Последние новости

"ДЕВУШКА С ВЕСЛОМ" КАК СТАТУЯ СВОБОДЫ

Итак, в недрах Министерства НОКС зашуршало слово "запретить". Пока тихо, на уровне междусобойчика, возможного варианта, черновой идеи типа печально знаменитого "списка-черновика" подлежащих оптимизации и ликвидации культурных учреждений. Видимо, в экстазе мазохизма нокс-ребятам нравится все наступать и наступать на грабли в сладострастном удовольствии.

Сидеть в одном из кафе на Театральной площади и дискутировать на тему очередной запретной идеи - в этом тоже есть свое особое удовольствие. Живая иллюстрация краха запрета и попытки повернуть вспять машину времени.

…БЕСНУЮЩАЯСЯ ТОЛПА. Женщины, взобравшиеся на остовы, казалось бы, навсегда демонтированных конструкций,  чтобы крики были лучше слышны... Не слишком церемонящиеся с протестующими силовики… Все оказалось дурным сном и мороком. Даже вопрос, зачем весь этот крайне невкусный цирк был нужен, уже не посещает. Оперные кафе зацвели еще более буйным цветом. И только небольшая лужайка напоминает об обещании, "как в 1965 году". На лужайке, если вы заметили, установили фонтанчик. Вообще-то следовало бы воздвигнуть "Девушку с веслом" как привет из времени, которое не удалось вернуть. Но на весло не хватило то ли фантазии, то ли денег. Так, совсем небольшая чаша вполне себе дешевого вида. Впрочем, в полном соответствии с проведенной акцией и ее результатом.

Но мы отошли от основной темы. Еще в начале революции тогда еще не премьер Пашинян объявил, что дешевым сериалам и передачам типа "Полураскрытые окна" не место в жизни гордого и свободного гражданина Армении. Еще в начале культурной революции тогда еще Министерство культуры рассылало в арт-учреждения реляции с требованием направлять культуру в регионы, причем с обязательной оговоркой: чтобы не халам-балам, а образчики высокого искусства. Сюда же можно отнести не высоко взлетевший воздушный шарик бесплатного школьного абонемента.

Идея народного просвещения и приобщения к великому, доброму, вечному не покидает нокс-умы. И ее гегемонию следовало бы принять исключительно с восторгом, если бы не способность умов, на ней настаивающих, опошлить любую, самую распрекрасную идею. Им бы сняться с насиженных министерских кресел и пойти в народ. Нет, слишком несовременно, да и кто бы их просветил. Так что в гордых свободных умах не нашлось лучшей мысли, чем катастрофическое "запретить!"

Запретить, видимо, следует сериалы и передачи типа "Полураскрытых окон", как завещал великий Пашинян. Запретить музыку рабис и дешевую попсу, как обсуждалось на недавнем совещании в министерстве. Дальше можно ввести литцензоров, а спектакли и фильмы принимать нокс-худсоветом. Так в глазах наших доморощенных Руссо и Дидро выглядит эпоха Просвещения.

На самом деле так выглядят отсутствие выбора, казарма и несвобода. И об этом столько сказано-пересказано, столько написано-перенаписано, и такими блестящими умами, что только и остается перефразировать главную врачебную заповедь: просветись сам!

НАРУШИМ ЗДОРОВУЮ логику и начнем не с концепции, а с механизмов ее реализации. Что собираются запрещать, примерно понятно. Совершенно непонятно - как? Не пускать определенных артистов на Общественный сиречь государственный канал? Так, кроме него, есть с десяток частных, не считая интернет, и тут государство бессильно, если только оно не решит заходить устрашающе далеко. Запретить предоставление им государственных площадок? Так с их арендной платы в основном и кормятся концертные залы и театры, и, не будь их, вылетят в трубу и к НОКСу за деньгами побегут. Что будем делать?

Конечно, можно подумать над тем, чтобы за несоблюдение высоких критериев в искусстве штрафовать или сажать на 15 суток. Но это уж, нокс-товарищи, думайте сами. И вообще о вкусах и критериях давно уже не спорят. Кстати, все предыдущие культурные власти были мудрее вас. Бывало, в арт-конфликтах страдающие советской болезнью художники сами просили их выступить в качестве рефери, так они отказывались! Мол, это ваше, артистическое дело, сами же потом завопите, что государство ограничивает артистической души прекрасные порывы.

Теперь о концепции, о стратегии. О том, что запрещать не только некрасиво и несвободно, а банально неэффективно тоже сказано-пересказано и написано-перенаписано. Здесь действительно все должно быть бархатно. Здесь нужны не комиссары и идеологи. Здесь нужны люди, владеющие культурой, досконально знающие, как она работает. Ну, вы меня поняли - в смысле не вы. А те, кто способен вычленить реальные приоритеты, создать глобальные программы поднятия на щит истинных ценностей и выработать пути реализации этих программ. Здесь нужны большие, глубокие умы и огромные капиталовложения, потому что культурное замещение - процесс дорогостоящий и долгий.

Так что, дорогие нокс-товарищи, запретить - наихудчайшая из идей. Забудьте! Отцепитесь! В мире всегда есть место культурному подвигу. Если вы всерьез решили, что в культурной политике больше нечего вырабатывать, кроме запретов, обратитесь к ее деятелям. Они представят вам реестр проблем, чтобы было чем заняться и не генерировать совковые идеи. Не пытайтесь войти в эту реку. Вам что, слава Назени Гарибян спать мешает? Вам что, всерьез нужны возмущенные собрания, петиции протеста, скандалы, журналистское улюлюканье? Ведь уже сейчас ясно, что кончится все еще одной лужайкой с фонтанчиком. Еще придется раскошеливаться и на "Девушку с веслом" - в память об очередном несбывшемся. 1965 год больше не наступит. 1920-й - тоже. В общем - не стоит. И не надо благодарить меня за совет!

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ВОССТАНОВИТЬ ВСЕ - ОТ ДОСТОИНСТВА ДО ТЕАТРА"
      2024-05-17 11:01

      "Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.

    • ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ С "ГАМЛЕТОМ..." - В ЕРЕВАНЕ!
      2024-05-09 11:04

      Нам, увы, не стоит объяснять, что такое  экзистенциальная ситуация. В этой ситуации между жизнью и смертью и возникают главные вопросы.  В чем смыслы, в том числе - смысл жизни? И в чем ее ценность и преимущество перед небытием? Что такое человек? И какова его ответственность за все, что совершается с ним и вокруг него?... Проклятые вопросы. Гамлетовсике вопросы.

    • ARMMONO: "ПОНЯТЬ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА"
      2024-05-07 13:30

      Завершилcя фестиваль ARMMONO, который иначе как театральным марафоном не назовешь. 20 дней показов спектаклей - из России и Беларуси, США и Франции, Грузии и Литвы... И, конечно, многочисленные наши, армянские артисты.  One-Man-Show - театр одного актера. Актера, который выходит на сцену в разных странах, чтобы поговорить со зрителем о том, что волнует если не всех, то очень многих. Таким был вектор нынешнего ARMMONO.

    • ПРАЗДНИК НЕБЛАГО-ДАРЕНИЯ - ХУДОЖНИКИ СКАЗАЛИ "НЕТ!"
      2024-05-06 14:20

      Плохая режиссура - залог провала спектакля, а уж если и кастинг неудачный... Песенка Винни-Пуха - "Вот горшок пустой, он никуда не денется. И потому горшок пустой гораздо выше ценится..." - в исполнении министра в том числе культуры Жанны Андреасян, которая, возможно, справилась бы с ролью маленького Пятачка, ну уж никак - с образом знаменитого медвежонка, потерпела полное фиаско!






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ГОЙ" ПРОТЕСТЕР И ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ТВАРИ
      2024-01-09 10:14

      "Ну, знаешь, Парамон, грешный я человек, нарочно бы к большевикам записался, только чтобы тебя расстрелять. Расстрелял бы и мгновенно выписался бы обратно", - говорил генерал Чарнота из булгаковского "Бега".  Не факт, что в руководстве МОНКС Булгакова читали, да им и не надо - в определенных контекстах сами достаточно фантазийны. Так или иначе, но именно подобным макаром министерство вознамерилось добить Экспериментальный тетар-лабораторию "Гой". Правда, фокус, вроде, пока не удался.

    • "ГОЙ" - В РОЛИ ЮБИЛЯРА И ИСТЦА
      2023-11-29 10:02

      Через несколько дней исполнится 35 лет со дня открытия Государственного экспериментального театра "Гой". В лучшие времена в связи с юбилеем театр бы облагодетельствовали и навешали медалей, в нынешние, как известно, на него навешали ярлыки и приняли правительственное решение об оптимизации и слиянии его с Национальным театром им. Сундукяна.

    • ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА - НАШЕСТВИЕ
      2023-09-06 10:39

      Микеланджело, в одиночестве расписывающий Сикстинсую капеллу... Бетховен, пишущий симфонии, которые уже не слышал... Моцарт, похороненный в общей могиле... Комитас, закончивший свои дни в психиатрической лечебнице... Чаренц - расстрелянный гений... Туда им всем и дорога! Ибо не были они проникнуты командной логикой - так, по крайней мере, считают в отечественном правительстве, вознамерившемся внести поправки в "Закон о почетных званиях Республики Армения".

    • ТЕАТР, КОТОРЫЙ ПЛАНИРУЕТ СТАТЬ БРЕНДОМ АШТАРАКА
      2023-07-31 09:14

      Децентрализация культуры и арт-прорыв в регионах возможен только в том случае, если этого хотят "на местах" - этот многократно доказанный тезис получил недавно очередное яркое подтверждение. Решением совета общины города Аштарак один из ведущих молодых театральных режиссеров страны Гор Маркарян назначен художественным руководителем театра, который был мечтой и которому предстоит стать реальностью. Во времена, когда один театр был закрыт и уничтожен, а второму грозит та же участь, такое театральное рождение впору назвать Рождеством.