Последние новости

ДУХОВНЫЙ КОЛЛЕДЖ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

В самом конце 2019 года в издательстве "Зангак" вышла книга писателя Нелли Вартановны СААКЯН "Меня узнают по уму . Мысли о Шекспире". Вот что пишет в аннотации автор: "Меня узнают по уму",- это древнеримская идиома . Да, как ни скрывай что-то великое, бессмертное и бесспорное, его всё равно найдут . И даже догадаются, где искать . Ибо у всего лукавого , неистинного торчат уши . "Твой великий гений и в сокрытии очевиден" (Джон Одэн ).

"МЕНЯ УЗНАЮТ ПО УМУ" –ЭТО ПОПЫТКА ПОРТРЕТА самого великого поэта на земле . Попытка представить себе , каким был этот высокородный человек , скрывавшийся под псевдонимом "Шекспир" ( у него были и другие псевдонимы ). Постараемся понять , для чего это было ему нужно . Как тень за солнцем , на протяжении всей книги за высочайшим поэтом торчит фигура Уильяма Шекспира , неприглядного ростовщика , бесталанного актёрышки и пайщика театра "Глобус", умевшего , как все ростовщики , держать язык за зубами . Видимо , именно поэтому на нем однажды остановили взгляд беспечные родовитые лорды из окружения поэта. Из-за алчности Уильям Шекспир согласился поставить свое имя над пьесами. Этот роковой шаг скрутил всю его жизнь. Продукция оказалась очень уж беспримерной , отчего имя пайщика не оставили в покое и за гробом . Ни у кого не оказалось счастья: ни у того , кто захотел скрыться , ни у того , кто просто захотел подзаработать . Никого не обошел злой рок . А вы видели добрый рок ? Почти все конспирации не удаются . "Так божество свой замысел вершит , своею волей нам наперекор" или , если угодно , "наш замысел , исход его - не наш. И если уж "Поэзия – дочь небес", то из какой души она льется , не скроешь"…

- Как определить жанр твоей книги ? - с этого вопроса мы и начали беседу с Нелли Саакян .

- Она состоит из отдельных мыслей о "Шекспире", которые приходили мне в голову в течение нескольких лет. Но как доносить эти мысли до читателя –так , как они родились , то есть одну за другой , отделив их звездочками или объединив их в пучки по темам ? Я решила ничего насильственно не объединять , а "следовать простоте природы". Как и учил Бард . Даже если эти мысли иногда и повторялись , все равно . Я не объединила их, потому что повторялись они не как застывшие формы , а как разработки , как вариации уже знакомой темы . Краски тяготели не к монохромности , а к разнообразию, к полифонии , как фуга. Фуга - буквально - бег , многократное проведение одной или нескольких тем во всех голосах . То есть одна и та же тема , но каждый раз решенная по- иному . Кстати , жизнь – тоже фуга .

- Не страшно было подступаться к "Шекспиру", ведь о нем написаны горы книг ?

- Да , написано так много , что мне можно было и не начинать . Но я все –таки начала. Не из упрямства или амбициозности , конечно. Это было бы слишком мелко по отношению к Барду . Я все-таки поэт , писатель, так что один только его язык и слог могли не просто увлечь меня , но заставить засесть за книгу . Откуда "ямбический гром", как такой слог мог родиться ? Разобраться стоило. И ведь наградили его не только сверхвыделенным слогом , но еще и глубочайшим смыслом сказанного , не говоря уже о его добром сердце и сострадании к людям . Подобное сострадание напрасно было бы искать в сухих кабинетах психотерапевтов.

Моя книга от книг шекспироведов ( я не шекспировед ) отличается тем , что это книга поэта , а поэты иногда выкрикивают дельное . Да и кем был сам Бард , как не воплощением очаровательной эвристичности ! Интерпретации шекспироведов я , конечно , читала , но все ли толкования толковы ? Я опиралась больше на массив творческого наследия Барда . А нужно ли больше ? Размышляла над жизнью человека, который был "Шекспиром" , какой она мне виделась , старалась уловить его интересы , склонности , идеалы, систему жизненных подходов , тип адантивного приспособления к ударам судьбы . Возможно , это не столько портрет , сколько мой взгляд на "Шекспира". Кто знает ! Но взгляд - тоже неплохо , не каждый взгляд разрастается в книгу .

- Чем обусловлен твой интерес к "Шекспиру" ?

- Ярчайшее во всех смыслах творческое начало ( а о вопросах творчества я задумывалась всегда ) и цена , заплаченная за полученный от природы дар , - такое не может не волновать. Ты еще не родился , а генное начало в тебе уже выбрало за тебя совершенно исключительный путь . И , конечно , меня не могли оставить равнодушной бескорыстные усилия , достоинство личности , идеализм и обостренное чувство правды. Благородство , благородство , благородство , ничего кроме благородства , Таков "Шекспир". И еще мне хотелось окончательно развести эти два лица - "Шекспира" и Уильяма Шекспира . И развести так далеко друг от друга , как было и в жизни . Не будем путать Эверест с пыльным камешком на дороге . С пыльным и грязноватым , если не сказать больше .

- Обращение к "Шекспиру" предполагает наличие собственной позиции …

- Безусловно. А какая тема не предполагает своей позиции? В XX веке знания о "Шекспире" существенно пополнились, и версии Уильяма Шекспира из Стратфорда пришлось нелегко. Я тоже нащупала свои узлы кущения в биографии "Шекспира" и прежде всего смерть отца , когда ребенку было всего одиннадцать лет , а ребенок был впечатлительнейшим. Его оторвали от теплой жизни в замке и в розовом поместье и отвезли к королевскому дворцу в Лондон , где он стал “ дитя государства “. Англия заботилась об отпрысках высоких родов , оставшихся без отца . Это очень похвально , но это был все же еще ребенок , причём ранимый . В Лондоне он сразу же попал в руки беспрецедентного наставника Фрэнсиса Бэкона, но , на мой взгляд , это был тот же случай , когда повезло не столько даже мальчику , сколько Бэкону . Бэкон на досуге пописывал пьесы для театра ( под псевдонимом , конечно, ибо сан был высокий , а драматургия тогда рассматривалась как писульки для балагана ) и ученика приохотил к этому . Но через годы , когда Бэкон прочел пьесу "Гамлет" своего ученика и сравнил ее с собственным одноименным творением, тень легла на лицо воспитателя: гора, на которую взошел ученик , оставила позади все горы учителя. И Бэкон благородно прекратил совместное творчество .

Вторым узлом кущения был живописный портрет Роджера Меннерса , пятого графа Ратленда , то есть истинного "Шекспира" , который потряс меня , когда я его впервые увидела . Конечно, Рембранд , Тициан или Веласкес высмотрели бы побольше , но и средний живописец в данном случае кое –что ухватил. Далее идут восстание, в котором принимал участие и Ратленд , казнь Эссекса , ссылка Ратленда в Оффингтон , лишение всех финансовых и имущественных прав, то есть все то, из чего не мог уже не вылупиться "Король Лир". И завершала все узлы кущения "Буря" и фигура Проспера , когда уже тяжело больного Ратленда после первого инсульта возили по родовому замку в кресле - каталке .

Чем больше я думала о "Шекспире" , тем еще живее он прорезывался в моем воображении и тем вдохновеннее летала моя мысль . Всего тридцать шесть лет , но какие удары и сколько сделанного ! И во все годы работы надо мной стояла тень профессора Селестена Демблона из Бельгии , который в 1908 году продуктивно напал на след истинного "Шекспира". Все собаки обладают нюхом, в двести раз превосходящим человеческий , но не все собаки ищейки . Демблону же небо послало откровение .

- Как вписывается этот гигант в наше время ?

- Титанический дар всегда вписывается во все времена. К тому же человеческая природа , о которой писал "Шекспир", нисколько не изменилась по сравнению с наиархаическими временами .

- В чём , на твой взгляд , секрет вечной молодости "Шекспира"?

- Нельзя сказать столько, сказать так и не остаться на все времена . Да и что такое , в сущности , срок в 500 лет ? Так , пустяк . Запомнился же человечеству Гомер . А "Шекспир" по числу насыщенности и глубине сказанного превзошел даже Гомера , став самым великим поэтом человечества . По музыкальности слога он превзошел всех. И знаешь , что изумило меня больше всего? То, что данных о жизни "Шекспира" оказалось гораздо больше, чем я предполагала . Но окончательное ошеломление я испытала тогда, когда узнала , что "Шекспир" был потомком викингов : его прапрадед пришел в Англию из французской Нормандии (а норманны – это викинги ) через залив Ла- Манш. Вот когда стали окончательно ясными загадочные слова Шатобриана, что викинги дали Франции Корнеля, а Англии Шекспира . Вот откуда принц Датский и Эльсинор , ведь это скандинавская сага. Ратленд вспомнил . Пьеса "Гамлет" особенно удалась именно потому, что в авторе заговорила память крови . В моем воображении мгновенно возник небольшой конный отряд, переправляющийся через Ла – Манш. Какие бесценные гены ! Каждый из нас, куда бы он ни двинулся, везет с собой или благородное, или худородное начало, или ни то, ни другое , а нечто невнятное, размытое . Но долгая память лепится только к чему-то достойному, чистому, светлому. Вот оно, место человека в человечестве! Все остальное бесславно погибает в большой точке бытия.

- Несколько слов , Нелли Вартановна, о дегуманизации современного общества и в этом смысле о роли "Шекспира".

- Мир не просто дегуманизировался , он повелся на ядовитый огонёк информативности, на мелькание пустых картинок . Он постигал информацию знанием . Меж тем информация - это шальные необлагороженные сведения . А вкус -это умение сделать выбор . Поэтому искусство , аристократизм , изящество , аскеза и красота не нужны помертвелой эпохе . От искусства сегодня осталась одна оболочка . А "Шекспир" –это Слово , это Смысл , это долгое эхо Вдумывания . Это школа из школ , это Духовный колледж человечества. И если выпал в вашей жизни особенно задумчивый миг и вам не ясны пути , то вам лучше пойти на представление "Гамлет", где стройный принц в черном одеянии внесет в ваше сердце больше света , чем десять психологов и врачей . Мы слушаем "Шекспира" не ушами и даже не душой - мы слушаем "Шекспира" совестью .

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • В ПРОГРАММЕ - ШОСТАКОВИЧ
      2024-05-10 10:35

      Из последних концертов Национального филармонического оркестра под управлением Эдуарда Топчяна вечер 5 мая, безусловно, самый особенный. Несмотря на исполнение не самой популярной программы - Скрипичный концерт N1 ля-минор и Тринадцатая симфония Дмитрия Шостаковича на стихи Евгения Евтушенко, Большой концертный зал им. А. Хачатуряна был переполнен. Солировал в концерте выдающийся скрипач Сергей Хачатрян, выступления которого всегда сопровождаются повышенным градусом напряжения.

    • БЛАГОРОДСТВО ТАЛАНТА
      2024-05-03 11:07

      K 100-летию со дня рождения Петра АЙКАЗЯНА Армянская культура знает немало замечательных имен, которые вписаны золотыми буквами в ее историю, - имен людей, чьей наибольшей заботой всю жизнь было обогащение духовных сокровищ своего народа. Среди этих славных имен красиво и ярко светится имя Петра Асатуровича Айказяна - выдающегося педагога, "прораба духа", воспитавшего не одно поколение музыкантов-скрипачей.  Его жизнь, внешне очень спокойная, лишенная драматических событий, давала нам примеры огромной нравственной силы, каждодневной борьбы за свое право быть человекам и истинным Педагогом с большой буквы. Даже в старости (это определение никак не вязалось с его именем) самим своим  обликом молодого, стройного, с живыми глазами и жадностью к работе человека, Петр Асатурович утверждал излюбленную  мысль о том, что мудрость – это умение и в старости сохранить непосредственность восприятия мира.

    • ПРИНОШЕНИЕ УЧИТЕЛЮ
      2024-04-29 11:37

      Интерес к этому концерту Армянского государственного симфонического оркестра под управлением Сергея Смбатяна был вызван  не новизной программы: шедевры, прозвучавшие в этот  вечер, исполнялись в Большом зале им. Арама Хачатуряна не раз. Свободных мест в зале не было. Особый ажиотаж был вызван не только участием талантливейшей солистки, скрипачки Дианы Адамян, живущей ныне в Европе, но и посвящением концерта. Этим концертом отмечалась знаменательная дата – 100-летие со дня рождения выдающегося педагога, кавалера медалей "За заслуги перед Отечеством II степени" и "Мовсес Хоренаци" Петра Асатуровича Айказяна.

    • АРШИЛ ГОРКИ И XXI ВЕК
      2024-04-24 11:22

      Искусство Аршила Горки принадлежит к чудесным страницам художественного наследия прошлого века. Его произведения неизменно привлекают интерес исследователей разных стран. О нем изданы, преимущественно на английском, монографии, каталоги, аналитические статьи. Его имя фигурирует в книгах по истории искусства, в энциклопедиях. Как известно, на международных аукционах стоимость его произведений достигает нескольких миллионов долларов. Кем является этот художник для нашего времени, для XXI века? Казалось бы, о чем тут размышлять! Нет ни загадок, ни споров. Нет никакого недостатка в нашем уважительном отношении к Аршилу Горки и ко всем классикам мирового искусства. Мы охотно рассматриваем их работы, любуемся, увековечиваем. И все же… Мы мало задумываемся о том, почему мы теперь совсем другие, чем они. И что представляет собой наша современность? Что это - движение вперед по тому же самому пути, который мы, когда речь идет о прошлом, прославляем, увенчиваем лаврами? Или нечто другое - блуждание по оскудевшим тропам, среди сорняков, руин? А может быть, и то и другое в странном фантастическом сплетении…






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ