Последние новости

САРЬЯН – ГОРДОСТЬ И АРМЕНИИ, И РОССИИ

15 ноября в рамках Дней культуры Армении в России, посвященных установлению дипломатических отношений между РА и РФ, в Государственной Третьяковской галерее состоялось открытие выставки самой крупной фигуры армянского изобразительного искусства, великого Мартироса Сарьяна. Вернисаж состоялся при высоком участии президента Российской Федерации Владимира Путина и президента Республики Армения Сержа Саргсяна. Этой торжественной церемонии предшествовало еще одно знаменательное событие – открытие мемориальной доски Мартироса Сарьяна на доме, в котором Мастер жил в Москве. 

УСТАНОВЛЕНИЕ МЕМОРИАЛЬНОЙ ДОСКИ НА ФАСАДЕ ДОМА N2/5 В КАРМАНИЦКОМ ПЕРЕУЛКЕ, где с 1937-го по 1970 год жил и творил Сарьян, планировалось еще в 2010 году. Тогда к 130-летнему юбилею мастера светоносной кисти опять же в Третьяковской галерее была открыта большая выставка, в экспозицию которой вошло 60 с лишним работ разных периодов. Тот юбилей отмечали масштабно и в Ереване, и в Москве, но с мемориальной доской что-то не срослось…

Нынешняя выставка работ выдающегося живописца XX века названа главным событием Дней культуры Армении в России. Эта экспозиция скромнее по масштабу – во Врубелевском зале Третьяковки представлено около 30 полотен, – зато в ней прослеживается четкая концепция. Хотя в ней представлены работы и из Национальной галереи Армении, и из Дома-музея Сарьяна, основную часть выставки составили полотна, хранящиеся в московских музеях.

Это живопись, относящаяся преимущественно к периоду 1910-х годов – ко времени обретения мастерства и собственного знаменитого стиля, времени, когда к Сарьяну пришли признание и успех. Третьяковка представила эталонные работы, написанные мастером во время путешествий по странам Ближнего Востока и по мотивам воспоминаний о них. Они представляют собой наивысшие творческие завоевания художника в дореволюционный период. Он путешествовал по Востоку, и рождались картины - "Глицинии", "Фруктовая лавочка", позднее "Улица. Полдень", - которые были приобретены Третьяковской галереей. Это был первый случай, когда галерея приобретала работы молодого художника-новатора. Валентин Серов заметил тогда: "Давно пора!".

 'Глицинии'"ЗДЕСЬ, В ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ, ОТКРЫВАЕТСЯ ВЫСТАВКА РАБОТ народного художника СССР Мартироса Сергеевича Сарьяна, выдающегося живописца, органично соединившего в своем творчестве стиль русской школы, традиции Востока и европейского искусства XX века. Его работы, имя – это наше общее достояние, гордость и Армении, и России", – говорил на открытии вернисажа президент РФ Владимир Путин.

"Еще полвека назад Сарьян говорил: искусство может очеловечить, приблизить к людям все удивительные открытия науки и техники. Таково было сарьяновское восприятие мира и понимание культуры", – подчеркнул президент РА Серж Саргсян.

Творчество Сарьяна - это культурный концентрат, кладезь знаний о жизни и взаимодействии армянских и российских художников. Поэтому присутствие Сарьяна в Москве не "наездами" - от выставки до выставки – а постоянное, органично Таким постоянным присутствием отныне станет мемориальная доска великого художника на фасаде дома N2/5 в Карманицком переулке.

Открытие мемориальной доски Мартироса Сарьяна в Москве состоялось в присутствии министра культуры Армении Армена Амиряна и директора Государственной Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, собрало вокруг себя представителей творческой интеллигенции Москвы и Еревана.

 На церемонии открытия мемориальной доски Мартироса Сарьяна в Москве"МЫ СОБРАЛИСЬ ЗДЕСЬ В СВЯЗИ С ОТКРЫТИЕМ МЕМОРИАЛЬНОЙ ДОСКИ МАРТИРОСА САРЬЯНА. Установление мемориальной доски на этом доме, в одной из квартир которого жил величайший армянский художник и один из великих художников ХХ века, есть не только дань памяти. Мне кажется, смысл и значение этого события гораздо шире, - говорил на церемонии Армен Амирян. - Взаимопроникновение русской и армянской культур не раз являло мастеров в различных сферах искусства, обогативших мировую культурную сокровищницу. Примером такого взаимодействия и взаимопроникновения мне видится творчество Мартироса Сергеевича Сарьяна. Они удивительны – краски Родины. Синева Севана, золото Араратской долины, голубизна Гегамских гор. Их надо увидеть сердцем, почувствовать всей душой – так, как видел и чувствовал Мартирос Сарьян.

Но невозможно говорить о расцвете гения мастера, не учитывая ту блистательную школу, которую он прошел в Москве, ту неповторимую, уникальную среду, которая его питала и открыла перед ним двери к международной славе. Окончив специальный курс Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Сарьян постигал азы мастерства у ярчайшего представителя русского импрессионизма Константина Коровина и великого русского живописца Валентина Серова. Он на всю жизнь запомнил советы, которые ему довелось выслушать от мастера "пейзажа настроения" Исаака Левитана.

 'Фруктовая лавочка'Первым молодого Сарьяна, творческий поиск которого подвергся жестокой критике, по достоинству оценил Сергей Щукин, коллекционер и крупнейший знаток европейкой живописи. После того как работы Сарьяна были представлены на выставках Союза русских художников и объединения "Мир искусства", работы молодого художника приобрела Третьяковская галерея. В ноябре 1967 года по особому решению правительства Армении в Ереване был выстроен и открыт Дом-музей Мартироса Сарьяна. Буквально перед открытием Дней культуры Армении он отметил свое 50-летие. В ноябре 2017 года решением Московской мэрии на доме, где Мастер жил в Москве, установлена мемориальная доска. Спасибо! За этот подарок к юбилею Дома Сарьяна. За неподдельный интерес к армянской культуре. За дружбу и взаимопонимание".

Выставка Мартироса Сарьяна в Третьяковке украсила Дни культуры Армении в России, став их главным событием. А сами эти Дни стали не только поводом для большего сближения и узнавания двух народов, не только заставили еще раз по достоинству оценить всю важность взаимного влияния и взаимопроникновения культур. В эти Дни культуры была установлена мемориальная доска Мартироса Сарьяна в Москве. А это уже факт истории. 

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ВОССТАНОВИТЬ ВСЕ - ОТ ДОСТОИНСТВА ДО ТЕАТРА"
      2024-05-17 11:01

      "Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.

    • ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ С "ГАМЛЕТОМ..." - В ЕРЕВАНЕ!
      2024-05-09 11:04

      Нам, увы, не стоит объяснять, что такое  экзистенциальная ситуация. В этой ситуации между жизнью и смертью и возникают главные вопросы.  В чем смыслы, в том числе - смысл жизни? И в чем ее ценность и преимущество перед небытием? Что такое человек? И какова его ответственность за все, что совершается с ним и вокруг него?... Проклятые вопросы. Гамлетовсике вопросы.

    • ARMMONO: "ПОНЯТЬ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА"
      2024-05-07 13:30

      Завершилcя фестиваль ARMMONO, который иначе как театральным марафоном не назовешь. 20 дней показов спектаклей - из России и Беларуси, США и Франции, Грузии и Литвы... И, конечно, многочисленные наши, армянские артисты.  One-Man-Show - театр одного актера. Актера, который выходит на сцену в разных странах, чтобы поговорить со зрителем о том, что волнует если не всех, то очень многих. Таким был вектор нынешнего ARMMONO.

    • ПРАЗДНИК НЕБЛАГО-ДАРЕНИЯ - ХУДОЖНИКИ СКАЗАЛИ "НЕТ!"
      2024-05-06 14:20

      Плохая режиссура - залог провала спектакля, а уж если и кастинг неудачный... Песенка Винни-Пуха - "Вот горшок пустой, он никуда не денется. И потому горшок пустой гораздо выше ценится..." - в исполнении министра в том числе культуры Жанны Андреасян, которая, возможно, справилась бы с ролью маленького Пятачка, ну уж никак - с образом знаменитого медвежонка, потерпела полное фиаско!






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ОН КИСТЬЮ ВОЗРОЖДАЛ АРМЕНИЮ – 75 ЛЕТ НАЗАД НЕ СТАЛО АРШИЛА ГОРКИ
      2023-04-24 10:05

      Более 120 лет отделяют нас от дня рождения и 75 лет от дня кончины величайшего армянского художника, подлинного новатора Аршила Горки, творчество которого так же своеобразно и многолико, как и выдвинувшая его эпоха. Этот признанный новатор был из тех, кто в полной мере испытал на себе все ужасы армянской трагедии начала XX века – резню, беженство, сиротство, чужбину.

    • ОВАННЕС, СЫН ГЕВОРКА АЙВАЗЯНА
      2023-02-17 10:39

      Теперь армянского художника-мариниста решили прибрать к рукам украинцы Если раньше армяне и русские спорили по поводу того, «кем больше по национальности» является известный художник-маринист Иван Айвазовский, то теперь украинцы махом приписали его себе. Нью-йоркский Метрополитен-музей изменил на своем сайте подписи к его картинам – миниатюре «Корабль в бурном море» и полотну «Корабль при лунном свете», а также его фотопортрету, как и к картинам Ильи Репина и Архипа Куинджи, которые находятся в коллекции музея. Теперь рядом с именами художников отмечается, что они украинцы. Ранее музей называл их русскими живописцами…

    • «ДНИ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ» БЕНИКА ПЕТРОСЯНА
      2022-11-18 10:47

      С 11 по 13 ноября по столичному адресу ул. Анрапетутян, 38 прошли «Дни открытых дверей», посетить которые спешил каждый, кто небезразличен к армянской культуре. И не удивительно, ведь в течение всех трех дней посетителям была дана эксклюзивная возможность соприкоснуться с творчеством одного из талантливейших скульпторов Армении Беника Петросяна. И не где-нибудь, а на территории дома, где каждый уголок связан с творчеством этого непревзойденного Мастера, чье богатейшее наследие было вновь представлено в эти дни публике.

    • МНОГОГРАННОСТЬ ТАЛАНТА
      2022-06-20 09:45

      О Рубене Арутчьяне можно говорить долго и разносторонне. Даже сегодня, когда его нет с нами и когда друзья собираются отмечать его очередной день рождения, увы, без него. Человек многогранного таланта, отвергнувший в себе архитектора, но давший свободу художнику широкого спектра, он был знаковой фигурой в армянском изобразительном искусстве и останется ею навсегда.