Последние новости

АРМЯНСКОЕ КИНО - ОТ ЗАРОЖДЕНИЯ ДО 1936 ГОДА

В ереванском издательстве " Антарес" вышла книга кинорежиссера, киноведа Гарегина ЗАКОЯНА "Армянское кино. 1909 - 1936. Документы и материалы". Это фактически история возникновения кинематографа в Армении, его взлеты и падения. В сборник вошли документы, письма, отрывки сценариев и конечно же уникальные фотографии.

Исторической датой основания армянского кинематографа принято считать 1923 год, когда в Советской Армении была организована первая национальная киностудия "Арменфильм". В трудах некоторых киноведов можно найти иную дату рождения армянского кино – 1925 год, когда на экраны вышел первый армянский игровой фильм Амо Бекназаряна "Намус". В действительности армянский кинематограф зародился гораздо раньше, о чем свидетельствуют многочисленные архивы.

 АРМЯНСКОЕ КИНО - ОТ ЗАРОЖДЕНИЯ ДО 1936 ГОДА28 ДЕКАБРЯ 1895 ГОДА В ИНДИЙСКОМ САЛОНЕ, РАСПОЛОЖЕННОМ В ПОДВАЛЬНОМ ПОМЕЩЕНИИ "ГРАН КАФЕ" на бульваре Капуцинов в Париже, братья Огюст и Луи Люмьер устроили свой первый публичный киносеанс, открыв новую страницу в истории цивилизации. В этот день родилось новое искусство – кино. На первых киносеансах присутствовал также армянин, который не только стал одним из первых зрителей кино, но и участвовал в его рекламе. И этим армянином был не кто иной, как выдающийся армянский филолог – лингвист Грачья Ачарян. Исследования архивов позволили выяснить, что первый кинопоказ "синематографа" в Армении был связан с 1899г., а с 1901г. слово "синематограф" входит и в армянскую художественную литературу. С того же времени в прессе разных стран появляются объявления на армянском языке о предстоящих киносеансах.

В беседе с корр. "ГА" Гарегин Владимирович отметил, что кинематограф предоставляет нам уникальную возможность зафиксировать и засвидетельствовать факт зарождения нового вида искусства. В этом плане изучение истории кино имеет огромное и до сих пор еще не до конца осознанное значение, выходящее далеко за рамки узко-киноведческих интересов и простирающееся на всю сферу языка и искусства.

"Предметом истории кино, конечно же, является фильм как воплощение и реализация новой формы духовной деятельности человека, зарождение и эволюция этой формы,- сказал Г. Закоян.- Такая история кино, если она, конечно, возможна в столь идеальном и чистом виде, целиком и полностью лежит в компетенции киноведов. Однако любая форма духовной деятельности, а тем более киноискусство, настолько опосредована множеством социально-исторических факторов, что без помощи и посредничества собственно исторических изысканий киноведению просто не обойтись. Изучение истории отдельной национальной кинематографии преследует двоякую цель. Во-первых, всякое национальное киноискусство вносило и вносит свою лепту в общую историю кино: не только сильные, но и слабые его стороны становятся испытанием для выразительных способностей киноязыка. И потому история национального кино выступает одновременно и как составная часть всеобщей истории кино. Во-вторых, национальное киноискусство является неотъемлемой частью национальной культуры, а история кино – одним из разделов истории национальной культуры.

 АРМЯНСКОЕ КИНО - ОТ ЗАРОЖДЕНИЯ ДО 1936 ГОДАОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ПРЕДЛАГАЕМОГО ЧИТАТЕЛЮ СБОРНИКА – ВЫЯВИТЬ И СОБРАТЬ ВОЕДИНО все материалы и документы, так или иначе относящиеся к периоду зарождения и становления армянского кино, иначе говоря, выполнить первейшее требование, предъявляемое к историку – создать необходимую базу и основу для осмысления и написания истории кино.

В своей работе мы придерживались максималистической позиции: собрать все, что хранится в архивах и музеях Армении. Однако вряд ли это нам удалось. Да и могло бы удасться? Нет сомнения, что с годами будут выявляться все новые и новые документы. И тем не менее, наличие предлагаемого сборника существенно изменит саму судьбу документов – впредь они станут частью некоего целостного организма, найдут в нем свое хронологическое и смысловое место. Таким образом, они избегнут участи многих документов, разрозненное и внесистемное существование которых делало их использование малоэффективным и случайным.

29 сентября 1922г. СНК Армении принял постановление о национализации кинодела и создании при Главполитпросвете специальной организации "Госкино". Это постановление положило начало армянской кинопромышленности и армянскому киноискусству.

Однако, на первых страницах нашего сборника читатель обнаружит документы с более ранней датировкой. И это не случайно, ибо история любой национальной кинематографии начинается с момента зарождения культуры кино – с появления первых кинотеатров, с первых киносъемок на территории страны.

Нынешнее состояние армянского кино далеко не идеально. Однако мы не должны забывать, что в активе армянского киноискусства имеются произведения выдающиеся. Это прежде всего фильмы А. Пелешяна и С. Параджанова. Оба режиссера являются создателями произведений высочайшего художественного уровня. Они принадлежат к числу тех немногих художников мирового кино, которые созидают сам киноязык, который развивают и изменяют само наше представление о киноискусстве.

 АРМЯНСКОЕ КИНО - ОТ ЗАРОЖДЕНИЯ ДО 1936 ГОДАНа первый взгляд, искусство этих двух мастеров кажется несопоставимым и чуть ли не диаметрально противоположным. Однако внимательное изучение их творчества открывает удивительную общность мышления и художественного постижения мира. И эта общность не является чем-то случайным – она непосредственно восходит к творчеству родоначальника армянского кино Амо Ивановича Бек-Назарова. Уже в своем первом армянском фильме "Намус" Бек-Назаров положил конец господству ориенталистических подделок и создал подлинно национальное произведение киноискусства. По единодушному признанию современников, именно он создал первые реалистические произведения, посвященные восточной действительности, создал экранный образ «Востока без прикрас». Естественно, что всего этого не было бы и в помине, если бы Бек-Назаров не противопоставил господствующей в 20-ые гг. киноэстетике собственную кинематографическую модель национального мышления. И модель эта, не во всем совершенная, но в целом верно отражающая национальные особенности художественного постижения мира, получила свое идеальное воплощение в творчестве Пелешяна и Параджанова.

Совершенно не случайно, что сборник ограничен рамками немого периода истории армянского кино. Не случайно также, что эта довольно объемистая книга отражает сравнительно короткий исторический отрезок времени. Будучи первой ступенью развития нового вида искусства и в то же время уже завершенным его этапом, немое кино позволяет теоретикам выявить сущностные аспекты развитого киноязыка, а историкам – обобщить хронику кинофактов в исторический опыт".

 АРМЯНСКОЕ КИНО - ОТ ЗАРОЖДЕНИЯ ДО 1936 ГОДАПЕРВЫЕ СЪЕМКИ В АРМЕНИИ ОТНОСЯТСЯ К 1907 ГОДУ: были запечатлены похороны Католикоса всех армян Мкртича Хримяна.

В годы Первой мировой войны хроникеры снимали отдельные эпизоды боев на Кавказском фронте, трагические события жестокой расправы турецких властей с армянским населением, эвакуацию армян в Россию. В эти же годы на студиях России армянские кинематографисты поставили несколько игровых фильмов о жизни армян. В 1915 году в Екатеринодаре (ныне - Краснодар) был снят фильм "Под властью курдов" (режиссер, сценарист и оператор А. Минервин) об армянской семье, перенесшей ужасы резни.

К судьбам армянских беженцев не остались безразличными и за океаном. 16 февраля 1919 года в Нью-Йорке состоялась премьера немого фильма "Растерзанная Армения" (другое наименование - "Аукцион душ"). За год до этого, в 1918-м, свет увидела книга Аршалуйс (Авроры) Мардиканян, по мотивам которой и был снят фильм. Ее книга - одно из первых документальных свидетельств очевидца тех страшных событий. В съемках картины было задействовано более 10 000 армянских жителей Южной Калифорнии (в том числе 200 детей), переживших депортацию.

В 1918 году режиссер И.Н. Перестиани по сценарию В.К. Папазяна и Ц. Лакка осуществил на киностудии А.А. Ханжонкова первую экранизацию романа Александра Ширванзаде "Намус" (фильм вышел под названием "Связанная клятвой").

Театральные деятели А.В. Шахатуни, Г.Н. Нерсисян, В.К. Папазян, А.Т. Восканян, М И. Жасмен, А.С. Бурджалян и другие успешно снимались на киностудиях России, Турции и Западной Европы. Попытку поставить игровой фильм в самой Армении предпринял А. Зарифян (фильм был снят, но пленка оказалась засвеченной).

В 1920 году оператор А.Г. Лемберг запечатлел события, связанные с установлением Советской власти в Армении: часть этого материала легла в основу фильма "Вступление Красной Армии в Ереван". 17 декабря 1920 года приказом Наркомпроса Армении культурно-просветительские организации, в том числе и кинематограф, были подчинены культурно-просветительским отделам местных ревкомов. В горные районы Армении стали выезжать кинопередвижки (портативные киноустановки, предназначенные для демонстрации фильмов). В 1922 году были национализированы кинотеатры, открывались новые. Начались хроникальные съемки важнейших событий жизни республики. Их вели Д.М. Дзнуни, В.С. Тотовенц, Е.Х. Харазян, И.М. Краславский.

Так начиналась блестящая история армянского кино, которая достигнет своего расцвета в 50-80 гг. Об этом Гарегин Владимирович обещал рассказать во второй книге. Она охватит период от 40-х годов прошлого века до наших дней.

За 100-летнюю историю армянского кинематографа было создано более 700 художественных, около 2500 документальных, хронико-документальных и 300 анимационных фильмов.

Галерея (14 фото)

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЕДИНСТВЕННАЯ АРМЯНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В КАППАДОКИИ ПОД УГРОЗОЙ
      2024-10-30 09:42

      Древняя армянская церковь, построенная предположительно в V или VI веке в селе Сиврихисар (провинция Гюзельюрт, Турция) постоянно разрушается грабителями. Об этом пишет турецкая газета "Hurriyet". Согласно источнику, церковь построена во имя основателя Армянской Апостольской Церкви Григория Просветителя, внесена Всемирным фондом защиты памятников в список 100 находящихся под наибольшей угрозой исчезновения исторических памятников мира.

    • ХЕЛЛОУИН – ПРАЗДНИК САТАНЫ
      2024-10-28 10:27

      В четверг, 31 октября, часть общественности в Армении собирается присоединиться к празднованию Хэллоуина. Если раньше его отмечали крайне редко, то сейчас прилавки магазинов буквально пестрят разнообразной пугающей атрибутикой: специальными масками, костюмами и тыквой. Однако представители Армянской Апостольской Церкви категорически советуют не отмечать этот праздник Сатаны. В беседе с корр."ГА" иерей ереванской церкви Св. Акопа тер Шмавон Гевондян отметил, что ААЦ каждый раз обращается с призывом к народу, подчеркивая, что подобные иностранные праздники не столь уж и безобидны.

    • ПОЧЕМУ КОСМОС ЧЕРНЫЙ, А НЕБО ГОЛУБОЕ?
      2024-10-26 11:14

      Действительно, это может показаться парадоксальным, учитывая, что звезды излучают свет. Космос кажется черным по нескольким причинам. В беседе с корр. "ГА" профессор кафедры радиофизики Ашот ОКСУЗЯН отметил, что главная причина - это огромные расстояния. Звезды находятся очень далеко друг от друга, и их свет рассеивается на огромных пространствах.

    • МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА ГУРГЕНУ МУШЕГЯНУ
      2024-10-23 10:44

      18 октября в Ереване на стене дома по улице Езника Кохбаци, 42 открылась мемориальная доска заслуженному архитектору Армении, дважды лауреату Госпремии СССР, иностранному члену Российской академии архитектуры и строительных наук, профессору Гургену Нерсесовичу Мушегяну. Автор доски – архитектор Роман Григорян. Торжественное мероприятие собрало большое количество людей. Пришли его друзья и коллеги, студенты и журналисты, родственники и даже люди, которые Мушегяна лично не знали.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ