Последние новости
0

КАЗАХСТАНСКОЕ НЕРАВНОДУШИЕ: ЧТО АСТАНА ИЩЕТ В ЗАКАВКАЗЬЕ?

Казахстан хочет быть не просто "тюркским братом" или одним из партнеров по ОДКБ и ЕАЭС, он пытается показать себя самостоятельной евразийской субстанцией, способной генерировать и предлагать нетривиальные идеи и решения, считает ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО, российский политолог Сергей МАРКЕДОНОВ.

В ПУБЛИКАЦИИ В СВОЕМ ТГ-КАНАЛЕ В ПРЕДДВЕРИИ ВИЗИТА президента Казахстана Токаева в Армению он напоминает о готовности Токаева выступить в роли посредника-миротворца между Баку и Ереваном, отмечая, что миротворческие устремления Казахстана интересны и Армении.

"1. 15 апреля президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев посетит Ереван. Запланированы его переговоры с президентом и премьер-министром Армении Ваагном Хачатуряном и Николом Пашиняном.

2. Визит казахстанского лидера не отнесешь к обычной дипломатической рутине. Для этого есть несколько оснований. Во-первых, Токаев прибывает в Ереван всего на один день, после чего вылетит в одну из областей своей страны, пострадавшей от недавних паводков. Таким образом, он находит в своем плотном графике время, чтобы побывать в Армении. На церемониальные вояжи в таких обстоятельствах, как правило, не ездят. Во-вторых, обращает на себя внимание тот факт, что всего за месяц до ереванского визита Токаев побывал в Баку. Кавказский регион, очевидно, оказывается в фокусе интересов Астаны. В интервью изданию Armenpress Токаев заявил о неравнодушии Казахстана к урегулированию армяно-азербайджанского конфликта.

3. В экспертных и медийных кругах укоренилось представление о проазербайджанской позиции Астаны. Казахстан всегда четко и последовательно поддерживал территориальную целостность Азербайджана. Астана активно включилась в процесс экономического восстановления Нагорного Карабаха, перешедшего под контроль Баку. И, напротив, Казахстан долгое время возражал против присоединения Армении к Таможенному союзу (позднее трансформировавшемуся в ЕАЭС) по причине неясности пограничных вопросов. Баку и Астана активно взаимодействуют друг с другом, а вместе - с Турцией в формате Организации тюркских государств.

4. Впрочем, в казахстанской внешней политике есть свои нюансы. И мы не будем упрощать. Астана не впервые пытается заявить о себе, как о миротворце на Кавказе. И хотя сегодня в Казахстане не очень принято апеллировать к авторитету и заслугам Нурсултана Назарбаева, стоит отметить, что еще в сентябре 1991 года на фоне обвала СССР именно он вместе с первым президентом РФ Борисом Ельциным выступили с миротворческой инициативой (Железноводское коммюнике) по карабахскому урегулированию. В 2010 году, когда Казахстан первым из государств СНГ получил председательство в ОБСЕ, он принял Астанинский форум Организации, на котором тема примирения Баку и Еревана была одним из главных вопросов повестки дня. Вот и сейчас Токаев говорит о готовности выступить в роли посредника-миротворца.

5. Эта заявка интересна Астане. Казахстан хочет быть не просто "тюркским братом" или одним из партнеров по ОДКБ и ЕАЭС (хотя все эти три формата ему интересны, и поддерживаются на высшем уровне государственной власти). Он пытается показать себя самостоятельной евразийской субстанцией, способной генерировать и предлагать нетривиальные идеи и решения. Примут их или нет? Это зависит не от одной лишь Астаны.

6. Но миротворческие устремления Казахстана интересны и Армении. Конкуренция проектов России и Запада сегодня представляет собой одно из конфронтационных полей "холодной войны- 2.0". Москва упрекает Ереван в вестернизации (увы, для этого есть немало веских оснований), но и Запад думает, прежде всего о том, как минимизировать российское влияние на Кавказе. При этом "здесь и сейчас" Баку не готов слушать аргументы ЕС (особенно Франции). С США все намного сложнее, но по "армянскому вопросу" азербайджанская сторона не слишком доверяет "американским партнерам". Но Токаев – тот политик, которого с радостью выслушают в Баку, в том числе и переданные ему (а затем и от него) сигналы из Еревана. Не исключаем, впрочем, и новой порции завышенных ожиданий от токаевской миссии в Армении. Но признаемся честно, пространство для маневра у армянского руководства не слишком велико.

7. Некоторые евразийские государства борются за статус "средней державы", стремятся вести свою игру поверх привычных союзнических альянсов, и "попутческих" конфигураций. Мировая политика становится сложнее. Но ведь это одно из условий многополярности, не так ли?" - написал Сергей Маркедонов.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ