Последние новости

О ПОДВИЖНИКАХ МУЗЫКИ - С ЛЮБОВЬЮ

В издательстве "Крунк тпагратун" вышли две книги, адресованные самому широкому кругу читателей. Автор-составитель - известный музыковед, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств Армении, профессор Ереванской государственной консерватории им. Комитаса Армен БУДАГЯН.

Одна из них посвящена сподвижнику Романоса Меликяна, одному из первопроходцев Ереванской консерватории, основателю ее фортепианного отделения и первой заведующей кафедрой специального фортепиано профессору Анне Михайловне МНАЦАКАНЯН. Другая - активному строителю армянской музыкальной культуры 1-й половины XX века - пианистке, педагогу, заслуженному деятелю искусств Армении Евгении Аркадьевне Хосровян. В книгах использованы архивные материалы и фотографии, воспоминания и высказывания коллег, родственников и благодарных учеников.

НЕУДИВИТЕЛЬНО, ЧТО ИНИЦИАТОРОМ ИЗДАНИЯ, АВТОРОМ, редактором и составителем является именно он, Армен Будагян, этот бескорыстный подвижник, вернувший отечественной культуре почти забытые имена ее деятелей. Всем монографиям, книгам Армена Георгиевича свойственны важность и актуальность анализируемых тем, умный и впечатляющий выбор педагогов, исполнителей, композиторов, деятелей различных музыкальных сфер, а также подлинная и безусловная серьезность и ценность связанного с этими музыкантами круга идей и размышлений.

          Поражает работоспособность Армена Георгиевича. Он автор свыше 20 монографий и редактор-составитель свыше 10 сборников об армянской музыке. Его отличают просто удивительная неутомимость на события окружающей культурной жизни, способность разглядеть в ней самые важные, злободневные тенденции. В работах А. Будагяна неизменно присутствует некий оттенок публицистики. Наряду с увлекательностью и доступностью автору этих монографий свойственны основательность аргументации, ненавязчивая, порой как бы скрытая научность, чтобы не оттолкнуть читателя-непрофессионала.

            Годы и опыт имеют свои права. Но Армен Георгиевич, достигнув почти 85 лет, не хочет ими воспользоваться. Отдав музыкальной жизни республики более шести десятилетий, музыковед, теоретик и педагог, заслуженный деятель искусств - в буквальном и многозначном смысле этого слова, - он, как и прежде, активен, энергичен. С 1963 года он преподаватель Ереванской консерватории, профессор, параллельно преподает и в Ереванском институте театра и кино. С начала творческой деятельности он литературный редактор и лектор Армянской филармонии и Национального филармонического оркестра Армении.

            Это далеко не полная картина сферы деятельности А. Будагяна. Он не перестает вести интереснейшую общественную работу, лекционные курсы, участвовать во всевозможных мероприятиях Союза композиторов и в научных конференциях. А сколько сил и энергии он отдает всем, кто в нем нуждается!

А главное дело - дома, в рабочем кабинете, за письменным столом, застланном рукописями, фотографиями к очередной книге.

КОГДА УСПЕВАЕТ А. БУДАГЯН ВСЕ ЭТО ДЕЛАТЬ, если еще добавить, что частые вечера он неизменно проводит на концертах, в театрах, посещает музыкальные училища, школы, собирает помощь Арцаху. Многие ли деятели сегодня в ущерб главной работе обременены, как он, десятками важных и совсем неважных дел? Думается, вряд ли. Армен Будагян - личность поистине редкая. В этом смысле он находится почти вне конкуренции.

Умение уважать чужой труд и чужое мнение и, конечно же, такие неоценимые личные свойства, как мягкая деликатность, юмор, завоевали ему искреннюю симпатию многих, в том числе и коллег.

Армен Будагян - превосходный редактор, чей опыт выковывался в процессе многолетней деятельности. Об этом свидетельствуют многочисленные книги, которые он редактировал, такие как "Воспоминания" Ал. Арутюняна, Адама Худояна, книги о талантливом педагоге Петросе Айказяне и другие.

О ком бы ни писал в своих книгах известный музыковед - о Заре Саркисяне - неутомимом деятеле армянской культуры, виолончелисте, профессоре Ереванской консерватории; о музыковеде и композиторе, проректоре и заведующем кафедрой истории, теории музыки и композиции ЕГК заслуженном деятеле искусств Константине Мелик-Вртанесяне и других - везде перед глазами читателя встает органически целостный и живой образ художника-творца во всем своеобразии его склонностей, вкусов, особенностей творческого почерка.

Это относится и к двум последним книгам автора. Как отмечает А. Будагян, книга об Анне Мнацаканян родилась в процессе обстоятельных бесед с близко знавшими ее деятелями: племянником, кандидатом экономических наук Микаелом Гаврииловичем Тер-Оганяном и пианистом, профессором Ереванской консерватории Вилли Вагановичем Саркисяном. Сообщенные ими сведения столь объемны и индивидуальны, что возникла, как он отмечает, необходимость выделить их в самостоятельные разделы с указанием имен авторов.

АННА МНАЦАКАНЯН СТОЯЛА У ИСТОКОВ профессиональной музыкальной культуры Армении. Музыкант широкого кругозора, прошедший отличную школу, в высшей степени честный и доброжелательный человек, педагог, пользующийся любовью и уважением своих учеников, коллег, знакомых, - такой осталась она в памяти своих современников.

С огромным интересом читаются страницы биографии А. Мнацаканян, годы ее учебы в Швейцарии и Германии, посещение Англии и Франции, оказавшие исключительное влияние на формирование пианистки.

"Безусловно, Анне Михайловне было с кого брать пример, - делится в книге своими воспоминаниями один из ее учеников, замечательный пианист и педагог Вилли Саркисян. - Ей довелось профессионально общаться с виднейшими деятелями искусства, ставшими своеобразной легендой. Краузе и Петри, Романос Меликян и Аршак Адамян, Игумнов и Нейгауз, Спендиаров и Арам Хачатурян, Корганов и Кушнарев, Авет Габриелян и Александр Долуханян... Каждый из них, будучи яркой индивидуальностью, несомненно, воздействовал на формирование художественных воззрений и профессиональных принципов Анны Мнацаканян.

Во всех важных начинаниях музыкальной жизни своего времени она непосредственно участвовала как творческая личность, умеющая трезво оценивать явления действительности и активно на них воздействовать. Анна Михайловна обладала качествами миссионера-первопроходца... В силу своей интеллигентности и скромности она не требовала за свое подвижничество ничего. Сотни людей воспринимали ее облик как символ духовности, высокой порядочности и человечности".

В ряду воспитанников Анны Мнацаканян - хорошо известные концертирующие пианисты: Мария Гамбарян, Аревик Авдалбекян, Вилли Саркисян, Ваге Агаронян, профессор кафедры концертмейстерской подготовки Нина Сагиян, Алда Закарян и многие другие. У Анны Мнацаканян занимались композиторы-пианисты Эдуард Мирзоян, Гегуни Читчян.

ГЕРОИНЕЙ ВТОРОЙ ОБОЗРЕВАЕМОЙ КНИГИ АРМЕНА БУДАГЯНА является заслуженный деятель искусств Армении Евгения Аркадьевна Хосровян, принадлежащая также к первому поколению пианистов - педагогов Ереванской консерватории. Как отмечает автор книги, ее личность формировалась в общении с Романосом Меликяном, Аршаком Адамяном, Константином Сараджевым, Эгоном Петри, Константином Игумновым и другими видными деятелями культуры.

"Выпускница Санкт-Петербургской консерватории, отлично подготовленный специалист, Е. Хосровян внесла весомый вклад в воспитание нового поколения армянских пианистов, - говорит А. Будагян, - обеспечивших дальнейшее развитие всех областей музыкальной культуры республики. Достаточно сказать, что она явилась первым учителем Арно Бабаджаняна. Отличный организатор и деятельная натура, Евгения Хосровян активно способствовала вхождению в Армению европейских форм музыкальной жизни, организации новых очагов музыкального образования республики, зарождению и развитию традиций армянской фортепианной школы.

Ев. Хосровян выступала с передовыми исполнителями своего времени, вместе с которыми было положено начало филармонической работе в Армении. Она явилась первой штатной пианисткой организованного в 1926 году Радиокомитета Армении. Ее доклады и сообщения по методическим вопросам стали практически первыми в республике разработками в этой области, а "Школа игры на фортепиано", составленная Хосровян, не потеряла свою ценность до наших дней".

Примечательно то, что в исследованиях Армена Будагяна при строгой его объективности и аскетической сдержанности письма мы ощущаем личность самого автора, человека, безраздельно преданного искусству. И, кажется, что сам автор олицетворяет все лучшее, что было в его героях-подвижниках, их идеалы и энергию таланта, требовательную правду и честность. Именно так, и это не фраза, не преувеличение, а выражение роли, миссии Армена Будагяна в армянском музыкальном искусстве.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • В ПРОГРАММЕ - ШОСТАКОВИЧ
      2024-05-10 10:35

      Из последних концертов Национального филармонического оркестра под управлением Эдуарда Топчяна вечер 5 мая, безусловно, самый особенный. Несмотря на исполнение не самой популярной программы - Скрипичный концерт N1 ля-минор и Тринадцатая симфония Дмитрия Шостаковича на стихи Евгения Евтушенко, Большой концертный зал им. А. Хачатуряна был переполнен. Солировал в концерте выдающийся скрипач Сергей Хачатрян, выступления которого всегда сопровождаются повышенным градусом напряжения.

    • БЛАГОРОДСТВО ТАЛАНТА
      2024-05-03 11:07

      K 100-летию со дня рождения Петра АЙКАЗЯНА Армянская культура знает немало замечательных имен, которые вписаны золотыми буквами в ее историю, - имен людей, чьей наибольшей заботой всю жизнь было обогащение духовных сокровищ своего народа. Среди этих славных имен красиво и ярко светится имя Петра Асатуровича Айказяна - выдающегося педагога, "прораба духа", воспитавшего не одно поколение музыкантов-скрипачей.  Его жизнь, внешне очень спокойная, лишенная драматических событий, давала нам примеры огромной нравственной силы, каждодневной борьбы за свое право быть человекам и истинным Педагогом с большой буквы. Даже в старости (это определение никак не вязалось с его именем) самим своим  обликом молодого, стройного, с живыми глазами и жадностью к работе человека, Петр Асатурович утверждал излюбленную  мысль о том, что мудрость – это умение и в старости сохранить непосредственность восприятия мира.

    • ПРИНОШЕНИЕ УЧИТЕЛЮ
      2024-04-29 11:37

      Интерес к этому концерту Армянского государственного симфонического оркестра под управлением Сергея Смбатяна был вызван  не новизной программы: шедевры, прозвучавшие в этот  вечер, исполнялись в Большом зале им. Арама Хачатуряна не раз. Свободных мест в зале не было. Особый ажиотаж был вызван не только участием талантливейшей солистки, скрипачки Дианы Адамян, живущей ныне в Европе, но и посвящением концерта. Этим концертом отмечалась знаменательная дата – 100-летие со дня рождения выдающегося педагога, кавалера медалей "За заслуги перед Отечеством II степени" и "Мовсес Хоренаци" Петра Асатуровича Айказяна.

    • АРШИЛ ГОРКИ И XXI ВЕК
      2024-04-24 11:22

      Искусство Аршила Горки принадлежит к чудесным страницам художественного наследия прошлого века. Его произведения неизменно привлекают интерес исследователей разных стран. О нем изданы, преимущественно на английском, монографии, каталоги, аналитические статьи. Его имя фигурирует в книгах по истории искусства, в энциклопедиях. Как известно, на международных аукционах стоимость его произведений достигает нескольких миллионов долларов. Кем является этот художник для нашего времени, для XXI века? Казалось бы, о чем тут размышлять! Нет ни загадок, ни споров. Нет никакого недостатка в нашем уважительном отношении к Аршилу Горки и ко всем классикам мирового искусства. Мы охотно рассматриваем их работы, любуемся, увековечиваем. И все же… Мы мало задумываемся о том, почему мы теперь совсем другие, чем они. И что представляет собой наша современность? Что это - движение вперед по тому же самому пути, который мы, когда речь идет о прошлом, прославляем, увенчиваем лаврами? Или нечто другое - блуждание по оскудевшим тропам, среди сорняков, руин? А может быть, и то и другое в странном фантастическом сплетении…






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • 120-ЛЕТНИЙ ПУТЬ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ АРМЕНИИ
      2024-04-27 09:56

      Вышла в свет книга Рубена ГРДЗЕЛЯНА "История железных дорог Армении", изданная по заказу ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога".  Автор, филолог по образованию, отмечает в предисловии, что дорога создавалась в одном государстве, пережила три государства-собственника, приходила в полный упадок и возрождалась. 

    • УРОКИ АРМЕНИИ ВЛАДИМИРА ПОЗНЕРА
      2024-04-25 10:44

      "Я хочу поблагодарить всех людей, которые работали над моей книгой. Никогда не думал, что она будет переведена на армянский язык. Сказать, что она переведена на немецкий или французский язык - ну, подумаешь! А все-таки на армянский… Это предмет моей гордости!" - эти слова, произнесенные Владимиром Познером в Ереване в мае 2019 г., когда вышел в свет армянский перевод его книги "Прощание с иллюзиями", он, скорее всего, повторил бы и теперь.  В Центре "Текеян" состоялась презентация книги "Владимир Познер. Мое сердце на армянской стороне", автором-составителем которой стал известный армянский журналист Серго ЕРИЦЯН.  

    • АРМЯНСКИЕ СТОЛИЦЫ. СКОЛЬКО ИХ БЫЛО?
      2024-04-05 10:32

      Вопрос в заголовке не из простых. Люди, интересующиеся армянской историей, придерживаются существующей уже длительное время точки зрения, согласно которой Ереван считается 12-й столицей. Однако не все с этим согласны. Книга писательницы Сильвы Сукиасян, вышедшая в 2005 году, называлась "28 армянских столиц". Историк, писатель-публицист Ваге Лоренц издал в конце прошлого года работу "Столицы Армении". В ней автор упоминает 37 городов.

    • ОТ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО ДО САСАНИДОВ
      2024-01-26 10:04

      Кавказской Албании давно уже нет на карте мира, как и подавляющего большинства государственных образований, зародившихся до нашей эры. Однако историки продолжают исследовать и комментировать дела давно минувших дней, открывая то, чего не знали.