Последние новости

"ВЕРНИТЕ МУЗЫКУ, БЕЗ МУЗЫКИ ТОСКА …"

- Посмотри-ка на афишу, что сегодня Рихтер делает в филармонии?- не найдя никого из музыкантов, позвонил вахтеру Испир Харджанян.

- Сию минуту, Испир Оганесович, - ответили главному дирижеру Театра музкомедии. Ровно через минуту вахтер сообщил:

- Рихтер играет на пианино…

ЭТА ИСТОРИЯ СИЛЬНО РАССМЕШИЛА КОМПОЗИТОРА АВЕТА ТЕРТЕРЯНА, но была рассказана ему неспроста. Требовалось раскрыть примерный уровень музыкального образования автора, что в свою очередь вытекало из предложения Тертеряна послушать опус, над которым он в те дни работал.

Теперь обо всем по порядку. Лето. Дилижан. Дом творчества композиторов (ДТК). Народу много, композиторов мало, творчества нет. За исключением Тертеряна, который в Дилижане и зимой, и летом, и весной, и осенью – каждый день. Чтобы не впадать в пафос, написав: он там творил, скажем: он там жил. Отъезжая только в случаях, которые невозможно отменить. Это преподавательская работа в консерватории, выезды в Москву или за рубеж и лишь в редких случаях дела, которые называются личными.

Годы жизни на природе (да еще такой, как в Дилижане) отличают человека от других, кто видится с ней от случая к случаю. У Тертеряна отношение к ней было философично-созерцательное, в этом композитор походил на лесничего, умеющего видеть, понимать, а главное, слышать (это уже из сугубо профессионального) то, что другому недоступно.

И вот еще. Живя в созвучии с природой и в собственноручно созданном мире, он не превратился в уединившегося в лесной глуши отшельника. (Известно: одиночество более всего ощущается в толпе, а музыку ни для кого можно писать и на виду у всех.)

…В ДИЛИЖАНЕ ШЛИ ДОЖДИ, ЗАТЯЖНЫЕ, НАДОЕДЛИВЫЕ. Тугие струи воды, хлеставшие по готовым вот-вот поползти косогорам, своего добились: оползень повредил земляную насыпь у строившегося тогда концертного зала ДТК, не повредив, к счастью, самого здания.

Других примечательных событий в Доме творчества в тот месяц не было. Разве что пробыла недолго группа профсоюзных активистов и, отсовещавшись, убыла, оставив на память плакат - "Привет участникам семинара". Его не стали снимать, рассудив, что поприветствовать любителей совещаний, возможно, придется еще. (Сдача помещений в аренду была одной из основных статей доходов ДТК.)

…В тот день Тертерян пришел в столовую минута в минуту, сел за тот же столик, за который садился каждый раз, и заказал то же, что заказывал всегда. Посмотрел на плакат с "Привет участникам…", перевел взгляд на меня. Отрекаясь от профсоюзного движения, я молча повел головой. У дверей столовой, выходя, он вдруг улыбнулся, протянул руку:  "Фред". Так мы познакомились.

О Тертеряне уже тогда говорили много, точнее, не говорили, а спорили, что лучшее свидетельство повышенного интереса к предмету спора. Уже были написаны пять симфоний (одна удостоена Госпремии Армении) и пока единственная опера "Огненное кольцо" - долгожитель сцены Оперного театра Еревана и театра в Галле, на родине композитора Генделя. Завершалась работа над Шестой симфонией.

ИЗ ЖУРНАЛА "СОВЕТСКАЯ МУЗЫКА". "Музыку Авета Тертеряна отличает особая сила воздействия, в ней заложены мощные заряды, она обладает гипнотической способностью. Пока звучит, ею захвачены все, словесные поединки разыгрываются потом. - Не помню, - продолжал музыкальный критик, - чтобы за последние десять-пятнадцать лет какое-нибудь явление в армянской музыке вызывало столь бурное и разноречивое отношение. И это прекрасно! Нам всем порядком надоело "смиренное" отношение к творчеству наших композиторов".

Обратите внимание: слово "смиренное" взято в кавычки. Вроде бы, фигурально выражаясь, как бы, похоже, для красного словца, а на деле - ничего подобного, самовыражение в музыке власть не только поощряет, она его приветствует.

ЛЕТО 1980 ГОДА. Авет Тертерян уже признанный музыкант, лауреат, заслуженный деятель искусств, о нем пишут и говорят на всех музыкальных перекрестках, и автор мог бы привести на этот счет еще не одну выдержку из авторитетных изданий, но не станет. Перебор с цитатами, как уже было сказано, закрывает брешь в музыкальном образовании, о чем композитору было сразу же сказано. Но решительно отвергнуто как мотив, способный помешать слушать серьезную музыку.

- Ну что ты хочешь от человека, выросшего на песнях советских композиторов и посещавшего оперу по требованию школьного абонемента?

- Хочу, чтобы услышал и объяснил.

- Фрэд, как я могу объяснить то, чего не понимаю?

- Своими словами.

Прослушивание состоялось в коттедже Тертеряна при полном отсутствии других слушателей.

- Ну и?.. - спросил композитор.

Излагаю более или менее складно то, что сбивчиво, но воодушевленно говорил композитору. Вот что из этого вышло. Музыка Тертеряна обладает способностью рождать ассоциации, не имеющие с музыкальным рядом ничего общего. Она как незримый внутренний аккомпанемент событиям и катаклизмам XX века. Причем аккомпанемент не только сопровождающий, но и объясняющий.

- Ну-ну… Вот это уже интересно, поощрил автора Тертерян. - Давай дальше.

- Еще одно, - продолжал польщенный автор. – То, что ты написал, как бы заряжает энергией, поощряет к действию. А дальше… Хочешь, скажу как Ленин об "Аппассионате"?

- Не надо. Скажи просто.

- Хорошо. Если просто, такая музыка мне нравится.

- Вот это самое главное! – обрадовался композитор.

…В НОЯБРЕ 1981 ГОДА В ЛЕЙПЦИГЕ состоялась премьера Пятой симфонии Тертеряна. Произведение было написано для Большого симфонического оркестра и кяманчи. Это могло показаться странным, если бы зурна и дудук уже не звучали в других симфониях композитора. А теперь вот кяманча…

Нет уже Тертеряна... Очень жаль.

…Он скончался в 1994 году в Екатеринбурге, похоронен в Ереване. 29 июля состоится третий фестиваль, посвященный творчеству великого армянского композитора.

По сообщению информационного агентства PanARMENIAN.Net, фестиваль пройдет в доме Тертеряна на Севане.

Сергей БАБЛУМЯН

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • FMO ПРЕДОСТАВИЛО АРДШИНБАНКУ ГАРАНТИЮ ПО КРЕДИТНОМУ ПОРТФЕЛЮ НА СУММУ 20 МЛН ДОЛЛАРОВ США
      2024-05-15 16:35

      В рамках 33-го бизнес-форума Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) ЗАО «Ардшинбанк» и голландский банк развития предпринимательства FMO подписали Договор поручительства по кредитному портфелю на сумму 20 млн. долларов США сроком на 7 лет.

    • САР ЗА ПРАВДУ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ!
      2024-05-15 13:20

      Резолюция расширенного заседания Совета САР Мы, участники расширенного заседания Совета САР: руководители региональных и местных отделений крупнейшей армянской организации мира, представляющие все регионы РФ (от Москвы и Московской области до Краснодарского края, от Кемерово и Ставрополья до Ульяновской, Омской и Новосибирской областей, от Тулы и Ярославля до Камчатки, от Нижнего Новгорода, Брянска и Тамбова до Иваново и Воронежа, от Саратова до Татарстана и Республики Башкортостан и т.д.), главы ряда армянских национально-культурных объединений (Ай Дат, Джавахкская диаспора, "Арарат", "Ассоциация граждан Армении, проживающих в России" и др.), представители духовенства, армянского научно-образовательного, культурного, военного, дипломатического, молодежного, спортивного сообществ, обсудив ситуацию в Армении и угрозы ее существованию в свете проводимой властями РА политики, ведущей:

    • Ваге ДАВТЯН: "В ОСНОВЕ ВСЕХ ТЕЗИСОВ СРБАЗАНА ЛЕЖИТ МОРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ"
      2024-05-14 10:58

      "Баграт Србазан, по сути, говорит о перспективе теократии, - пишет в своем телеграм-канале доктор политических наук Ваге Давтян.

    • В ИСТОРИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИНАХ
      2024-05-14 10:47

      В Москве вышла книга Ариса КАЗИНЯНА "Бумажные колокола" - второй том проекта Игоря АВАНЕСЯНА "Культурологические беседы о политической истории армян". Под призмой исторических законов, доказавших свое присутствие и исправность на протяжении тридцати веков армянской политической жизни, рассматривается философия развития внутренних процессов на тридцатилетнем отрезке независимости (1991-2021 гг.). Книга поддерживает тезис о том, что именно Арцах являлся с рубежа XX-XXI вв. единственной идеей, объективно могущей стать площадкой конструирования обновленной политической модификации армян - нации независимости.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ЗА КАДРОМ - МУЗЫКА АНДРАНИКА БЕРБЕРЯНА (Видео)
      2022-07-29 09:52

      Молодой талантливый композитор Андраник БЕРБЕРЯН знаком любителям кино по фильмам «Корни» Ваге Яна, «Долгая ночь» Эдгара Багдасаряна, кинодиптих «Линия» Мгера Мкртчяна, «Сон Кафки» Давида Бабаяна, «Песни Согомона» Армана Ншаняна, «Америкаци» Майкла Гюрджяна, «Рассвет Авроры» Инны Саакян и др. Мы предлагаем читателям «ГА» беседу с Андраником Берберяном, удостоившимся звания «Лучший композитор года» за фильм «Долгая ночь» и Национальной кинопремии «Анаит» за «Лучший оригинальный саундтрек» к фильму «Песни Соломона».  

    • РАЗОМКНУТЬ ЗАБВЕНЬЯ КРУГ
      2022-01-11 08:51

      Сумею ли я ответить на вопрос о том, что нового внес в армянскую музыку Юрий Казарян без помощи самого композитора, уехавшего из страны в начале 90-х годов? Не сумею. Я всегда испытываю некоторую робость перед музыковедами, великолепно помнящими, кто на кого и когда повлиял, что из чего "вытекает". Мне приходилось постичь все это в основном чистой практикой, постоянным общением с разными музыкантами, заинтересованным наблюдением за работой многих из них, за радостями и горестями их побед и поражений.

    • В ГОСТЯХ У МАРШАЛА
      2021-11-23 09:36

      Случайная встреча с маршалом Бабаджаняном в октябре 1970 года на всю жизнь мне запомнилась.

    • НАРИНЕ ЗАРИФЯН В ГОСТЯХ У «ФИЛАРМОНИИ ШКОЛЬНИКА»
      2021-10-30 09:58

      В столичном Малом концертном зале «Арно Бабаджанян» состоялась встреча юных слушателей с одним из самых многожанровых композиторов Армении - Нарине Зарифян. Детей и подростков собрала здесь программа «Филармония школьника», призванная привить подрастающему поколению эстетический вкус в музыке, воспитать из них грамотных слушателей и познакомить с творчеством лучших представителей армянского музыкального искусства.