Последние новости

"МОИ СТУДЕНТЫ СНОВА ПОБЕДИЛИ"…

В августе этого года заслуженному деятелю искусств Армении, действительному члену Международной академии по правам человека и охраны природы Рафаэлю Акопянцу исполнилось бы 80 лет.

Сегодня его очень не достает близким друзьям и коллегам, студентам и многочисленным слушателям. Не достает Ереванской консерватории им. Комитаса, профессором которой он был и где воспитал целую плеяду ярких певцов, которые сегодня выступают не только в Ереване, но и на самых престижных сценах мира. Среди них - лауреаты международных конкурсов, ныне прославленные певцы, солисты Национального академического театра оперы и балет им. А.Спендиарова Липарит Аветисян, Алина Пахлеванян, солист Московского академического музыкального театра Арсен Согомонян, Нарек Мецоян, который уехал в Америку, и многие другие. Ну и, конечно, его очень не хватает родному оперному театру, в стенах которого прошли его лучшие годы творческой жизни.

ИЗВЕСТНЫЙ СОВЕТСКИЙ ПОСТУЛАТ - НЕЗАМЕНИМЫХ НЕТ - НЕ ВСЕГДА ОПРАВДАН. Незаменимые есть. Свидетельством тому – Рафаэль Акопянц, яркий интеллигент, личность, не укладывающаяся в общепринятые стереотипы. Он по-своему украшал наше время. Прожив нелегкую, но заполненную интересными событиями жизнь, он принимал самое активное участие в культурной и общественной жизни своего народа, всегда был рядом с друзьями, особенно в трудные для них дни.

В наше меркантильное время редко встретишь человека, способного до конца отстаивать то, во что он верит. Таким людям нелегко жить на свете, но они не отчаиваются. Трудная жизнь может быть очень счастливой. Рафаэль Акопянц был убежден, что ему судьба подарила именно такую жизнь.

Страстная, не знающая пределов преданность своей профессии – одна из составляющих секрета Рафаэля. Так же как его постоянство и верность долгу. По-видимому, эти качества его натуры были врожденными. Удивительная скромность, душевная деликатность в общении с людьми - вот главное, что его характеризовало.

Еще мальчиком он приехал к нам из Баку. Учился в музыкальной десятилетке для одаренных детей. Главным инструментом была скрипка. Потом он поступил в Ереванскую консерваторию, учился мастерству у таких прославленных педагогов, как Г. Богданян и В. Мокацян. Помимо этого он учился еще и на вокальном отделении. И окончив консерваторию, он поступил на работу в Академический театр оперы и балета им. А. Спендиарова в качестве солиста, пел во многих операх партии баритона, спустя годы занимал и должность заместителя директора. Но подлинным призванием Акопянца была педагогическая работа на вокальном отделении консерватории. На протяжении многих лет его имя стояло в ряду лучших педагогов консерватории.

За долгие годы педагогической деятельности он добивался от своих воспитанников, чтобы они были не только певцами, но и личностями в творчестве. Рафаэль старался разглядеть в каждом из своих воспитанников человека, который сможет осилить путь к сцене, выстоять в жестоком мире театра, в борьбе за право быть артистом и нести то ценное, чем сильна наша сцена.

Как отметил один из учеников Акопянца, ставший известным на всю Россию и за ее пределами, Арсен Согомонян, воспоминания о его уроках никогда не изгладятся из памяти, потому что к ним они всегда будут возвращаться как к истоку самых светлых и высоких чувств. Они не забудут его взгляд, полный любви и понимания. Он научил их жизни, помог освоиться в тяжелой профессии. Р. Акопянц, наверное, последний "слепок", в котором выкристаллизовывалась ушедшая эстетика творческой работы и общения.

Педагогический дар Рафаэля удивителен еще и потому, что он сумел создать из своих выпускников одну семью. И хотя не всех его учеников знаю, но не покидает ощущение родства со всеми. Он излучал удивительную энергетику радости и самоотдачи и вводил своих учеников в некий коридор, чтобы они шли по нему, не сворачивая в сторону. Для всех своих студентов Акопянц – пример служения, влюбленности в профессию. Это, вероятно, шло от его глубокого понимания сути профессии. Студенты его любили за то, что он верил в них, вместе с ними боролся с их ленью, неуверенностью в себе, у него учились не сдаваться, а идти вперед. Во все, что делал Рафаэль, он вкладывал свое большое сердце, благородство, добрые чувства, вселяя надежду в тех, кто был рядом с ним.

Мне не раз приходилось встречаться с Рафаэлем в Ереванской консерватории, в его классе оперного пения, напоминающего настоящую творческую лабораторию, где происходит динамичный, всегда неожиданный в своих результатах поиск, формируются принципы исполнительского мастерства. Как-то я спросила его, чем он объясняет вокальный бум в консерватории.

"В НЫНЕШНИХ УСЛОВИЯХ ГОВОРИТЬ ОБ ОСОБЫХ ПЕРСПЕКТИВАХ НЕ ПРИХОДИТСЯ - ответил он, - поэтому затрудняюсь дать правильный ответ. Положение в основном спасают хоры, но их ведь тоже не особенно много. Конечно, мечта каждого вокалиста – попасть на оперную сцену. Но я думаю, многие понимают, что не каждому дано достичь уровня Гегама Григоряна, Барсега Туманяна или Асмик Папян. Профессия певца невероятно сложна, требует совпадения многих факторов: воли, таланта, здоровья, уверенности в себе и даже стабильности на личном фронте. Я бы пожелал своим лауреатам на начальном этапе умения не терять головы, остаться самим собой, сохранить внутреннее равновесие. Хочется пожелать им элементарного везения, чтобы они не потерялись в плотных слоях атмосферы, а реализовались в своей нелегкой профессии. Лауреат – это звучит гордо. Но, к сожалению, не у нас. Судьба лауреатов мало кого волнует. Они по-прежнему представлены самим себе"…

Вот с каким чувством говорил о нем народный артист республики, художественный руководитель Государственного русского драматического театра Александр Григорян: "Он был уникальной личностью для Еревана, большим другом для всех нас, порядочным, деликатным, честнейшим человеком, остро переживал за армянское искусство в целом и за ту музыкальную структуру, в которую он так верил. И то, что у него такое количество учеников, это не только его заслуга, но и заслуга консерватории, которой он так преданно служил. Мы всегда гордились тем, что рядом с нами всегда был Рафик, преданный армянской музыке, всей мировой культуре. Он был высокообразованным человеком, обладал безукоризненным вкусом, был ярким подтверждением известной истины – "талантливый человек - талантлив во всем".

Его внутренний мир укреплялся самоотверженной заботой о близких, уважением к будничному труду и любовью к главному делу жизни - музыкальному воспитанию молодежи. Последняя встреча с ним произошла в конце ноября 2013 года. Мы вместе посетили вдову незабвенного скрипача Зарэ Саакянца – Аиду.

Уже восьмой год в моей телефонной трубке не раздается голос Рафаэля Акопянца и не звучат ставшие уже привычными слова: "Здравствуй, а мои студенты снова победили"…

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АРШИЛ ГОРКИ И XXI ВЕК
      2024-04-24 11:22

      Искусство Аршила Горки принадлежит к чудесным страницам художественного наследия прошлого века. Его произведения неизменно привлекают интерес исследователей разных стран. О нем изданы, преимущественно на английском, монографии, каталоги, аналитические статьи. Его имя фигурирует в книгах по истории искусства, в энциклопедиях. Как известно, на международных аукционах стоимость его произведений достигает нескольких миллионов долларов. Кем является этот художник для нашего времени, для XXI века? Казалось бы, о чем тут размышлять! Нет ни загадок, ни споров. Нет никакого недостатка в нашем уважительном отношении к Аршилу Горки и ко всем классикам мирового искусства. Мы охотно рассматриваем их работы, любуемся, увековечиваем. И все же… Мы мало задумываемся о том, почему мы теперь совсем другие, чем они. И что представляет собой наша современность? Что это - движение вперед по тому же самому пути, который мы, когда речь идет о прошлом, прославляем, увенчиваем лаврами? Или нечто другое - блуждание по оскудевшим тропам, среди сорняков, руин? А может быть, и то и другое в странном фантастическом сплетении…

    • ЖИВАЯ СОЗВУЧНОСТЬ
      2024-04-22 11:41

      Завершился фестиваль "Современные классики" Завершен Четвертый международный фестиваль "Современные классики", носящий имя великого польского классика Кшиштофа Пендерецкого. Его проводит Армянский государственный симфонический оркестр под управлением Сергея Смбатяна, который и является художественным руководителем фестиваля. Судьба этого фестиваля, так же как и фестиваля, посвященного армянскому композиторскому творчеству, с самого начала не захотела быть похожей на судьбу нашего общества, как бы действовала ей в противовес, проявляя при этом мудрое постоянство. В пору вседозволенности, безверия и равнодушия, фестиваль открыл очень свежую форму существования и взаимодействия искусств. Он подсказывает различным организациям в сфере культуры, с какой фантазией, смелостью можно работать.

    • КОНЦЕРТ-СОБЫТИЕ
      2024-04-17 12:20

      Программа второго концерта в рамках четвертого международного фестиваля "Современные классики" имени Кшиштофа Пендерецкого, проводимого Армянским государственным симфоническим оркестром под управлением Сергея Смбатяна, была по-настоящему неординарна и интересна. В Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна звучала музыка, незнакомая широко публике. Это симфоническая поэма Wetlands современного итальянского классика Людовика Эйнауди, Концерт для флейты и оркестра персидского композитора Бехзада Ранджбарана и Джазовые вариации рококо для бас-гитары и оркестра Александра Розенблата, посвященные П.И. Чайковскому. Публика с большим интересом приняла всю программу. Она открыла для себя насыщенный, яркий, загадочный мир.

    • ВЕЧНО ЖИВАЯ ПОЭЗИЯ
      2024-04-15 11:01

      К 110-летию Амо САГИЯНА Невозможно без  волнения и большой  человеческой любви вспоминать имя Амо Сагияна, поскольку он  был не только прекрасным тончайшим поэтом, но и обаятельным человеком, личное общение с которым всегда доставляло огромную радость. И  даже сейчас, хотя с момента  его ухода  прошло уже столько лет.  Как-то не ощущаешь его среди мертвых. Недаром ведь сказано: "Поэты молодеют, умирая". 14 апреля - день рождения поэта, личности выдающейся, неоднозначной. В этом году ему исполнилось бы 110 лет. Но он не из тех, кого вспоминают лишь в юбилейные дни. Он поэт удивительный, редкостный, любимый всеми. Амо  Сагиян  и при жизни стоял особняком среди личностей  в высшей степени духовных, а уж ныне, когда поэтическим званием удостаивают графоманов, он и вовсе похож на неразделимую комету в армянской поэзии.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ