Последние новости

"СЮНЕЦИ ГОР" - ГРОССМЕЙСТЕР!

"Ребята, вы верите в то, что двенадцатилетний мальчик может спасти свою Родину, спасти свой народ?", - спрашивают со сцены. " Да!!!" - с восторженным энтузиазмом отвечает зал... Как хорошо быть ребенком!

Но если жизненный опыт поубавил в тебе оптимизма, ты просто понимаешь - чтобы было кому спасть страну и народ, надо сызмальства воспитывать тех, кто на это способен. И начинать здесь и сейчас.

В ГОСУДАРСТВЕННОМ ТЕАТРЕ КУКОЛ ИМ. ОВ. ТУМАНЯНА САМСОН МОВСИСЯН поставил спектакль-сказку "СЮНЕЦИ ГОР" по пьесе Георгия Арутюняна.

Занавес раскрылся, и на минуту взрослому зрителю показалось, что он в театре не Кукольном, а Оперном. В пронзительно синем небе парил орел, горы, пастухи, их отара и их собаки, армянская этника и музыка, написанная композитором-французом, люди и куклы - сцена детского театра обрела невиданный доселе простор, и вместе с ним вдруг неожиданно стало что-то шириться в груди. И так же неожиданно возникла ассоциация с эпическим советским мультфильмом "Маугли" - "монументальная песня о главном".

"Я искал материал, и пару лет назад издательство "Зангак" подарило мне 14 книжек современных армянских авторов. Честно говоря, меня они совсем не впечатлили - сплошная философия, не поучительные, а поучающие тексты, - рассказывает режиссер спектакля Самсон Мовсисян. - А ведь всегда хочется поставить что-то современное. Понятно, что Туманян наше все. А дальше? Что, ничего нет? Я сам ставил Туманяна, видел много разных постановок. И каждый раз задавался вопросом - почему они всегда делаются в форме деревенского лубка? Можно же выйти за рамки трехов и "яхушты". У нас были ведь не только крестьяне - были же и князья, и цари. В сказке "Сюнеци Гор" мне, в первую очередь, понравилось то, что в ней мало резонерства и много действия. Здесь есть совсем не сказочные царь, царевна. Есть сцена, когда Гор сражается с Драконом, и мы постарались внести в оформление фрагменты вишапакаров, какие-то мифологические образы. Дети должны знать, что и это - часть нашей культуры".

На самом деле то, что Гор, сын гор, сражается с Драконом, в этой истории совсем не главное. А поскольку ее маленький зритель газет не читает, можно со спокойной совестью спойлерить нетривиальную сказку, написанную Георгием Арутюняном.

Грозный всесильный царь Мидии идет на Армению войной. Царь - затейник. Он пообещал, что его войско не вступит на армянскую землю, если только какой-нибудь армянин победит его в шахматном турнире. С шахматистами в стране напряженка. Тут-то и пришлось вспомнить о мальчике Горе, который пошел учиться шахматной игре у пришедшего из Греции мудреца Фалеса. Старец был готов научить армян играть в шахматы, только вот готовности учиться никто, кроме Гора, не проявил...

ЗАВЕРШИВ СВОЮ СКАЗКУ, ОТДАВ В НАЗВАНИИ ДАНЬ ТУМАНЯНУ (ассоциации с "Лореци Сако" избежать невозможно) Георгий Арутюнян отправил ее "на экспертизу" самому Гарри Каспарову. И получил от гроссмейстера ответ.

"Эта история является универсальным и вдохновляющим мессиджем, способным зажечь любого ребенка в любой точке земного шара - и тех, кто только знакомится с шахматной игрой, и тех, кто давно уже открыл ее для себя и сделал замечательные успехи. Она учит их оттачивать свой интеллект и способности и направляет к самым дорогим дарам человеческой сокровищницы - миру и свободе. А самое главное, маленьким читателям откроется, что отвага и лидерские качества могут обнаружиться в каждом - все, что нам нужно сделать, это поверить в себя", - написал Гарри Каспаров.

"Сегодня мы не в состоянии воевать, мы можем победить только силой ума", - говорит со сцены армянский царь...

"Автор вложил в свою сказку очень хорошую идею - что для победы одной физической силы недостаточно. На мой взгляд, звучит очень актуально: в сегодняшних реалиях, чтобы быть победителем, надо иметь острый ум и большие идеи. В сказке есть и другие, "параллельные" линии, но мы сконцентрировались именно на этой мысли. Это здорово - говорить со сцены ребенку десяти-двенадцати лет, что надо учиться, потому что в сегодняшнем мире ум сильнее силы, - считает Самсон Мовсисян. - И здесь присутствует еще одна тема, которая, мне кажется, очень важна для нас, армян: нужно уметь ждать, иметь терпение. Да, действовать быстро, но только после долгих раздумий перед принятием решений".

Всю эту неожиданную для детского театра историю Кукольный облек и в форму, совершенно неожиданную. Времена, когда мир был еще молод, армянская этника и ассирийская символика предстают в детском спектакле "Сюнеци Гор" во всем величии, но это величие изящно стилизовано, полно яркой праздничной театральности. Сказать, что работа художника спектакля Карине Онанян впечатляет - ничего не сказать. Она работала одновременно по законам истории и по законам игры, оперирует образами совсем не "кукольного" масштаба. В какой-то момент показалось: может, это реализация давней мечты - привнесение в детский спектакль большого театрального стиля?

Персонажи-актеры и персонажи-куклы почти в два человеческих роста. Невероятно живые куклы. Это стало испытанием для театра: у нас обычно один актер справляется с куклой, а тут с ней работают по три актера, в армянском театре практически нет такого прецедента. Это было сложно, но результат превзошел ожидания - куклы получились о-очень живые, и зритель даже не замечает актеров, которые их водят - не один, а сразу три актера. Цари, придворные и пастухи, Гор и юная царевна, орел и волкодав, ягуар и дракон - стоит посмотреть, с каким азартом актеры включаются в эту театральную историю. Не поучающую, но поучительную.

В сказке, как всегда - Родина и ее народ спасены, Добро победило, Зло - побеждено и даже покрыто позором. В жизни, увы, все не так просто. Но если жизненный опыт поубавил в тебе оптимизма, ты просто понимаешь: чтобы было кому спасть Родину и народ, надо сызмальства воспитывать тех, кто на это способен. И начинать здесь и сейчас. Что Театр кукол и сделал. Следует признать - очень успешно.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ВОССТАНОВИТЬ ВСЕ - ОТ ДОСТОИНСТВА ДО ТЕАТРА"
      2024-05-17 11:01

      "Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.

    • ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ С "ГАМЛЕТОМ..." - В ЕРЕВАНЕ!
      2024-05-09 11:04

      Нам, увы, не стоит объяснять, что такое  экзистенциальная ситуация. В этой ситуации между жизнью и смертью и возникают главные вопросы.  В чем смыслы, в том числе - смысл жизни? И в чем ее ценность и преимущество перед небытием? Что такое человек? И какова его ответственность за все, что совершается с ним и вокруг него?... Проклятые вопросы. Гамлетовсике вопросы.

    • ARMMONO: "ПОНЯТЬ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА"
      2024-05-07 13:30

      Завершилcя фестиваль ARMMONO, который иначе как театральным марафоном не назовешь. 20 дней показов спектаклей - из России и Беларуси, США и Франции, Грузии и Литвы... И, конечно, многочисленные наши, армянские артисты.  One-Man-Show - театр одного актера. Актера, который выходит на сцену в разных странах, чтобы поговорить со зрителем о том, что волнует если не всех, то очень многих. Таким был вектор нынешнего ARMMONO.

    • ПРАЗДНИК НЕБЛАГО-ДАРЕНИЯ - ХУДОЖНИКИ СКАЗАЛИ "НЕТ!"
      2024-05-06 14:20

      Плохая режиссура - залог провала спектакля, а уж если и кастинг неудачный... Песенка Винни-Пуха - "Вот горшок пустой, он никуда не денется. И потому горшок пустой гораздо выше ценится..." - в исполнении министра в том числе культуры Жанны Андреасян, которая, возможно, справилась бы с ролью маленького Пятачка, ну уж никак - с образом знаменитого медвежонка, потерпела полное фиаско!






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ