ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ НЕ ДЛЯ ВСЕХ
В интервью "ГА" доктор биологических наук, профессор ЕГУ, член-корреспондент НАН РА Армен ТРЧУНЯН говорит о задачах системы образования в условиях пандемии.
-Г-н Трчунян, судя по ситуации, в ближайшее время система образования вряд ли вернется к прежнему режиму работы. Какие проблемы выявил переход к удаленному обучению?
- Сначала хочу сказать несколько слов как биолог. Надо понять, что пандемия, разумеется, носит временный характер, спад заболеваемости, конечно, наступит, но жить с вирусами неизбежно придется. И так было всегда. Поэтому надеяться, что вирусы когда-то исчезнут, не стоит. Надо знать, что они были, есть и будут всегда, поэтому общества и государства должны сделать апдейт и научиться жить в условиях новых инфекционных и других внешних угроз. Никто не отменит биологическую сущность человека.
- Но разве COVID–19 – самый опасный вирус из всех, с которыми сталкивалось человечество?
- Конечно, нет. Мы живем в окружении патогенных бактерий и вирусов, в том числе и возбудителей особо опасных инфекционных заболеваний. История знает и гораздо более страшные эпидемии. По оценкам микробиологов и врачей примерно 26% смертей в мире связано с инфекционными заболеваниями, причем, по данным доклада нобелевского лауреата на одном из недавних европейских микробиологических конгрессов, последствия перенесенных инфекционных заболеваний могут проявляться у человека от 3 месяцев до 60 лет. И не всегда мы можем преодолеть инфекционные факторы. Поэтому надо адекватно оценить ситуацию и понять, что нам предстоит сделать. А это серьезные изменения условий жизни, обеспечивающие достаточно безопасное сосуществование человека с возбудителями инфекционных болезней.
- А теперь давайте все-таки вернемся к вопросу образования…
- Когда началась эпидемия, нам пришлось перевести всю систему образования на дистанционную основу. Однако понятно, что удаленное обучение не может заменить очное образование и в первую очередь это касается естественных наук, творческих, инженерных, медицинских, аграрных специальностей. Так мы просто потеряем кадры. К дистанционному обучению надо относиться как к временному, даже как к кратковременному явлению, его надо дополнять другими, хорошо отработанными формами занятий, которые используются при подготовке кадров. При этом следует помнить, что подготовка специалиста не сводится к механическому усвоению информации, необходима передача умений и навыков, которые в дальнейшем будут необходимы в практической работе. Мы должны организовать лабораторные и другие практические занятия с малыми группами студентов с сохранением эпидемиологических требований. Правда, расходы при этом увеличатся, но на образовании лучше не экономить.
Вторая проблема из числа первоочередных – мы не готовы к эффективному дистанционному обучению, не обладаем необходимыми методами, у нас нет соответствующих дидактических и видеоматериалов, учебной и учебно-вспомогательной литературы. Нужно создать весь необходимый объем таких материалов и литературы на армянском языке и обеспечить их доступность. Разумеется, за два месяца мы не могли создать все необходимые условия для дистанционного обучения. В последние годы индивидуальной работе при подготовке специалистов уделяется больше внимания, но и тут мы еще только в начале пути, объем проводимой индивидуальной работы со студентами вряд ли можно считать достаточным. Есть и проблемы психологического характера. Имеет смысл повторить еще раз, что даже при создании всех необходимых условий, дистанционное обучение нельзя рассматривать как самодостаточную форму обучения, она может быть лишь дополнительной формой работы при подготовке кадров по многим специальностям.
- Но, наверное, это не первый опыт дистанционного обучения?
- В общем-то дистанционное обучение используется в мире давно, известен опыт Мадридского университета, который одним из первых в мире обратился к этой форме работы, но и там дистанционно готовят кадры по очень узкому кругу специальностей.
- Существуют ли и другие проблемы системы образования, которые выявила пандемия?
- Давно следовало уточнить список специальностей, по которым готовятся кадры. Пандемия выявила дефицит кадров микробиологов, врачей-инфекционистов, ряда других профессий, но никаких практических действий со стороны государства не последовало. Мы получили постановление о государственном заказе на подготовку специалистов в высшей школе, там есть некоторые изменения, но они не соответствуют реальным требованиям. Поэтому не понятно, когда будет пересмотрен госзаказ на подготовку кадров, а надо учитывать, что это долгий процесс. Чтобы подготовить высококвалифицированного специалиста, нужно не менее 10 лет, то есть мы уже опоздали. Подготовка кадров должна идти с опережением, потребность в специалистах должна прогнозироваться. К решению этой проблемы надо приступать безотлагательно. Это одна из важных задач государственной структуры, отвечающей за подготовку кадров, тех, кто несет ответственность за будущее общества и государства. И если уже сегодня мы начнем готовить специалистов по дефицитным и новым специальностям, то получим их лишь через 10 лет. А мы вообще ничего не предприняли, и о опережающей подготовке кадров говорить не приходится.
- А вопрос потребности в кадрах как-то изучается?
- Всегда говорится о том, что подготовка кадров должна осуществляться в соответствии с потребностями рынка труда. Но это скорее из области благих пожеланий. В реальности формирование госзаказа не основывается на данных исследований, госзаказ формируется произвольно. Надо безотлагательно пересмотреть и разработать новые методы организации учебного процесса и методы обучения, определиться с госзаказом и перечнем специальностей, в которых нуждается страна.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-10-18 10:36
В интервью «ГА» руководитель отдела вычислительной физики и информационных технологий Национальной лаборатории им. Алиханяна, доктор физико-математических наук, профессор Норайр АКОПОВ говорит о возможностях максимального использования суперкомпьютера.
-
2024-10-16 10:31
В интервью «ГА» директор Общественного института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона Гагик ПОГОСЯН-ХАХБАКЯН рассказывает об исторических связях Армении и комментирует некоторые любопытные факты.
-
2024-10-07 10:24
Армяне живут на Дону уже 245 лет. Их предки - в далеком прошлом выходцы из столицы Багратидов Ани и окрестных сел - были вынуждены оставить родную землю и прекрасный процветающий город из-за постоянных набегов турок-сельджуков и разрушительных землетрясений. Покинув Ани, беженцы преодолели множество испытаний, потом надолго осели в Крыму, где их жизнь складывалась в целом неплохо, но тесная связь Крымского ханства с Турцией оставалась фактором риска.
-
2024-10-05 10:22
За последние годы этнический состав Армении существенно изменился. В нашей еще недавно практически мононациональной стране все чаще можно встретить людей самых разных национальностей, оказавшихся здесь по разным причинам. Кто они - эти люди, каковы их дальнейшие планы и впечатления от Армении? На эти и другие вопросы отвечает сотрудник Института археологии и этнографии НАН РА, кандидат исторических наук Сона НЕРСИСЯН.