Последние новости

ГЕГАРД - ЖИВОТВОРЯЩЕЕ ОРУЖИЕ

Фильм об одной из главных христианских святынь

Копье Христа, Копье Лонгина, Копье Судьбы, Святой Гегард… Копье, обагренное кровью Спасителя, ставшее великой святыней христианского мира. Копье, обладающее священной силой, дарящее могущество его обладателю. На протяжении веков им пытались овладеть властители и диктаторы как оружием разящим. На протяжении веков оно хранится в земле армянской как символ несгибаемой веры и оружие животворящее.

"Животворящее оружие" - так называется документальный фильм, снятый при поддержке Министерства культуры РА на киностудии "Айк" Грантом МОВСИСЯНОМ.

САМ ПРОЦЕСС РАБОТЫ НАД ФИЛЬМОМ ЕЩЕ РАЗ ПОДТВЕРДИЛ, ЧТО ГЕГАРД, приобщение и соприкосновение с ним - явление чудотворное. В архивах Св. Эчмиадзина хранился текст шаракана историка, географа, философа, языковеда, переводчика и церковно-общественного деятеля XII века Вардана Аревелци, посвященного Гегарду, но музыкальный текст его считался утерянным. Работа над фильмом, архивные изыскания стали поводом к обнаружению этой монодии. Восстановленный и записанный шаракан звучит в фильме "Животворящее оружие". Его исполнение в наступившей звенящей тишине мужским хором под управлением Ваге Бегояна предварило показ картины.

"Основная тема этого фильма - Святой Гегард, - говорил перед премьерой в ереванском кинотеатре "Москва" автор сценария Левон Галстян. - Говоря "Гегард", мы обычно сразу вспоминаем нашу национальную гордость - Гегардский монастырь, который на протяжении веков был местом паломничества христиан и предметом восхищения специалистов. В фокусе же нашего фильма библейская история о Священном Копье, которым был пронзен Иисус на Голгофе, и кровь, брызнувшая из тела Спасителя, исцелила его палача. И палач этот обрел силу врачевать телесные и душевные раны, уверовал и стал одним из первых христиан-великомучеников. Нас в данном случае интересовала эта история, и мы попытались языком киноэссе представить ее священный смысл - какие духовные импульсы, какие заповеди мы, жители XXI века, можем воспринять из этой космической истории. Ведь очень важно, чтобы священные реликвии становились бы не только предметом поклонения и символом веры, но своей живительной силой присутствовали бы в нашей жизни. Почему бы нет - становились для нас источником творческого вдохновения и путеводной звездой на перекрестках суетной жизни. Спасибо режиссеру Гранту Мовсисяну, который в форме документального фильма смог все это представить и выразить".

ДИРЕКТОР ХРАНИЛИЩА РУКОПИСЕЙ И МУЗЕЕВ СВ. ЭЧМИАДЗИНА ТЕР АСОХИК КАРАПЕТЯН, также работавший над фильмом в качестве консультанта, сказал: "О существовании Копья всему миру известно еще с раннего средневековья, известно о том, что оно находится в земле армянской, в стране райской. Об этом можно найти свидетельства во многих древних рукописях. В средние века ни у кого не было сомнений, что Священное Копье находится в Армении и хранится с исключительной заботой, потому что это святыня не только для нашего народа - оно священно для всего христианского мира. Вместе с Ноевым ковчегом и другими реликвиями оно досталось народу, живущему у подножия священного Арарата. О копье снято множество фильмов и передач, и сделаны они в основном иностранцами. В армянских реалиях к этой теме практически не обращались - одна-две передачи. А вот такой серьезный фильм - по крайней мере мне об этом ничего не известно. В наши музеи никто не обращался с подобной заявкой.

 Копье ЛонгинаПоэтому нам особенно приятно, что киностудия "Айк" выступила с инициативой создания подобного фильма. Думается, он должен быть представлен не только по всей армянской диаспоре, но и в духовных центрах христианства. Конечно, слово за зрителем, но от себя скажем, что фильм получился впечатляющим и познавательным. А еще он очень актуален, поскольку, наверное, многие из вас знают, какая волна, связанная со Святым Гегардом, поднялась в последние месяцы - беспочвенные, лживые свидетельства, преследующие единственной целью попрание святынь и нанесение удара по Армянской Святой церкви. На протяжении веков многие пытались завладеть Гегардом, но благодаря неусыпным стараниям наших духовных пастырей оно осталось недостижимым для врагов. Таковым оно будет оставаться всегда".

Хотя фильм назван документальным, сегодня такие картины чаще называют художественно-документальными. Такие часто встретишь на специализирующихся телеканалах - от "Культуры" до Viasad History - когда документальные кадры сочетаются с игровыми. Коль скоро речь зашла об авторитетных телеканалах, следует сразу сказать, что "Животворящее оружие" можно смело показывать на любом из них, ни капли не комплексуя. Следует ли удивляться? Ведь режиссер фильма Грант Мовсисян - высочайший профессионал, художник и человек тончайшего вкуса. Он не просто с точностью аптекаря отмеривает дозы документального и игрового, комментарии специалистов. Он ни на минуту не забывает, что кино - это в первую очередь визуальное искусство, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать и что в увиденном должна присутствовать эстетика и энергетика. И тогда форма не просто будет соответствовать содержанию - она наполнится его дыханием, станет почвой и судьбой.

ИГРОВЫЕ СЦЕНЫ - ВОСХОЖДЕНИЕ НА ГОЛГОФУ, КОПЬЕ РИМСКОГО ЛЕГИОНЕРА, одно из Орудий Страстей, которое Лонгин вонзил в подреберье Иисуса Христа, распятого на Кресте, кровь, брызнувшая из раны, попавшая прямо в больные глаза сотника и излечившая их. Это не просто "живые картинки". Это удивительное соответствие по цвету, по пластическому рисунку с многочисленными фрагментами, иллюстрирующими историю и превращающие киномонтаж в живопись.

Особое место в фильме, естественно, занимает та самая наша национальная гордость - Гегардский монастырь. И здесь следует встать и снять шляпу перед оператором фильма "Животворящее оружие" Суреном ТАДЕВОСЯНОМ. Своды Гегарда, пропущенные сквозь призму его камеры, обретают здесь масштаб собора Святого Петра, а солнечный свет, струящийся из окон, становится золотым маревом, божественным светом, опускающимся на ущелье. И тезис о том, что в прежние времена люди умели ощущать и выбирать для строительства храма святые места, получает живое и убедительное воплощением.

В этой команде талантливых людей и замечательных профессионалов остается сказать о Ваче Шарафяне. Его музыка узнается мгновенно. Она аутентична, лишена красивости и прекрасна. Здесь армянский дух, здесь Арменией пахнет.

Впрочем, армянским духом пронизан весь фильм "Животворящее оружие", и сам он вобрал в себя частичку силы Священного Копья, которым причастился. По крайней мере после его просмотра расширяется диафрагма и наполняется воздухом и гордостью. И за это создателям фильма - спасибо.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ДЕНЬГИ. СТРАСТЬ. ВЛАСТЬ." - ОБЫЧНАЯ ИСТОРИЯ
      2024-09-20 11:25

      Вечная классика и острая актуальность. Большой спектакль и большой стиль. Сюртуки и кружевные воротнички. Социальные сети и камеры наблюдения. И все это - в выверенной до миллиметра и полной театральности эстетике.  В Ереванском Государственном Русском драматическом театре им. Станиславского готовятся к премьере. Руководитель театра Сурен Шахвердян работает нал спектаклем "ДЕНЬГИ. СТРАСТЬ. ВЛАСТЬ" - именно так интерпретирует режиссер роман классика русской литературы И. Гончарова "Обыкновенная история". Это уже второй проект, реализуемый в нашем Русском театре при финансовой поддержке московской некоммерческой организации "Русские сезоны".

    • "В НАШЕЙ ПРОФЕССИИ, УВЫ, ВСЕ СТРАШНО УПРОСТИЛОСЬ..."
      2024-09-09 10:21

      У нашей встречи с Мариам КАЗАНЧЯН, замечательной актрисой и основательницей театральной школы имени своей бабушки, великой Гали НОВЕНЦ, была предыстория.  На ученом совете Ереванского Государственного института театра и кино, последовавшем после вступительных экзаменов, высветилась проблема. Нынче каждый второй, хоть раз снявшийся в телесериале, открывает школу своего имени - и за нехилые деньги. Ребята с дипломами этих школ уверенно приходят поступать и срезаются на первом же экзамене. Дальше - слезы, истерика и скандал. Остановить этот процесс мучительной боли за бесцельно потраченные годы и деньги не представляется возможным... Театральная школа им. Гали Новенц на этом фоне не просто выгодно отличалась. Она была признана эталоном среднего профильного учебного заведения. Прозвучало даже предложение как-то официально оформить ее отношения с ГИТиК-ом.

    • "ВОЗВРАЩЕНИЕ" СОСТОЯЛОСЬ, "НОВОСЕЛЬЕ" - В ТУМАННОЙ ДЫМКЕ
      2024-09-09 10:15

      "Обещанного семь лет ждут" - пословица, означающая, что на быстрое решение вопроса рассчитывать не приходится. Но в случае с Ереванским Государственным театром пантомимы ничего идиоматического в этом выражении нет. Ровно семь лет он ждет, что ремонт полученного им здания завершится, и он обретет крышу над головой. Причем, последние два года государственный театр ждет, чтобы государство "за семь лет" завершило то, что можно сделать за месяц.

    • "ЛАКОТ" К ЮБИЛЕЮ СОСА САРКИСЯНА - ПРО ЛЮБОВЬ С ЛЮБОВЬЮ
      2024-09-07 10:07

      Про большую любовь... С большой любовью... С любовью, в которой дышит почва и судьба... С любовью, которая трепещет, обретает крылья, летает над зрительным залом, вовлекая в свое магическое поле всех. Театр "Амазгаин" готовится к премьере. К главной премьере сезона, посвященного 95-летию основателя театра, своего учителя, народного артиста СССР Соса САРКИСЯНА, имя которого носит театр. Здесь юбилей Мастера решили ознаменовать не вечером памяти, но рождением. Рождением спектакля "Лакот" ("Щенок") - по повести Соса Саркисяна. Спектакль про любовь как признание в любви.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПРИМИРЕНИЕ ПРОТИВ ЛЖИВЫХ ОБЕЩАНИЙ И МАНИПУЛЯЦИЙ
      2024-05-06 14:25

      Спикер парламента Армении Ален Симонян официально заявил, что Никол Пашинян не примет участия в церемонии инаугурации президента РФ Владимира Путина. Хотя в церемонии инаугурации выставляющего Армении условия президента Турции, страны не отрицающей своего участия в 44-дневной войне, армянский премьер принял участие не только с радостью, но и с подарком для Реджепа Эрдогана. В принципе, спикер мог бы ничего и не говорить, не только потому, что участие Пашиняна в этом мероприятии было бы верхом лицемерия, но еще и потому, что ранее уже было заявлено, что 7 мая Никол Пашинян проводит очередную пресс-конференцию.

    • ОТ ИМЕНИ ВСЕГО НАРОДА ОН ОТРЕКАЕТСЯ ОТ РОДИНЫ, КОНСТИТУЦИИ, ЦЕРКВИ, ДЕКЛАРАЦИИ НЕЗАВИСИМОСТИ...
      2024-02-15 09:55

      В политологии отсутствует точное определение правящего политического строя Армении. Режим Пашиняна – нечто среднее между тиранией, авторитарно - подданнической традицией и абсолютизмом. В нашей стране давно уже не действует "гражданский договор": в отличие от демократического устройства, насильственное подчинение правящему режиму исключает договорные отношения граждан и власти.

    • ВЗЛЕТЫ, ПАДЕНИЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ АРМЯНСКОГО ДРАМА
      2023-11-24 10:25

      О чем рассказывают деньги 25 ноября в Музее истории Армении откроется новая выставка под названием «Драм в Армении: времена и отношения», посвященная 30-летию национальной валюты Армении.

    • «НАУЧНЫЙ АРЦАХ» – ЗА ОБЩНОСТЬ ИНТЕРЕСОВ АРМЕНИИ И АРЦАХА
      2022-12-07 10:31

      В Научно-учебном центре экологического права им.А.Искояна ЕГУ 1 декабря состоялась презентация 3-го за этот год и 14-го по счету номера журнала «Научный Арцах». Дата проведения мероприятия выбрана не случайно: именно в этот день в 1989 г. Верховный Совет Армянской ССР и Национальный совет Нагорного Карабаха приняли совместное постановление «О воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха».