Последние новости

К ПЕЧАЛЬНОЙ ДАТЕ СПИТАКСКОГО ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ

7 декабря на сцене Национального академического театра оперы и балета был исполнен «Реквием» Верди. В исполнении участвовали симфонический оркестр под управлением Карена Дургаряна, мощный хор (Академическая капеллa Армении под управлением Оганеса Чекиджяна) и солисты, лучшие оперные певцы – заслуженные артисты РА Марине Деинян (сопрано), Кристина Саакян (меццо-сопрано), Ованнес Айвазян (тенор), Ованнес Нерсесян (бас).

 К ПЕЧАЛЬНОЙ ДАТЕ СПИТАКСКОГО ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯКОНЦЕРТ БЫЛ ПОСВЯЩЕН ПАМЯТИ ЖЕРТВ ЧУДОВИЩНОГО ДЕКАБРЬСКОГО ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ. Полный философской значительности, глубины и серьезности, Реквием прозвучал мощно, с напряженным внутренне противоречивым течением музыкальной мысли, затаенной душевной болью, прерывающейся в трагических кульминациях. Сложность и своеобразие этой музыки, окрашенной одновременно в трагические и светлые тона, прекрасно был воплощен исполнителями. Им удалось передать дух этого монументального произведения, пронизанного духовной мощью и животворной силой. Реквием звучал вдохновенно во всем гигантском масштабе замысла композитора.

Образные пики Реквиема столь полнокровны и взаимосвязаны, что, отзвучав, не уходят, а вбираются памятью, делая услышанное многомерным, неоднозначным. Прорыв напряжения выражен предельно ясно: тяжелые нерегулярные удары, окрашенные металлическим тембром. И никакой натуралистичности, трагический взрыв едва намечается, наивысшая точка страдания лишь угадывается, но этот скрытый драматизм оказывал глубокое психологическое художественное воздействие, не подавляя физиологическим импульсом.

Дургарян был остро и тонко реактивен в выражении того, что воспроизводил. Дирижируя огромным хором, оркестром и солистами, он вводил нас в мир душевных смятений, страстей взлетов, воспоминаний, которые в тот миг становились и нашими. Реквием был преподнесен с большим пафосом и глубиной. С особой силой ощущалось сопоставление грозной, неумолимой, карающей силы и смятенного, страдающего человечества. А как сильно прозвучал «Dies irae» («День гнева»), где с наибольшей яркостью выявляется основная идея произведения. Картина надвигающейся мировой катастрофы, грозные трубы ангелов, возвещающих последний день мира, образ неумолимого судьи – все эти эпизоды, предстают как-то зримо и зловеще актуально.

 К ПЕЧАЛЬНОЙ ДАТЕ СПИТАКСКОГО ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯКоллективы и замечательные солисты слились с дирижером. Как всегда была на высоте потрясающая Академическая капелла Армении. Оркестр, хор, певцы повиновались каждому жесту дирижера и передавали самые тончайшие нюансы произведения.

Поражали удивительная легкость в преодолении серьезных исполнительских трудностей, необычно широкая амплитуда нюансовых и штриховых контрастов. Здесь и тревожные вибрации звука, и мощные взрывы хорового тутти, тончайшее воздушное пиано и громовое, как шквал, форте, интонации, подобные вздоху, чуткая, уверенно вылепленная форма, исключающая какие-либо исполнительские вольности. Непрерывный и прочный контакт того огромного, объемного и бесконечно разнообразного по краскам «инструмента» с дирижером, мгновенная реакция на его едва уловимые посылы не могут не вызывать восхищения.

В день 35-й годовщины декабрьского землетрясения «Реквием» звучал не только в память о погибших в этот трагический день. Это был реквием по человеческой цивилизации, которая возникла тысячелетия назад и которую мы видим уходящей в прошлое. В этом, как мне представляется, глубокий смысл произведения, замечательно интерпретированного дирижером, хором, оркестром и солистами. Вновь хорошо знакомая музыка звучала не только вдохновенно: она вызвала в каждом сердце ответную реакцию.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ДУША ХУДОЖНИКА В ЕГО ИСКУССТВЕ
      2024-05-29 11:10

      Генриху МАМЯНУ-90 Секрет успеха - всегда загадка. Бывает, что художник, громко заявив о своем таланте, через какое-то время исчезает из поля зрения, оставив о себе лишь смутные воспоминания. Другие, на радость зрителям, остаются в центре внимания многие годы. К их числу относится уникальный график, живописец-монументалист, педагог, воспитавший не одно поколение художников, Генрих Мамян. В этом году замечательному мастеру исполнилось бы 90, а десять лет его уже не с нами, но он оставил богатое наследие, и в графике, особенно в области книжной иллюстрации, и в монументальной живописи.

    • ПРОСЛАВЛЕННАЯ ВЕРШИНА - КАК И АРАРАТ
      2024-05-21 09:21

      Шарлю АЗНАВУРУ - 100 лет ...Худое, будто иссеченное дождем и ветром лицо. Острый и одновременно печальный взгляд. Кажется, одни превратности судьбы, а не ясные лучезарные дни оставили след на его лице, в котором определенно есть что-то трагическое. Этот портрет великого Шарля Азнавура мне показал как-то замечательный художник Александр Баграмян, нарисовавший его не с натуры, а, как он рассказал, под сильным впечатлением от исполненной им песни. Тогда подумалось, как же должна быть исполнена песня, чтобы создать вот такой точный, психологически глубокий портрет!

    • В ПРОГРАММЕ - ШОСТАКОВИЧ
      2024-05-10 10:35

      Из последних концертов Национального филармонического оркестра под управлением Эдуарда Топчяна вечер 5 мая, безусловно, самый особенный. Несмотря на исполнение не самой популярной программы - Скрипичный концерт N1 ля-минор и Тринадцатая симфония Дмитрия Шостаковича на стихи Евгения Евтушенко, Большой концертный зал им. А. Хачатуряна был переполнен. Солировал в концерте выдающийся скрипач Сергей Хачатрян, выступления которого всегда сопровождаются повышенным градусом напряжения.

    • БЛАГОРОДСТВО ТАЛАНТА
      2024-05-03 11:07

      K 100-летию со дня рождения Петра АЙКАЗЯНА Армянская культура знает немало замечательных имен, которые вписаны золотыми буквами в ее историю, - имен людей, чьей наибольшей заботой всю жизнь было обогащение духовных сокровищ своего народа. Среди этих славных имен красиво и ярко светится имя Петра Асатуровича Айказяна - выдающегося педагога, "прораба духа", воспитавшего не одно поколение музыкантов-скрипачей.  Его жизнь, внешне очень спокойная, лишенная драматических событий, давала нам примеры огромной нравственной силы, каждодневной борьбы за свое право быть человекам и истинным Педагогом с большой буквы. Даже в старости (это определение никак не вязалось с его именем) самим своим  обликом молодого, стройного, с живыми глазами и жадностью к работе человека, Петр Асатурович утверждал излюбленную  мысль о том, что мудрость – это умение и в старости сохранить непосредственность восприятия мира.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ