Последние новости

НА ОПЕРНОЙ СЦЕНЕ – "ТОСКА"

"Истинный вкус состоит в чувстве соразмерности и сообразности", - обмолвился некогда поэт. Эти слова в полной мере соответствуют замечательному спектаклю "Тоска" Пуччини на сцене Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова. В минувшую пятницу спектакль прошел с большим успехом, набрав огромную аудиторию в амфитеатре, где я сидела, хотя спектакль был вовсе не премьерным.

 НА ОПЕРНОЙ СЦЕНЕ – 'ТОСКА'"ТОСКА" ИДЕТ БОЛЕЕ ПЯТИ ЛЕТ С НЕКОТОРЫМ ПЕРЕРЫВОМ из-за пандемии и является одним из лучших спектаклей нынешнего репертуара театра. Не говоря уже, о том, что впервые эта опера на армянской сцене была поставлена А.Бурджаляном в 1937 году. Затем к этой опере дважды в разные годы обращался Г.Мелкумян - в 1948-м и 1955 гг. Довольно долго опера держалась в репертуаре театра, и в ней принимали участие лучшие исполнители Армении и знаменитые солисты, гастролирующие в республике.

Во все времена в искусстве превыше всего ценились творческая смелость, живая сопричастность актуальным идеям эпохи и возвышающая сила катарсиса. Опера "Тоска" великого итальянца в нашем театре соединила в себе названные качества и, быть может, именно поэтому оказалась в центре внимания музыкальной общественности. Спектакль в постановке режиссера Наире Степанян, дирижера Микаэла Вендеберга, художника-сценографа Аветиса Барсегяна действительно захватывает внимание зрителей.

Напомним, что в основе либретто - мелодрама "Флория Тоска" В.Сарду, написанная для Сары Бернар. Композитор увидел в этой роли великую актрису, и на него она произвела огромное впечатление, как и весь спектакль в целом. Ереванский спектакль еще раз доказал старую истину: над подлинно талантливыми произведениями время не властно. Главное достоинство спектакля видится в том, что в нем есть нерв, непрерывность тока эмоционального напряжения. Чувствуется огонь души, энтузиазм и огромная любовь всех участников спектакля к этой опере.

Спектакль далек от минимализма, великолепно оформлен, насыщен режиссерскими находками и - что, может быть, даже важнее - абсолютно свободен от благоговейно-созерцательного пиетета перед классикой, хотя и нет никаких особых вольностей. Сложная, изысканная партитура, требующая от каждого оркестранта мастерства солиста, а от певцов - помимо музыкальности, великолепного вокала, драматических данных, и ансамблевой виртуозности, была исполнена с замечательным попаданием в стиль, с той интонационной пластичностью звуковых линий, мягкостью колорита, обилием нюансов, с тем особым поэтическим флером, которых и требует эта красивая музыка.

 

НА ОПЕРНОЙ СЦЕНЕ – 'ТОСКА'

"Температура" спектакля определенно шла от оркестра. Спектакль дал замечательную возможность убедиться, сколь редкое соответствие являет собой талант приглашенного швейцарского дирижера Микаэла Вендеберга тем требованиям, которые выдвигает музыкальный театр перед дирижером. Непрерывный поток кантилены, богатство выразительных нюансов, достигнутых благодаря точному выполнению авторского замысла, создали неповторимый, многообразный гармоничный мир. Глубокое размышление сменялось трагическим пафосом, моменты страданий - минутами просветления. В музыкальной ткани не ощущалось остановок, пустых мест, паузы были действенными и усиливали внутреннее напряжение. Очевиден темперамент, с которым проводит дирижер весь спектакль, не допуская ни на секунду снижения эмоционального тонуса музыки и драмы. Нельзя не сказать и о тщательном воплощении партитуры всем ансамблем исполнителей, о выявлении тембрового многообразия музыки.

Но в современном музыкальном театре высокая культура ансамблевого и оркестрового музицирования должна гармонично сочетаться с режиссурой и сценографией. Говоря о работе режиссера Наире Степанян, с большим удовлетворением отмечу, что ей вместе с художником Аветисом Барсегяном удалось создать верную сценическую атмосферу спектакля. В нем нет постановочных трюков и броских мизансцен из арсенала так называемой постановочной режиссуры. Здесь все доверено артисту, мастерски отработано, отшлифовано и доведено до яркой театральности и глубокой психологической правды. Ею ничего не сделано в ущерб музыкальной стороне. Бережность, тактичное отношение к партитуре выявились в лаконичных мизансценах, в тщательной работе с певцами. Подлинное пиршество для глаз - декорации, созданные изобретательно и с большим вкусом. В них заключены особое очарование, чуткое понимание формы и смысла, объема и цвета. Декорации Аветиса Барсегяна обогащают спектакль, выявляют скрытые, но заложенные в опере возможности. При этом они, естественно, согласовываются с музыкой и не мешают ей.

 НА ОПЕРНОЙ СЦЕНЕ – 'ТОСКА'МУЗЫКА ПУЧЧИНИ ПРИДАЕТ ПЛОТЬ И КРОВЬ МЕЛОДРАМАТИЧЕСКИМ образам. Страстная, порывистая, неукротимая Тоска, благородный, мужественный, романтически мечтательный Каварадосси, злобный, коварный и жестокий Скарпия - три ярких образа, выразительно воплощенных в музыке. Каждая из трех основных партий чрезвычайно благодатна для исполнителей, требует вокального и сценического мастерства. Все эти партии, да и второстепенные тоже, написаны блестяще и достойны самого внимательного подхода.

В заглавной партии - Анна Айвазян, благородная сценическая внешность которой, кажется, самой природой предназначена для исполнения роли Тоски. Слушатели были очарованы ее необычайной одаренностью, красотой голоса, его звучанием, тембром и свежестью. Сколько красоты богатейших оттенков и нюансов музыкальной палитры вносит она в исполнение своей партии! Радость, муки, страсть героини, даже те чувства, которые были только намечены композитором, она делает яркими, выпуклыми. Что особенно радует в певице? Мастерство, растущее день ото дня, от спектакля к спектаклю. Настоящий профессионализм для неё - это беспрерывная работа над собой, способность мобилизовать себя при любых условиях. Сложнейшие технические трудности преодолеваются ею так, что совершенно незаметны для слушателей. Анна строго подчиняет особенности своего голоса, технику исполнения главной цели - раскрытию содержания партии, выявлению характера героини.

Настоящим триумфом вокальной элегантности, безупречного вкуса, мастерства и артистической свободы явилось ее исполнение знаменитой молитвы Тоски Vissi d`arte, вызвавшее овацию зала.

 НА ОПЕРНОЙ СЦЕНЕ – 'ТОСКА'Одна из удач спектакля - блестящее исполнение тенором Ованесом Айвазяном партии Каварадосси. Свежий, гибкий, богатый обертонами голос певца легко узнаваем при первом появлении. Задушевность, обаяние теплоты раскрывает он в первые же минуты общения с Тоской. Айвазян восхищает разнообразными вокальными красками. Он показывает нам все богатство одаренной натуры своего героя, которого отличают гордость и мужество, чувство долга и незаурядность темперамента, вспыльчивость и подлинное тепло. Певец свободно управляет своим замечательным голосом, непринужденно переходя от одной манеры к другой, совершенно естественно обращая всю красочную палитру исполнения на благо эмоционально-смысловой выразительности.

И уж совершенно яркий образ зловещего Скарпия создает блистательный баритон Геворк Акопян. Он заполняет собой всю сцену и воспринимается безусловным лидером. Магия этого певца в том, что он не просто виртуозно извлекает нужный эффект из тембра своего голоса. Пожалуй, больше всего в нем поражают импровизационность, даже своего рода экспромтность, помноженные на совершеннейшее владение средствами выразительности. Блестяще провел певец второе действие, где как певец и актер поразил слушателей тонкостью эмоциональной нюансировки и яркими драматическими контрастами.

Прекрасно показали себя в ансамблевых сценах исполнители небольших, но, как всегда у Пуччини, значительных партий: Ованес Нерсисян - Анджелотти, Сагрестано - Айк Тигранян, Сполетта – Айк Тонгурян, Шарроне - Армен Григорян, тюремщик - Погос Беазбекян, занятые в спектакле хор Национального театра (главный хормейстер Грач Борян) и детский хор под управлением Эммы Аракелян.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • В ПРОГРАММЕ - ШОСТАКОВИЧ
      2024-05-10 10:35

      Из последних концертов Национального филармонического оркестра под управлением Эдуарда Топчяна вечер 5 мая, безусловно, самый особенный. Несмотря на исполнение не самой популярной программы - Скрипичный концерт N1 ля-минор и Тринадцатая симфония Дмитрия Шостаковича на стихи Евгения Евтушенко, Большой концертный зал им. А. Хачатуряна был переполнен. Солировал в концерте выдающийся скрипач Сергей Хачатрян, выступления которого всегда сопровождаются повышенным градусом напряжения.

    • БЛАГОРОДСТВО ТАЛАНТА
      2024-05-03 11:07

      K 100-летию со дня рождения Петра АЙКАЗЯНА Армянская культура знает немало замечательных имен, которые вписаны золотыми буквами в ее историю, - имен людей, чьей наибольшей заботой всю жизнь было обогащение духовных сокровищ своего народа. Среди этих славных имен красиво и ярко светится имя Петра Асатуровича Айказяна - выдающегося педагога, "прораба духа", воспитавшего не одно поколение музыкантов-скрипачей.  Его жизнь, внешне очень спокойная, лишенная драматических событий, давала нам примеры огромной нравственной силы, каждодневной борьбы за свое право быть человекам и истинным Педагогом с большой буквы. Даже в старости (это определение никак не вязалось с его именем) самим своим  обликом молодого, стройного, с живыми глазами и жадностью к работе человека, Петр Асатурович утверждал излюбленную  мысль о том, что мудрость – это умение и в старости сохранить непосредственность восприятия мира.

    • ПРИНОШЕНИЕ УЧИТЕЛЮ
      2024-04-29 11:37

      Интерес к этому концерту Армянского государственного симфонического оркестра под управлением Сергея Смбатяна был вызван  не новизной программы: шедевры, прозвучавшие в этот  вечер, исполнялись в Большом зале им. Арама Хачатуряна не раз. Свободных мест в зале не было. Особый ажиотаж был вызван не только участием талантливейшей солистки, скрипачки Дианы Адамян, живущей ныне в Европе, но и посвящением концерта. Этим концертом отмечалась знаменательная дата – 100-летие со дня рождения выдающегося педагога, кавалера медалей "За заслуги перед Отечеством II степени" и "Мовсес Хоренаци" Петра Асатуровича Айказяна.

    • АРШИЛ ГОРКИ И XXI ВЕК
      2024-04-24 11:22

      Искусство Аршила Горки принадлежит к чудесным страницам художественного наследия прошлого века. Его произведения неизменно привлекают интерес исследователей разных стран. О нем изданы, преимущественно на английском, монографии, каталоги, аналитические статьи. Его имя фигурирует в книгах по истории искусства, в энциклопедиях. Как известно, на международных аукционах стоимость его произведений достигает нескольких миллионов долларов. Кем является этот художник для нашего времени, для XXI века? Казалось бы, о чем тут размышлять! Нет ни загадок, ни споров. Нет никакого недостатка в нашем уважительном отношении к Аршилу Горки и ко всем классикам мирового искусства. Мы охотно рассматриваем их работы, любуемся, увековечиваем. И все же… Мы мало задумываемся о том, почему мы теперь совсем другие, чем они. И что представляет собой наша современность? Что это - движение вперед по тому же самому пути, который мы, когда речь идет о прошлом, прославляем, увенчиваем лаврами? Или нечто другое - блуждание по оскудевшим тропам, среди сорняков, руин? А может быть, и то и другое в странном фантастическом сплетении…






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • «СОМА. ОГНЕННОЕ КОЛЬЦО» НА СЦЕНЕ ОПЕРНОГО ТЕАТРА
      2022-04-09 10:11

      14 апреля Национальный академический театр оперы и балета им. А. Спендиарова представит публике очередную премьеру - новую постановку оперы Авета Тертеряна «Сома.Огненное кольцо». Этой премьерой коллектив театра отметит знаменательную дату – 125-летие со дня рождения великого армянского поэта Егише Чаренца.

    • ГЕВОРГ АКОПЯН НА СЦЕНАХ МИРА
      2022-01-20 09:25

      В настоящее время он числится в ряду лучших мировых певцов. Благодаря своему таланту, который дан ему свыше и неустанному труду Геворг Акопян заслуженно приобрел широкую международную популярность.

    • ВОЗВРАЩЕНИЕ "АИДЫ"
      2021-11-04 09:54

      Афиша, извещающая о премьере оперы "Аида" Верди на сцене Национального академического театра оперы и балета им. Спендиарова, заинтриговала: одна из вершин классического оперного репертуара вновь возвращается на нашу сцену.

    • ВОЗВРАЩЕНИЕ ОПЕРЫ "ПАЯЦЫ"
      2021-06-11 10:41

      Премьера Афиша, извещающая о премьере оперы "Паяцы" на сцене Национального академического театра оперы и балет им. Спендиарова, насторожила и обрадовала. Насторожила потому, что спектакль ставился в отсутствие лидера театра, который с самого начала пандемии находится за рубежом. И в то же время порадовал факт, что любимая опера вновь появилась на сцене нашего музыкального театра.