Последние новости

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАЛИТРА ОСЕНИ

В Ереване стартовал XII Международный фестиваль классической музыки

Это прекрасный подарок слушателям в начале нового сезона. Как всегда, разнообразная программа, избранные солисты, приглашенные украсить фестивальные концерты. Такие насыщенные марафоны и яркие артистические имена нам необходимы: это одна из эффективных форм концертной жизни, привлекательная и для публики, и для государства, частично финансирующего и тем самым осуществляющего свои функции по культуре. Выгодными они оказались и для спонсоров. Собирая музыкантов из разных стран, в числе которых и проживающие там наши соотечественники, фестивали способствуют новым контактам и впечатлениям, открывают новые имена, поднимают уровень музыкальной культуры.

ОСЕННИЕ ФЕСТИВАЛИ ЦЕННЫ ЕЩЕ И ТЕМ, что включают в свою орбиту артистов, имена которых вошли в мировую музыкальную элиту. На равных с зарубежными музыкантами экстра-класса были представлены и имели огромный успех наши исполнители. Тем самым была представлена еще одна визитная карточка страны - вне политики и вне дешевого пиара.

Этот фестиваль уникален еще и тем, что с момента своего основания никогда не страдал от недостатка звезд, участвующих в концертах. Звездный дождь лился бурным потоком все эти 12 лет, все выше поднимая фестивальную планку, отвергая попытку превратить праздник искусства, а значит и человеческого единения в повод для разобщения.

Участники фестиваля принадлежат к разным культурам, разным исполнительским школам, но у них много общего. Они фантастически талантливы и, несмотря на молодость, занимают ведущие места на мировом музыкальном Олимпе. За каждым из них стоят уже такие профессиональные успехи, которые иным знаменитостям довелось испытать лишь спустя десятилетия их творческой деятельности. Всю эту "команду" сумели сплотить и привезти в Армению основные инициаторы фестиваля - главный дирижер филармонического оркестра Эдуард Топчян и прославленный виолончелист, лауреат многочисленных конкурсов Александр Чаушян (Великобритания), концерты которого проходят в самых престижных залах Европы, Японии и Америки. Их инициатива нашла поддержку Министерства культуры РА. Сейчас уже можно сказать, что в течение последнего десятилетия благодаря их энергии и энтузиазму в Большом концертном зале им. Хачатуряна царила музыка высокого класса. И, значит, есть кому противостоять все плотнее наступающим сегодня попсе, бесчисленным шоу, капустничеству шумных представлений. Счастье, что у нас, несмотря на наши меркантильные времена, есть еще люди, способные отстаивать высокие идеи.

НЫНЕШНИЙ XII МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ПОСВЯЩЕН ЮБИЛЕЮ - 2800-летию Еревана. Главный спонсор фестиваля - ConverseBank, спонсоры - VivaCellMTS, Всеармянский благотворительный фонд. Продлится он с 10 сентября по 25 октября. За период одного с лишним месяца будут представлены 12 концертов, в которых примут участие представители таких стран, как Россия, Великобритания, Франция, Германия, Швейцария, Бельгия, Испания и, конечно, Армения. Среди артистов - известные певцы: Оливер Джонстон (Великобритания), выступающий на самых престижных оперных сценах, великолепный российский бас Евгений Ставинский, исполняющий многие басовые партии мирового репертуара, меццо-сопрано Нарине Ананикян, наши соотечественницы - сопрано Лиана Арутюнян и Анна Касян (Франция), уже известные публике по прежним выступлениям. Ереванцам предстоит встреча с талантливой скрипачкой из Германии Кларой-Джуми Кан, которая своей виртуозной игрой завоевала сердца ереванцев во время предыдущего фестиваля, и флейтистом Эманиелем Паю, виолончелистами Борисом Белкиным и Севаком Аванесяном, живущими ныне в Бельгии, ярким пианистом Вадимом Холеденко, завоевавшим широкую известность. Понимающие толк в музыке люди крупнейших городов Европы, Америки, Японии стремятся не пропустить его выступлений. Они непременно сулят загадки, открытия, другим исполнителям несвойственные. Почти все концерты фестиваля прозвучат под управлением художественного руководителя и главного дирижера филармонического оркестра Эдуарда Топчяна. Разнообразна и музыкальная панорама фестиваля - от музыки западно европейских классиков до современных армянских авторов.

XII фестиваль классической музыки открылся с высокой ноты: честь открытия музыкального праздника была предоставлена одному из самых ярких скрипачей современности Сергею Хачатряну. Афиши с его именем произвели подлинную сенсацию. Все в Ереване пришло в движение. Телефоны филармонии раскалились от многочисленных просьб - билеты! Увы, Большой зал филармонии, напоминавший в день открытия фестиваля корабль, попавший в сильный шторм, не мог вместить всех поклонников артиста. Можно представить, сколько человек лишились возможности послушать концерт, который останется в памяти как триумф музыки и ее исполнителей.

СКРИПИЧНЫЙ КОНЦЕРТ БРАМСА В ИСПОЛНЕНИИ СЕРГЕЯ ХАЧАТРЯНА и Национального филармонического оркестра под управлением Э. Топчяна прозвучал бесподобно. Магия его лица, утонченная красота и одухотворенность игры приводили в трепет. Как известно, этот концерт - одно из сложных сочинений скрипичной литературы. В нем воплощены лучшие стороны творчества композитора: глубина содержания, широта  образов, мастерское использование приемов виртуозной игры. Он требует подлинного творческого толкования, которое нельзя подменить никакими блестящими приемами игры.

Концерт Брамса с потрясающей поэтической исповедальной силой по-новому раскрыл личность музыканта, отразил его духовное богатство, которое артист так щедро отдавал слушателям. В абсолютной неразделенности с инструментом творил он брамсовской вязью свое всегда новое сказание о жизни, душой делясь с залом самым сокровенным. В этом неземном разговоре не было пустых мест, невзначай брошенного слова. Каждый звук, каждая фраза несли свой смысл: то спор с самим собой, то просветленную ясность и покой, то неотступную решимость сопротивления и борьбы с нарастающими трудностями новых времен. Всемогущая техника скрипача позволяла придать этой вязи разность оттенков, акцентов, где самое тихое пиано не проходит втуне.

А главное - исполнительская глубина, которая продемонстрировала просто-таки космический рост его как интерпретатора. Слушая исполнение Сергея, глядя в зал, где яблоку негде упасть, со всей ясностью понимаешь: истинный артист очеловечивает человека. Как не вспомнить строки Блока: "Он весь дитя добра и света..."

Прекрасно проявил себя в этот день и филармонический оркестр под управлением Эдуарда Топчяна. Глубоко проникнув в авторский замысел, тонко аккомпанируя солисту, он объединил зал в едином страстном порыве. Это была молитва, во время которой зрительный зал замер. А когда в полной тишине истаял последний звук, зал взорвался нескончаемыми аплодисментами. На бис Сергей сыграл "Авун-авун" Нарекаци. То, что происходило с публикой, затрудняюсь передать. Она словно перестала дышать. В глазах у многих стояли слезы.

...МЫ ПОМНИМ, КАКИМ МЕТЕОРОМ СВЕРКНУЛ СЕРГЕЙ - тогда еще совсем юный, хотя уже достаточно известный артист - на музыкальном горизонте Еревана в середине 90-х, когда его пригласил на гастроли Лорис Чкнаворян. Всего пару лет он учился в классе замечательного педагога Петра Айказяна, а потом с семьей переехал в Германию для продолжения учебы. Его имя обрело всемирную известность после блистательных побед на различных международных конкурсах, где юный артист удостоился самых восторженных похвал. Он стал самым молодым победителем на международном конкурсе им. Сибелиуса в Хельсинки, завоевав первую премию и специальный приз за лучшую интерпретацию концерта Сибелиуса. А затем конкурс в Брюсселе им. королевы Елизаветы, где талант Хачатряна вызвал восторг многочисленных слушателей, буквально сразу после завершения первого тура он стал фаворитом публики. За легендарными именами Ойстраха, Когана вровень с ними встало имя музыканта нового поколения. В начале III тысячелетия он показал миру, какой беспримерной властью может обладать артист, когда он щедро одарен свыше.

Сергей востребован во всем мире, много гастролирует, но нет для него роднее и ближе армянской земли, богатой и щедрой на душевное тепло. Иначе, выступая в Брюсселе, он не прикрепил бы к футляру своей скрипки армянский флаг. К чести артиста, он всюду с гордостью представляет свою страну. И он - единственный из наших соотечественников за рубежом, кто, выступая в любой стране, рядом с собственным именем пишет: "Армения".

Что помогло Сергею добиться поистине планетарных успехов? Талант? Дар? Они есть у многих, а Сергей Хачатрян в буквальном смысле слова - один. Дар божественный и определению не подлежит.

Многое еще можно было бы сказать о тех счастливых мгновениях зрительской сопричастности высокому искусству, которую дарили нам солист и оркестр со своим  дирижером. Возможно, концерт записывался телевидением и слушатели могут испытать те же чувства, которые владели публикой, собравшейся в Большом зале.

А ВО ВТОРОМ ОТДЕЛЕНИИ ПРОЗВУЧАЛА ДЕВЯТАЯ СИМФОНИЯ БЕТХОВЕНА. Мне показалось, что это исполинское сочинение в программе любого вечера должно быть в единственном числе. После сложнейшего Концерта Брамса сразу переключаться на эту мощную монументальную симфонию чрезвычайно сложно не только для публики, но и прежде всего для оркестра и дирижера. Но Топчяну не откажешь в известной доли мужества и решимости. В какой мере ему удалось преодолеть все трудности и воплотить в полной мере замысел гиганта Бетховена - не берусь судить. Вынести такую бурю эмоций в один вечер - не для слабых духом. Лично меня покорило лишь исполнение Адажио и величие финала, где с блеском прозвучала сольная партия  в исполнении Академической капеллы Чекиджяна. А среди солистов лучшими были Оливер Джонстон (тенор) и Евгений Ставинский (бас). Публика долго и признательно аплодировала исполнителям...

В следующем концерте фестиваля в пятницу выступит неподражаемый виолончелист Александр Чаушян: он солирует в Концерте для виолончели и оркестра Мишеля Петросяна - в первом отделении. Во втором прозвучит Четвертая симфония Чайковского.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • В ПРОГРАММЕ - ШОСТАКОВИЧ
      2024-05-10 10:35

      Из последних концертов Национального филармонического оркестра под управлением Эдуарда Топчяна вечер 5 мая, безусловно, самый особенный. Несмотря на исполнение не самой популярной программы - Скрипичный концерт N1 ля-минор и Тринадцатая симфония Дмитрия Шостаковича на стихи Евгения Евтушенко, Большой концертный зал им. А. Хачатуряна был переполнен. Солировал в концерте выдающийся скрипач Сергей Хачатрян, выступления которого всегда сопровождаются повышенным градусом напряжения.

    • БЛАГОРОДСТВО ТАЛАНТА
      2024-05-03 11:07

      K 100-летию со дня рождения Петра АЙКАЗЯНА Армянская культура знает немало замечательных имен, которые вписаны золотыми буквами в ее историю, - имен людей, чьей наибольшей заботой всю жизнь было обогащение духовных сокровищ своего народа. Среди этих славных имен красиво и ярко светится имя Петра Асатуровича Айказяна - выдающегося педагога, "прораба духа", воспитавшего не одно поколение музыкантов-скрипачей.  Его жизнь, внешне очень спокойная, лишенная драматических событий, давала нам примеры огромной нравственной силы, каждодневной борьбы за свое право быть человекам и истинным Педагогом с большой буквы. Даже в старости (это определение никак не вязалось с его именем) самим своим  обликом молодого, стройного, с живыми глазами и жадностью к работе человека, Петр Асатурович утверждал излюбленную  мысль о том, что мудрость – это умение и в старости сохранить непосредственность восприятия мира.

    • ПРИНОШЕНИЕ УЧИТЕЛЮ
      2024-04-29 11:37

      Интерес к этому концерту Армянского государственного симфонического оркестра под управлением Сергея Смбатяна был вызван  не новизной программы: шедевры, прозвучавшие в этот  вечер, исполнялись в Большом зале им. Арама Хачатуряна не раз. Свободных мест в зале не было. Особый ажиотаж был вызван не только участием талантливейшей солистки, скрипачки Дианы Адамян, живущей ныне в Европе, но и посвящением концерта. Этим концертом отмечалась знаменательная дата – 100-летие со дня рождения выдающегося педагога, кавалера медалей "За заслуги перед Отечеством II степени" и "Мовсес Хоренаци" Петра Асатуровича Айказяна.

    • АРШИЛ ГОРКИ И XXI ВЕК
      2024-04-24 11:22

      Искусство Аршила Горки принадлежит к чудесным страницам художественного наследия прошлого века. Его произведения неизменно привлекают интерес исследователей разных стран. О нем изданы, преимущественно на английском, монографии, каталоги, аналитические статьи. Его имя фигурирует в книгах по истории искусства, в энциклопедиях. Как известно, на международных аукционах стоимость его произведений достигает нескольких миллионов долларов. Кем является этот художник для нашего времени, для XXI века? Казалось бы, о чем тут размышлять! Нет ни загадок, ни споров. Нет никакого недостатка в нашем уважительном отношении к Аршилу Горки и ко всем классикам мирового искусства. Мы охотно рассматриваем их работы, любуемся, увековечиваем. И все же… Мы мало задумываемся о том, почему мы теперь совсем другие, чем они. И что представляет собой наша современность? Что это - движение вперед по тому же самому пути, который мы, когда речь идет о прошлом, прославляем, увенчиваем лаврами? Или нечто другое - блуждание по оскудевшим тропам, среди сорняков, руин? А может быть, и то и другое в странном фантастическом сплетении…






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • САТИ СПИВАКОВА В РОЛИ МАРИИ КАЛЛАС - ЛУЧШИЙ ПОДАРОК В ЖЕНСКИЙ ПРАЗДНИК
      2024-03-08 11:05

      "Можно ничего не знать о Марии Каллас до спектакля, но остаться равнодушным после не удастся"... Цитата из рецензии.  Еще бы! Актриса, телеведущая, супруга великого маэстро, икона стиля и просто звезда Сати СПИВАКОВА в роли La Divina - величайшей оперной дивы, божественной Марии Каллас в спектакле "КАНАРЕЙКА" культового московского Театра Наций!

    • "ВЕРЮ В СВОЮ ЛЮБОВЬ К РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ"
      2023-02-08 10:08

      Параллельно со спектаклем "Дикое танго" Компании Хермана Корнехо из Аргентины на открытии Шестнадцатого Московского Международного Театрального фестиваля им. А. П. Чехова стоит спектакль "МУМУ " - коллаборация Театра на Таганке и Чеховского МТФ.

    • ПЕСНЯ В СЮНИКЕ И АРЦАХЕ
      2022-08-19 10:21

      Конец июля оказался особенно важным и запоминающимся для Союза композиторов Армении. По инициативе этой организации и при поддержке Фонда «Галуст Гюльбенкян» делегация в составе семи видных армянских композиторов побывала с концертами в Сюнике и Арцахе, устроив в приграничных городах и селах настоящий праздник музыки.

    • "БАЛТДОМ" - ДОМ СОТРУДНИЧЕСТВА
      2022-05-04 10:14

      "Я люблю впитывать города - никогда не фотографирую, все остается в сердце. Хочется просто погулять, посмотреть на эту прекрасную жизнь, полюбоваться вами и Арменией. До сих пор мы влюблялись в Армению благодаря Шарлю Азнавуру, Фрунзику Мкртчяну, Армену Джигарханяну. А теперь мы влюбляемся в Армению благодаря всем вам", - говорил заслуженный артист России Валерий Соловьев на пресс-конференции, посвященной показу в Ереване двух спектаклей Санкт-Петербургского театра фестиваля "БАЛТИЙСКИЙ ДОМ".