе эксперта временной депутатской комиссии по изучению обстоятельств четырехдневной войны под председательством своего давнего друга и единомышленника Андраника Кочаряна. Общеизвестно, что главной задачей ВДК является дискредитация победы в четырехдневной войне, ставшей следствием агрессии Азербайджана по всей длине линии соприкосновения.

ВДК в своем отчете должна представить эту победу как поражение. Так выглядит главная цель, которую преследуют Кочарян и Арутюнян. А вину за это "поражение" господа припишут бывшему политическому руководству Армении и тому генералитету, который сегодня определяет качество подготовки и боеспособность армянской армии.

Основная тема:
Теги: